Управление банковскими рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 05:19, курсовая работа

Описание работы

Бурный рост российской банковской системы пришелся на очень короткий период всего 8 лет (с 1988 по 1995 годы). За этот период количество банков возросло с четырех до двух с половиной тысяч. Таких темпов развития банковской системы мировая история еще не знала. Молодость российской банковской системы и ее ориентированность на бурный количественный рост не могли не отразиться на качественных показателях.
Созданию современной кредитной системы РФ также предшествовал длительный период, который определялся социально-экономическим условиями развития нашей страны. Нынешняя кредитная система приближена к модели, функционирующей в большинстве промышленно-развитых стран, хотя в России ситуация осложнена несовершенством рынка ценных бумаг и слабым развитием небанковских кредитных учреждений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть
Управление банковскими рисками……………………………………………...4-7
Открытие банковских счетов клиентов для проведения расчетов……………..7-9
Регулирование достаточности собственного капитала коммерческого банка в соответствии с Инструкцией Банка России 110-И……………………………..9-11
Расчетная честь…………………………………………………………….……….12
2.1 Показатели ликвидности …………………………………………………….12-14
2.2 Показатели финансовой устойчивости ………………………………………14-17
2.3 Показатели деловой активности….……………………………………………17-20
2.4 Показатели рентабельности …………….…………………………………..20-22
Приложение 1. Бухгалтерский баланс…………………………………………..23-24
Приложение 2. Отчет о прибыли и убытках…………………………………………25
Приложение 3. Кредитный договор……………………..………………………..26-30
Заключение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

kursovaya_dkb.docx

— 246.39 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО Дальневосточный государственный

университет путей сообщения

Институт  интегрированных форм обучения

 

 

Кафедра "Финансы и кредит"

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по  дисциплине «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»

 

 

 

 

Вариант 28

 

 

 

 

Выполнила:

                                                                         Студентка 2 курса

                                                                                 

ФИО Честнейшина К.

 

Проверил:

ФИО Ардован А.М

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2013

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………….3

  1. Теоретическая часть
    1. Управление банковскими рисками……………………………………………...4-7
    2. Открытие банковских счетов клиентов для проведения расчетов……………..7-9
    3. Регулирование достаточности собственного капитала коммерческого банка в соответствии с Инструкцией Банка России 110-И……………………………..9-11
  2. Расчетная честь…………………………………………………………….……….12

2.1  Показатели ликвидности …………………………………………………….12-14

      2.2  Показатели финансовой устойчивости ………………………………………14-17

2.3 Показатели деловой активности….……………………………………………17-20

2.4  Показатели рентабельности …………….…………………………………..20-22

Приложение 1. Бухгалтерский баланс…………………………………………..23-24

Приложение 2. Отчет о прибыли и убытках…………………………………………25

Приложение 3. Кредитный договор……………………..………………………..26-30

Заключение……………………………………………………………………………31

Список литературы……………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

   Банки одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Устойчивость банков существенно влияет на эффективность экономики страны.  
Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и другие операции, банки выполняют общественно-необходимые функции.            Банковская система РФ представляет собой явление уникальное: по числу банков, уровню приватизации, темпам роста и степени дерегулирования российский банковский сектор заметно превосходит аналогичные показатели не только стран с переходной экономикой, но и подавляющего большинства развивающихся стран.  
   Бурный рост российской банковской системы пришелся на очень короткий период всего 8 лет (с 1988 по 1995 годы). За этот период количество банков возросло с четырех до двух с половиной тысяч. Таких темпов развития банковской системы мировая история еще не знала. Молодость российской банковской системы и ее ориентированность на бурный количественный рост не могли не отразиться на качественных показателях.  
   Созданию современной кредитной системы РФ также предшествовал длительный период, который определялся социально-экономическим условиями развития нашей страны. Нынешняя кредитная система приближена к модели, функционирующей в большинстве промышленно-развитых стран, хотя в России ситуация осложнена несовершенством рынка ценных бумаг и слабым развитием небанковских кредитных учреждений.  

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретическая часть.
    2. Управление банковскими рисками.

 

Основной задачей регулирования  рисков является поддержание приемлемых соотношений прибыльности с показателями безопасности и ликвидности в  процессе управления активами и пассивами  банка, т.е. минимизация банковских потерь. 
 
Управление банковскими рисками предполагает:

 
1.выявление и оценку факторов  риска; 
2.предупреждение, измерение и минимизацию риска; 
3.проведение мероприятий согласно действующей политике управления рисками.

 
Важным является создание такой  системы управления рисками, которая  обеспечила бы их выявление, локализацию, измерение и контроль. 
 
Это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы своевременно и последовательно использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.  
 
Следующий этап считается активным по отношению к управлению рисками и включает в себя выявление и оценку банковских рисков до момента их материализации. Именно на данном этапе возможно эффективное воздействие на риски банка. 
 
Важным этапом управления кредитным риском является определение причин возникновения банковского риска, что позволит спрогнозировать будущее и разработать перечень мероприятий (конкретных мер воздействия), снижающих уровень риска. 
 
Основные факторы, определяющие банковские риски при проведении операций, делятся на два уровня: микроуровень и макроуровень.

 
На макроуровне действуют следующие  факторы: 
- снижение темпа экономического роста; 
- усиление инфляции; 
- ухудшение торгового и платёжного баланса; 
- увеличение государственного долга; 
- уменьшение официальных золотовалютных резервов; 
- миграция капиталов (приток или отлив); 
- политические события. 
 
На микроуровне действуют следующие факторы: 

 
- ухудшение хозяйственно-финансового  положения контрагента; 
- неплатёжеспособность покупателя и заёмщика; 
- неустойчивость курса валюты, цены (кредита) и валюты платежа; 
- колебания процентных ставок; 
- степень доверия к контрагенту (субъективный фактор). 
 
Следующий этап - прогнозирование последствий рисков традиционно реализуется по четырем сценариям:

 
1.положительный; 
2.нейтральный; 
3.отрицательный; 
4.критический.

 
Положительный сценарий принимает  допущение о том, что банк имеет  возможность исключить финансовые потери от операций в случае рисковой ситуации. 
 
Нейтральный сценарий основывается на компенсации недополученных доходов от деятельности за счет других источников. 
 
Отрицательный сценарий рассчитывается для случая, когда не удается минимизировать финансовые потери от операций. 
 
Критический сценарий рассматривает необратимые последствия для банка от финансовых потерь существенно превышающих собственный капитал банка (в случае системного кризиса). 
 
Состояние внешней и внутренней сред предопределяет содержание антирисковых мероприятий, в числе которых реструктурирование долга, санирование заемщиков (дебиторов), реализация обеспечения и так далее. 
 
Анализ результатов антирисковых мероприятий позволяет выявить слабые места в управлении банковским риском: если результаты оказались положительными, это значит, что управление риском работает эффективно. В противном случае, необходимо определить основную причину неэффективности: недостатки политики управления рисками или проблемы ее реализации. 
 
                               Важнейшими элементами систем управления рисками являются:

1. четкие и документированные  принципы, правила и директивы  по вопросам торговой политики  банка, управления рисками, организации  трудового процесса и используемой  терминологии; 
2. создание специальных групп управления рисками, независимых от коммерческих подразделений банка; 
3. установление лимитов рыночных и кредитных рисков и контроль за их соблюдением, а также агрегирование (объединение) рисков по отдельным банковским продуктам, контрагентам и регионам; 
4. определение периодичности информирования руководства банка о рисках.

 
Мероприятия по преодолению рисков можно разделить на три группы:

1. Избежание риска. Этот  метод наиболее простой, однако, он означает отказ от каких-то  операций – например, от выдачи  кредитов в определенных ситуациях.  Ограниченность этого метода  очевидна.

2. Предупреждение (исключение) риска. Предупреждение риска достигается  путем ликвидации предпосылок  возникновения риска в будущем  (например, отбор, оценка, мотивация  и развитие кредитных специалистов; оценка кредитоспособности заемщика);

3. Сохранение уровня (удержание)  риска. Поддержание риска на  определенном уровне предполагает  соблюдение банком внешних нормативов (центральный банк) и внутренних  требований (рисковая стратегия)  к уровню риска. Известно несколько  подходов государственного регулирования  рисков коммерческих банков: стандартизированный  подход, подход на основе внутренних  моделей, контрактный подход. 

4. Снижение (регулирование)  риска выражается в целом ряде  методов: 
а) использование форм обеспечения (залога, гарантий, поручительства и т.д.); 
б) страхование (хеджирование) риска – направлено на максимально возможное ограничение воздействия непредвиденных, непредсказуемых изменений, обеспечение минимального отклонения фактической прибыли от ожидаемой; 
в) разделение риска, его диверсификация, рассеивание риска;

5. Предусмотрение риска  в балансе банка (через источники  покрытия потерь – резервы  на возможные потери по ссудам, под обесценение ценных бумаг,  резервный фонд, фонд обязательных  резервов).

 

    1. Порядок открытия счетов

 

Порядок открытия счетов и  механизм осуществления операций по ним регулируются Банком России в соответствии с федеральным законодательством. Они могут быть открыты предприятиям с различной формой собственности. Существуют особенности предоставления юридическими лицами документов, необходимых для открытия отдельных видов счетов. 
Для открытия расчетного счета в банке предприятия — резиденты представляют:

  1. заявление на открытие счета установленного образца;
  2. справку о постановке на учет в налоговом органе;
  3. справку из Пенсионного фонда;
  4. справку из Фонда обязательного медицинского страхования и статистических органов;
  5. нотариально удостоверенную карточку с образцами подписей и оттиском печати предприятия (по установленной форме);
  6. копии документов о назначении (избрании и проч.) должностных лиц предприятия — распорядителя счета, указанных в представленных карточках;
  7. копию документа о включении в состав Единого государственного регистра предприятий и присвоении кодов предприятию органами Госкомстата РФ;
  8. нотариально удостоверенные (удостоверенные регистрирующим органом) копии:

а) устава (положения); 
б) учредительного договора (заявки на регистрацию); 
в) свидетельства о государственной регистрации предприятия; 
г) договора банковского счета. 

Открытие счетов предпринимателям имеет свои особенности. Если предприниматель осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, то расчетный и другие счета открываются ему на его имя. Для открытия счета в банк предоставляются:

  1. заявление на открытие счета в российских рублях;
  2. копия документа о государственной регистрации, удостоверенного нотариально (или регистрирующим органом);
  3. справка о постановке на учет в налоговом органе;
  4. справка из органа Пенсионного фонда;
  5. справка из Фонда обязательного медицинского страхования;
  6. нотариально удостоверенная карточка с образцом подписи предпринимателя.

Все платежи со счета клиента  производятся банком только по поручению  клиента и в день поступления  платежных документов в банк до окончания  операционного дня. За несвоевременное осуществление платежей со счета клиента банк уплачивает клиенту пеню в размере 0,5% от несвоевременно перечисленной суммы за каждый день просрочки платежа. 
Все платежи в пользу владельца счета зачисляются в день поступления в банк подтверждающих платежных документов. В случае задержки поступления платежных документов банк принимает все меры к обеспечению их розыска. За несвоевременное по вине банка зачисление платежей на счет клиента банк уплачивает пеню в размере 1,0% от несвоевременно зачисленной суммы за каждый день просрочки. 

Для юридических лиц, имеющих  задолженность по уплате налогов  и взносов в государственные  внебюджетные фонды, существует счет недоимщика. Это один из расчетных (текущих) счетов, с которого осуществляются все расчеты по погашению задолженности бюджету и внебюджетным фондам. Счет недоимщика подлежит регистрации в территориальном органе Министерства РФ по налогам и сборам. На время действия счета недоимщика со всех остальных расчетных (текущих) счетов в рублях осуществляются только операции по зачислению средств и перечислению их на счет недоимщика и осуществление платежей 1-й и 2-й групп очередности. 
Открытие счета клиентам регистрируется в Книге регистрации открытых счетов. 

 

1.3 Регулирование достаточности собственного капитала коммерческого банка в соответствии с Инструкцией Банка России 110-И.

 

На практике ликвидность банка определяется путем оценки ликвидности его баланса. Баланс банка считается ликвидным, если средства по активу баланса позволяют за счет быстрой их реализации покрыть срочные обязательства по пассиву. С целью ликвидации противоречия между прибыльностью и ликвидностью коммерческих банков и поддержания высокого уровня ликвидности всей банковской системы России Центральный банк России, исходя из законодательно установленных полномочий в области банковского регулирования, в соответствии с Инструкцией № 110-И ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» установил для коммерческих банков 10 обязательных экономических нормативов, среди которых есть и непосредственно нормативы ликвидности банка (Н2, Н3, Н4, Н5) и нормативы, определенным образом влияющие на уровень ликвидности коммерческого банка. 
Н1 — отношение капитала кредитной организации к суммарному объему ее активов, взвешенных с учетом риска: с 1 апреля 2004 года минимально допустимое числовое значение норматива установлено в зависимости от размера капитала банка: — для банков с капиталом 5 млн евро и более, — 10%; — для банковском капиталом менее 5 млн евро — 11%. , 
Н2 — норматив мгновенной ликвидности, представляет собой отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам «до востребования». Минимально допустимое значение норматива установлено в размере 15% .

Информация о работе Управление банковскими рисками