Управление государственным долгом РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрены как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ, и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.
Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 42.53 Кб (Скачать)

Отсрочка погашения  займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда  дальнейшее развитие операций по выпуску  новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов. 

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство  полностью отказывается от обязательств по выпущенным займа. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей. 

Кроме того, в качестве метода привлечения заимствований  выделяется рефинансирование долга. Рефинансированием  государственного долга называют размещение новых государственных займов для  погашения задолженности по уже выпущенным. 

Минимальная цена заемных  средств на рынке определяется ставкой  рефинансирования. Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой  происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов. 

В настоящее время  при разработке вариантов оптимизации  внешнего долга России внимание концентрируется  главным образом на технических  средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также  менее традиционные методы - выплата  отступного, погашение долга в  национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под  расчеты по дебиторской задолженности. 

Под реструктуризацией  долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса  РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах  погашаемых долговых обязательств с  установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа. 

Основные схемы  реструктуризации включают в себя: списание долга, то есть аннулирование  прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга. 

В последние годы делаются позитивные попытки регулирования  государственных заимствований. Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга  России и предельных объемов государственных  заимствований России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных  годовых внешних заимствований  Российской Федерации не должен превышать  годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований  и выданных по ним гарантий и поручительств правительства РФ. 

ВЫВОД: Эффективное  применение методов управления госдолгом  приведет к снижению выплачиваемых  процентов по займам, увеличениям  сроков погашения, что положительно сказывается на экономике страны. 

Основным методом  управления госдолгом стало постоянное рефинансирование задолжности, в частности, перед международными финансовыми  организациями, а также реструктуризация задолжности кредиторам Парижского и Лондонского клубов. К таким  методам относятся: консолидация, реструктуризация, рефинансирование, конверсия, секьюритизация, аннулирование. 

3. Перспективы развития  управления государственным долгом 

3.1 Стратегия управления  государственным долгом в условиях  мирового финансового кризиса 
 

Под управлением  государственным долгом Российской Федерации следует понимать стратегию  управления государственными заимствованиями  в целях поддержания объема долга  на экономически безопасном уровне, своевременного погашения принятых обязательств, минимизации  стоимости его обслуживания и  оптимального распределения во времени  связанных с долгом платежей. 

Основной целью  управления долгом является обеспечение  исполнения расходных обязательств в полном объеме по возможно низкой стоимости. Основными задачами при  управлении государственным долгом в условиях экономического кризиса  являются: 

· обеспечение решения  важных социально-значимых в условиях кризиса задач, при недопущении  неконтролируемого роста долга  и увеличения рисков исполнения долговых обязательств Российской Федерации; 

· снижение влияния  платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации на финансирование иных статей расходов федерального бюджета; 

· недопущение единовременного  отвлечения значительного объема средств  федерального бюджета на погашение  и обслуживание государственного долга  Российской Федерации. 

Необходимо повышать эффективность государственных  заимствований, оптимизировать структуру  долга с целью минимизации  стоимости заимствований, обеспечить точный и своевременный учет государственного долга. 

Принципами политики управления государственным долгом Российской Федерации являются: 

· соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации; 

· сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне; 

· полнота и своевременность  исполнения обязательств; 

· минимизация стоимости  обслуживания долга; 

· эффективность  использования заемных средств; 

· прозрачность управления долгом. 

Значимость, решаемых в рамках бюджетной политики задач  в области заимствований и  управления государственным долгом как составной части системы  управления финансовыми ресурсами  Российской Федерации, определяет необходимость  рассмотрения вопросов нормативно-правового  обеспечения деятельности Российской Федерации. 

Мировой финансовый кризис, повлекший ухудшение ситуации на фондовом рынке, резкий спад производства в реальном секторе экономики  и общее снижение макроэкономических показателей, привели к сокращению доходной части бюджета Российской Федерации. 

Превышение расходных  полномочий над доходами требует  необходимости привлечения заемных  средств, доступность которых в  условиях кризиса резко снизилась. В более жестких условиях необходимо оптимизировать расходы, сохраняя при  этом социально значимые обязательства  и финансирование уже строящихся объектов, дефицит бюджета должен быть при этом умеренным, чтобы в  условиях кризиса иметь возможность  выйти на рынок и занять средства, необходимые для покрытия дефицита и погашения долговых обязательств. При формировании дефицита необходимо создавать запас прочности. 

Содержание долговой политики включает широкий комплекс мероприятий: разработку концепции  долговой политики, определение ее стратегических направлений, целей, главных  задач; создание адекватного механизма  реализации долговой политики; управление деятельностью по планированию заимствований; организацию размещения займов; предоставление государственных гарантий; контроль за целевым использованием привлекаемых ресурсов, а также за своевременным погашением государственного долга. 

Необходимым элементом  долгового управления является расчет долговой нагрузки на бюджет Российской Федерации. [25] 

С экономической  точки зрения уровень долговой нагрузки является критерием соответствия объема обязательств и выплат по ним, поступлениям в бюджет, степени покрытия обязательств собственными доходами. 

При определении  объемов и сроков заимствований  в условиях финансового кризиса  на рынке ценных бумаг необходимо: 

· вести беспрерывный мониторинг рынка ценных бумаг; 

· проводить размещение ценных бумаг Российской Федерации  только при благоприятной конъюнктуре  на рынке; 

· использовать практику заимствований на рынке ценных бумаг  для финансирования дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств только с приемлемой (не влекущей излишних расходов на обслуживание государственного долга для бюджета  области) доходностью; 

· отдавать приоритет  использованию среднесрочных заимствований  на рынке ценных бумаг с целью  снижения долговой нагрузки на бюджет Российской Федерации; 

· выпускать финансовые инструменты только с постоянной или фиксированной ставкой купонного  дохода или дисконта с целью снижения риска непредвиденных расходов на обслуживание государственного долга в будущие  периоды. 

Основными задачами Российской Федерации по поддержанию  надежности и ликвидности ценных бумаг Российской Федерации в  условиях финансового кризиса на рынке ценных бумаг определены следующие  меры: 

· своевременное  погашение и обслуживание заимствований  с целью недопущения наступления  технического дефолта по существующим обязательствам и безусловное исполнение взятых на себя обязательств по ценным бумагам Российской Федерации; 

· проведение работы с биржевыми площадками по процедуре  листинга. 

В целях снижения расходов на обслуживание государственных  ценных бумаг Российской Федерации  предусматривается: 

· выбор контрагентов и заключение договоров на рынке  ценных бумаг только через проведение открытых торгов, что позволит снизить  выплаты областного бюджета по агентским  и прочим договорам; 

· проведение процедуры  листинга вновь размещаемых ценных бумаг. 

В рамках складывающейся ситуации, вызванной мировым финансовым кризисом, необходимо минимизировать риски и избегать дополнительных расходов федерального бюджета, связанных  с возможностью наступления гарантийных  случаев. 

Для эффективной  реализации долговой политики необходимо совершенствовать систему долгового  управления, важными элементами которой  являются надлежащий учет и мониторинг государственного долга, внедрять прогрессивные  технологии по управлению государственным  долгом, позволяющие контролировать состояние долговой нагрузки и отслеживать  ход выполнения расходных обязательств в режиме реального времени, гибко  реагировать на изменяющиеся условия  финансовых рынков и использовать наиболее благоприятные источники и формы  заимствований, планировать принятие новых долговых обязательств исходя из принципа исполнения всех обязательств в полном объеме. 

Совершенствование управления государственным долгом Российской Федерации включает три  взаимосвязанных направления деятельности: 

1. Формирование бюджетной  политики в части планирования  объема и структуры государственного  долга исходя из постановленных целей перед федеральным бюджетом. 

2. Осуществление  заимствований с учетом платежеспособности  и долговой емкости федерального  бюджета, проведение операций  с государственным долгом, направленных  на оптимизацию его структуры  и минимизацию расходов на  обслуживание. 

3. Организация учета  долговых обязательств и операций  с государственным долгом. 

Управление структурой государственного долга в соответствии с данной стратегией следует осуществлять посредством систематического отбора форм заимствований, отвечающих потребности  области в привлечении финансовых ресурсов и способствующих минимизации  стоимости государственного долга  при заданном уровне рисков. 

Основой бюджетной  политики в части управления государственным  долгом, обеспечивающей необходимый  уровень экономической безопасности, должен быть механизм защиты определенной части расходов бюджета, необходимых  для бесперебойного функционирования инфраструктуры и выполнения социальных программ от рисков, связанных с  погашением долга. 

В среднесрочном  планировании необходимо четко контролировать объемы заимствований осуществляемых в нынешних и прогнозируемых экономических  условиях для сохранения долговой нагрузки на управляемом уровне. [24] 

Мероприятия по внедрению  формализованных процедур управления государственным долгом Российской Федерации должны способствовать достижению целей долговой политики. 

Основными рисками  исполнения федерального бюджета, в  том числе в части привлечения  заемных средств, можно определить: 

· риск процентной ставки, показывающий вероятность неблагоприятного для Российской Федерации изменения  стоимости заимствований в зависимости  от времени и объема потребности  в заемных ресурсах; 

· риск ликвидности, связанный с отсутствием у  федерального бюджета средств для полного исполнения своих обязательств в срок; 

· кредитный риск; 

· риск недостаточного спроса на облигации в определенный момент времени, который ведет к  невозможности удовлетворения потребностей эмитента. 

Информация о работе Управление государственным долгом РФ