Трастовые операции коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

Осуществляя трастовые операции, коммерческие банки в специфической форме выполняют функцию накопления денежных капиталов и их мобилизацию в производство. Использование трастовых операции позволяет маскировать сращивание банковского капитала с нефинансовым капиталом, поскольку банки вкладывают доверенные им капиталы в акции и облигации крупных корпораций и компаний. Банкам данные операции позволяют установить контроль над корпорациями, т.к. получение в доверительное управление ценных бумаг означает передачу основных прав в отношении этих ценных бумаг, за исключением права получения дохода по ним. Но в то же время, владение акциями одной компании через траст, связано не только со стремлением к контролю, но и большим риском для банка

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и содержание трастовых операций банков………………………...5
2. Трастовые услуги……………………………….……………………..............9
3. Проведение трастовых операций коммерческими банками……….............14
4. Механизм доверительного управления в банковской сфере……………....17
5. Структура траст - отдела коммерческого банка…………………………....20
6. Договор траста…………………...…………………………………...............21
7. Права и обязанности траст – отделов коммерческих банков……...............22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

трастовые операции ком б.docx

— 48.32 Кб (Скачать)

     Страховой  траст возникает в случае, если  какое-либо лицо назначает траст-отдел  банка доверенным лицом по  страховому полису и поручает  ему выплачивать страховую сумму  после его смерти одному наследнику.

     Выполнение  роли опекуна и/или хранителя  имущества

Другим важным аспектом деятельности банков по обслуживанию доверительных  интересов клиентов является опекунство и обеспечение сохранности имущества. Эти операции банков распространяются в основном на несовершеннолетних, которые считаются неправоспособными  в области управления и владения имуществом.

     Выполнение  агентских функций

Траст- отделы коммерческих банков могут выполнять для физических лиц и отдельные агентские  функции, связанные с сохранением  активов, управлением собственностью и юридическим обслуживанием. Эти  операции отличаются от полного траста главным образом тем, что при  выполнении 3функций агента право собственности в основном сохраняется за её владельцем. Одной из разновидностей агентских соглашений между траст - отделом банка и его клиентом является договор о сохранении активов. При таком соглашении траст-отдел принимает на ответственное хранение и в управление определённые активы (как правило, в ценных бумагах). При этом траст-отдел обязан получать доходы по ним и извещать клиента об их поступлении, погашать облигации с истёкшими сроками, покупать и продавать ценные бумаги. Главная задача траст - отдела – сохранить и приумножить доверенный ему капитал.

     В расширенном  виде договор о сохранении  активов может включать в себя  и полные представительские функции,  когда траст-отдел банка осуществляет  все виды инвестиционных или  коммерческих операций с капиталом  доверителя, т.е. полностью распоряжается  инвестиционным портфелем клиента.

ТРАСТОВЫЕ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ  ЛИЦАМ.

      Большое  место в деятельности коммерческих  банков занимают услуги юридическим  лицам, которые олицетворяют фирмы,  компании и предприятия. Значительная  часть услуг, предоставляемых  компаниям банками, включает в  себя следующие операции:

- управление пенсионными  фондами корпораций;

- участие в прибыли;

- выпуск облигаций;

- временное управление  делами компании в случае ее  реорганизации или банкротства;

- выполнение платежных  функций (погашение облигаций,  выплата дивидендов акционерам  компаний)

 В результате выполнения  этих услуг банки по работе  с юридическими лицами создают  трасты:

- корпоративный траст;

- траст наемных рабочих;

- институционный траст;

- коммунальный траст.

     Корпоративный  траст организуется в форме  закладываемого в банке имущества  для обеспечения выпуска облигаций  компании. Траст наемных рабочих  имеет форму либо пенсионного  фонда, либо участия в прибылях. В первом случае руководство  компании вносит денежные средства  в фонд, управляемый банком, для  покупки аннуитетов или выплат  работникам при достижении ими  пенсионного возраста. Если работники  вносят деньги в фонд, тогда  его именуют пенсионным трастом  с участием. Высшие учебные заведения  могут создавать институционный  траст и передавать его банку  на доверительное управление. Кроме того, группа лиц, проживающих в определенной местности, имеет право учреждать в банке траст (коммунальный траст) в пользу местной общины (сельской, городской). Эти трасты создаются для таких целей, как поощрение научных исследований, помощь учебным и благотворительным заведениям, помощь больным, престарелым, улучшение условий труда и т.д.

     Трастовые  отделы банков не ограничиваются  только сферой частных корпораций; они управляют также государственными  фондами на самых различных  условиях - от муниципалитета до  города и округа.

    Кроме того, для  юридических лиц траст - отделы  банков выполняют самые разнообразные  посреднические функции. Они выступают  в качестве агента по передаче  права собственности на акции  корпораций.

     Наиболее перспективными  для российской экономики являются  услуги инвестиционных организаций  для частных пенсионных фондов, премиальных фондов - так называемый  финансовый траст. При этом  различают:

- публичный траст, образующийся  из пожертвований частных лиц  на благотворительные цели;

- пенсионный траст, учреждающийся  для управления фондами компании, из которых выплачиваются пенсии  компаниям;

- дискретный траст - дающий  право распоряжаться средствами  учредителя с целью получения  выгоды, предоставившим траст лицам.

     Другой широко  распространенной формой трастовых  отношений являются трасты по  недвижимости. Такие трасты организуются, как правило, путем взаимных  вложений, что дает возможность  инвесторам получать преимущества  в налогообложении.

     Основными  видами трастов по недвижимости  являются:

- акционерные, образующиеся  в результате объединения высокодоходного  имущества и выпуска под него  акций;

- залоговые, образующиеся, как и акционерные, но получающие  доход за счет осуществления  операций по покупке и продаже  закладных и недвижимости;

- комбинированные, наиболее  устойчивый вид трастовых отношений,  т. к. средства инвестируются  как в недвижимость, так и в  займы под залог.

     Обычно подобные  трасты предполагают установление  минимального предела вносимого  имущества для его участников. Значительна роль трастового  отдела и как уполномоченного  по ликвидации имущества предприятия  - банкрота. Трастовые фирмы могут  выступать гарантом в операциях  по хранению и передаче ценностей  от одного контрагента другому.  Большой процент выполняемых  услуг занимают также операции, связанные с управлением наследуемым  имуществом.4

     Относительно  широко распространена трастовая  операция, связанная с управлением,  отданным в управление активами. На 1-ом месте стоит кратко- и  среднесрочное кредитование (до 6 мес.) - прежде всего операций с недвижимостью,  это предельно сжатое по срокам  строительство жилья. На 2-ом месте  - кредитование торговли. Для подстраховки  единичные головные банки нередко  переводят торговле компании  к себе на расчетно-кассовое  обслуживание и кредитуют в  пределах 75% остатков на счетах.

     По примеру  западных банков внедряются некоторые  трастовые услуги, например, хранение  ценностей в сейфах, депозитное  обслуживание ценных бумаг (от  регистрации, расчетов по сделкам  до выплаты дивидендов), проведение  собраний акционеров, финансовое  консультирование, исследование рынков  и т.д. Это практически все  операции, которыми могут воспользоваться  в настоящее время российские  предприниматели.

 

 

 

 

 

 

3. ПРОВЕДЕНИЕ ТРАСТОВЫХ  ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ.

     Развитие трастовых  операций в России по существу  началось с созданием коммерческих  банков. Однако такое развитие  тормозится отсутствием полного  законодательного обеспечения самого  института доверительной собственности.  Первое появление траста конечно  связано с приватизацией в  стране в 1992-1993гг., когда физические  лица получили в собственность  большие суммы средств, которыми  необходимо было управлять.

     Причины возникновения  доверительных операций в России  отличны от предпосылок возникновения  подобных операций в зарубежных  странах. Первопричинами возникновения  спроса и создания рынка доверительных  операций в России явились:

- изменения, связанные  с переходом экономики от плановой  к рыночной, и обесценение вкладов  населения, средств предприятий  на расчетных счетах вследствие  гиперинфляции;

- неподготовленность к  таким изменениям большинства  граждан, руководителей предприятий.

     Кроме того, в рамках рыночной экономики  различные компании и предприятия  создают свои портфели ценных  бумаг, управлять которыми не  могут в результате отсутствия  у них информации о рынке  ценных бумаг.

     В своей  деятельности по доверительному  управлению коммерческие банки  на территории РФ руководствуются  Гражданским Кодексом ч.2,гл.53,законом  “О Центральном банке РСФСР  (Банке России)” от 26.04.1995г., законом  РСФСР “О банках и банковской  деятельности” от 3.02.1996г., законом  “О рынке ценных бумаг” от 22.04.96г. и Инструкцией №63 ЦБ  “О порядке осуществления операций  доверительного управления и  бухгалтерском учете этих операций  кредитными организациями РФ”  от 2.07.1997г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОПЕРАЦИЙ В РОССИИ.

     Центральный  банк РФ разработал Методические  указания по проведению доверительных  (трастовых) операций коммерческими  банками на территории России, включающее в себя следующие  разделы:

- правильное оформление  управления имуществом;

- общие фонды банковского  управления;

- договор о доверительном  управлении имуществом в общем  фонде банковского управления.

     При заключении  соглашения о трасте доверителю (независимо от того, является  ли он физическим или юридическим  лицом-резидентом или нерезидентом) предлагается аналитическая информация  о состоянии финансового рынка,  содержащая помимо словесного  описания и графические иллюстрации.  Анализ финансового рынка проводится  экспертами-аналитиками банка с  применением методов статистической  статистики обработки информации  и экономико-математического моделирования.

     По условиям  соглашения о доверительном управлении  денежными средствами, заключаемого  банком с юридическим (или физическим) лицом, потенциальному инвестору  предлагается осуществить на  основе собственных предпочтений  в один или несколько сегментов  финансового рынка:

- государственные ценные  бумаги;

- ценные бумаги банка  - доверительного управляющего;

- ссудный капитал: коммерческие  кредиты юридическим лицам-резидентам  РФ, межбанковские кредиты (депозиты) российских и иностранных банкам;

- вторичный фондовый рынок:  корпоративные ценные бумаги  российских промышленных предприятий,  фондов, объединений, банков.

     На основании  соглашения о трастовом размещении  денежных средств управлении  ими сотрудники банка формируют  “Портфель вложений” путем выполнения  инструкции доверителями инвестирования  средств в сегменты финансового  рынка, предусмотренные условиями  соглашения, а также наиболее  перспективные области, выделенные  в результате анализа экономической  ситуации и прогноза динамики  ее развития. При этом в период  осуществления соглашения доверитель  получает от банка полную информацию  о ходе реализации заключенного  соглашения посредством ежемесячных  отчетов.5

     Вознаграждение, получаемое банком за управление  средствами доверителя, напрямую  зависит от результатов проведения  финансовых операций: по условиям  трастового соглашения его величина  устанавливается как процент  от величины полученного дохода. Следовательно, банк заинтересован  в наиболее оптимальной диверсификации  трастового портфеля. Анализ, осуществляемый  по многим критериям, постоянное  отслеживание ситуаций на валютном  фондовом рынке и рынке краткосрочных  кредитных ресурсов, внесение изменений  и дополнений в существующие  прогнозы, позволяет избежать необоснованных  рисков финансовых вложений и,  таким образом увеличивать доходы  клиентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. МЕХАНИЗМ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ.

     В целом  весь процесс сотрудничества  банка и клиента в связи  с управлением портфелем инвестиций  последнего можно условно разбить  на шесть этапов.

     Первый этап. Появление клиента в банке  и проведение банковским работником  беседы с ним относительно  его финансового положения, доходов  и сбережений на данный момент. На основании полученных данных  проводится анализ платежеспособности  клиента.

     Второй этап. Банковский работник определяет  примерный период времени, в  течение которого банк будет  иметь возможность распоряжаться  средствами клиента (выясняется  размер фактически получаемого  клиентом постоянно заработка,  возраст, время ухода на пенсию  и т. п.). Особое внимание банковский  работник обращает на то, чтобы  рост денежных средств клиента  компенсировал темпы развития  инфляции.

Информация о работе Трастовые операции коммерческих банков