Управление пассивными операциями коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Пассивные операции коммерческого банка – это операции, посредством которых формируются банковские ресурсы. Они делятся на собственные и привлеченные. Большое значение имеют пассивные операции, в результате которых образуется собственный капитал банка. Наличие этого капитала служит основанием для привлечения чужих средств. Основными источниками собственного капитала являются: акционерный, резервный капитал и нераспределенная прибыль.

Содержание

Содержание
Введение …………………………………………….………………………….……2
1Портфельное инвестирование: основные понятия и принципы формирования…………………………………………………………………….….4
1.1 Основные принципы формирования портфеля инвестиций …………….….4
1.2 Типы портфелей инвестиций …………………………………………….……9
2 Модели и структура инвестиционного портфеля АО «Банк Центр Кредит»..16
2.1 Модели портфельного инвестирования АО "Банк Центр Кредит".……….16
2.2 Анализ портфеля ценных бумаг АО "Банк Центр Кредит»………………..19
2.3 Деятельность АО "Банк Центр Кредит" на рынке ценных бумаг………... 22
3 Пути совершенствования инвестиционным портфелем коммерческих банков в Казахстане…………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………….…………………………………………27
Список использованных источников……………………………………………...2

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 65.95 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Республики Казахстан 

Костанайский  государственный университет 

Экономический факультет 

Курсовая  работа  

Управление  пассивными операциями

  коммерческого банка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнила студентка 

                                          2 курса гр.0951145

                                          Н.Л. Климова 
 

                                          Научный руководитель

                                          Г.М.Дюзельбаева 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Костанай,2010

 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………

1 Структура  и общая характеристика пассивных операций банка………

    1. Методы управления привлеченными средствами банка………………
    2. Классификация депозитов………………………………………………..

   1.3 Определение процентной ставки…………………………………………

2 Особенности  управления пассивными операциями  банка……………….

   2.1 Займы в центральном банке…………………………………………….

   2.2 Операции РЕПО…………………………………………………………

   2.3 Международные финансовые рынки………………………………….

   2.4 Рынок депозитных сертификатов……………………………………..

3 Особенности  управления недепозитными источниками………………… 

 

Введение

 
 

    Коммерческие  банки, как и другие субъекты хозяйственных  отношений, для обеспечения своей  хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. В современных  условиях развития экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что  с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии  государства на банковское дело, построением  двухуровневой банковской системы  характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения. Это объясняется  тем, что, во-первых, значительно сузился  общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене  банковской системы – Национальном банке Казахстана. Во-вторых, образование  предприятий и организаций с  различными формами собственности  означает возникновение новых собственников  временно свободных денежных средств, что способствует созданию рынка  кредитных ресурсов, органически  входящего в систему денежных отношений.

    Кроме того, масштабы деятельности банков, определяемые объектом его активных операций, зависят  от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают, и особенно от суммы  привлеченных средств. Такое положение  обостряет конкурентную борьбу между  банками за привлечение ресурсов.

    Ресурсы коммерческих банков представляют собой  совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в его распоряжении и используемые для осуществления  активных операций.

    Пассивные операции коммерческого банка –  это операции, посредством которых  формируются банковские ресурсы. Они делятся на собственные и привлеченные. Большое значение имеют пассивные операции, в результате которых образуется собственный капитал банка. Наличие этого капитала служит основанием для привлечения чужих средств. Основными источниками собственного капитала являются: акционерный, резервный капитал и нераспределенная прибыль.

    Все изложенное объясняет актуальность темы управления пассивными операциями банка, которая и будет рассматриваться  в данной курсовой работе. 
 

 

    1. Структура и общая характеристика пассивных операций банков

 
 

    Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся  на пассивных счетах или активно-пассивных  счетах в части превышения пассивов над активами [Банкдело, 213].

    Пассивные операции играют важную роль для коммерческих банков. Именно с их помощью банки  приобретают кредитные ресурсы  на денежных рынках.

    Существуют  четыре формы пассивных операций коммерческих банков:

    а) взносы в уставный фонд (продажа  паев и акций первым владельцам);

    б) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;

    в) депозитные операции (средства, получаемые от клиентов);

    г) внедепозитные операции.

    Пассивные операций позволяют привлекать в  банки денежные средства, уже находящиеся  в обороте. Новые же ресурсы создаются  банковской системой в результате активных кредитных операций. С помощью первых двух форм пассивных операций (а, б) формируется первая крупная группа кредитных ресурсов — собственные ресурсы. Следующие две формы (в, г) пассивных операций образуют вторую крупную группу ресурсов — заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы.

    Собственные ресурсы банка представляют собой  банковский капитал и приравненные к нему статьи. Роль и величина собственного капитала коммерческих банков имеет  особую специфику, отличающуюся от предприятий  и организаций, занимающихся другими  видами деятельности тем, что за счет собственного капитала банки покрывают  менее 10% общей потребности в средствах. Значение собственных ресурсов банка прежде всего в том, чтобы поддерживать его устойчивость. На начальном этапе создания банка именно собственные средства покрывают первоочередные расходы (земля, здания, оборудование, зарплата), без которых банк не может начать свою деятельность. За счет собственных ресурсов банки создают необходимые им резервы. Наконец, собственные ресурсы являются главным источником вложений в долгосрочные активы.

    Структура собственных средств разных банков неоднородна. Они включают: уставный капитал; добавочный капитал; резервный  фонд, фонды специального назначения и др., а также нераспределенную прибыль.

    Привлеченные  средства банков покрывают около 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Роль их исключительно  высока. Мобилизуя временно свободные  средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью  удовлетворяют потребность народного  хозяйства в дополнительных оборотных  средствах, способствуют превращению  денег в капитал, обеспечивают потребности  населения в потребительском  кредите.

    К пассивным кредитным операциям прежде всего относятся депозитные операции.

    Депозитными называются операции банков по привлечению  денежных средств юридических и  физических лиц во вклады, либо на определенные сроки, либо до востребования. На долю депозитных операций обычно приходится основная часть их пассивов.

    В качестве субъектов депозитных операций могут выступать: государственные  предприятия и организации; государственные  учреждения; кооперативы; акционерные  общества; смешанные предприятия  с участием иностранного капитала; партийные и общественные организации и фонды; финансовые и страховые компании; инвестиционные и трастовые компании и фонды; отдельные физические лица и объединения этих лиц; банки и другие кредитные учреждения.

    Объектами депозитных операции являются депозиты — суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят в банк, на определенное время оседаемые на счетах в банке в силу действующего порядка осуществления банковских операций.

    По  срокам депозиты принято подразделять на три группы: депозиты до востребования; срочные депозиты (с их разновидностями — депозитными и сберегательными сертификатами); условные депозиты.

    Срочные банковские депозиты — это денежные средства, внесенные в банк на фиксированный в договоре срок. По ним владельцам выплачивается обычно более высокий процент, чем по депозитам до востребования и, как правило, имеются ограничения по досрочному изъятию, а в ряде случаев и по пополнению вклада.

    К недепозитным источникам привлечения ресурсов относятся: получение займов на межбанковском рынке; соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, учет векселей и получение ссуд у центрального банка; продажа банковских акцептов; выпуск коммерческих бумаг; получение займов на рынке евродолларов; выпуск капитальных нот и облигаций.

    1.2. Методы управления привлеченными средствами банка

 
 

    Привлеченные  средства являются наиболее значительной частью пассивов банка, в несколько раз превышающей его собственные средства. Фактически привлеченные средства — это основной источник формирования ресурсов коммерческого банка, которые направляются на проведение активных операций.

    К привлеченным средствам банка принадлежат остатки средств на текущих, бюджетных и расчетных счетах клиентов, сберегательные и срочные вклады физических и юридических лиц, вклады до востребования, разные виды депозитных счетов, таких как условные, залоговые, брокерские, целевые депозиты, депозиты в иностранной валюте, а также средства на корреспондентских счетах других банков (лоро-счета). В банковской практике все счета клиентов, открытые в банке, в целом называют депозитами, а привлеченные средства — депозитными обязательствами.

    Целью банковского менеджмента в сфере управления обязательствами банка является привлечение достаточного объема средств с наименьшими затратами для финансирования тех активных операций, которые намеревается осуществить банк. Итак, в процессе формирования фондов менеджер должен учитывать два основных параметра управления — стоимость привлеченного средства и их объем.

    Для обеспечения желательной структуры, объемов и уровня затрат по депозитным обязательствам используются разные методы привлечения средств, вообще сводящиеся к двум группам — ценовые и неценовые методы управления привлеченным средством.

    Сущность ценовых методов состоит в использовании процентной ставки по депозитам как главного рычага в конкурентной борьбе за свободные денежные средства физических и юридических лиц. Повышение предлагаемой банком ставки позволяет привлечь дополнительные ресурсы. И, наоборот, банк, перенасыщенный ресурсами, но ограниченный немногими прибыльными направлениями их размещения, сохраняет или даже уменьшает депозитные ставки.

    Неценовые методы управления привлеченными средствами банка базируются на использовании разнообразных приемов поощрения клиентов, которые прямо не связаны с изменением уровня депозитных ставок. К таким приемам принадлежат: реклама; улучшенный уровень обслуживания; расширение спектра предлагаемых банком счетов и услуг; комплексное обслуживание; дополнительные виды бесплатных услуг; расположение филиалов в местах, максимально приближенных к клиентам; приспособление графика работы к потребностям клиентов и т.п. В условиях обострения конкурентной борьбы в банковской сфере менеджмент большое внимание уделяет именно неценовым методам управления, поскольку повышение депозитных ставок имеет ограничения, и не всегда такой метод управления можно применять. В борьбе за клиентов банки прибегают к таким приемам, как проведения лотереи среди клиентов, бесплатная рассылка выписок из счетов, открытие депозитов новорожденным как подарок от банка, оснащение бесплатных автомобильных стоянок возле банка, расположение банкоматов в общественных местах, проведение безналичных расчетов с помощью пластиковых карточек, рассылка клиентам приветствий и подарков к праздникам от лица руководства банка и т.п.

    Неценовые методы управления основываются на маркетинговых исследованиях того сектора рынка, который обслуживается банком, в изучении потребностей клиентуры, в разработке новых финансовых инструментов и операций, предлагающихся клиентам. В целом применение неценовых методов требует некоторых (иногда и значительных) затрат. Поэтому выбирая метод управления привлеченными средствами, менеджмент банка должен сравнить затраты, связанные с повышением депозитной ставки, и затраты, которые будут сопровождать внедрение неценовых приемов. На практике эти методы могут применяться параллельно.

    Быстрое развитие неценовых методов управления наблюдалось в США после принятия в 1933 году Закона Гласса-Стигалла, которым запрещались выплаты процентов по чековым счетам и централизованно устанавливалась верхняя граница депозитных ставок. Целью таких ограничений была защита банков от чрезмерной конкуренции в сфере привлечения средств, которая будто бы могла привести их к банкротству. Но, как показала практика, такое регулирование не дало желательных следствий и конкурентная борьба продолжалась средствами установления скрытых ставок и поиска новых методов привлечение средств, таких как выпуск коммерческих бумаг. Лишь в 1980 году Конгресс США принял Закон про дерегулирование депозитных учреждений, которым снимались ограничение относительно уровня выплат по депозитам. Итак, объективная необходимость поиска новых источников и способов финансирование оказывала содействие усовершенствованию неценовых методов управления привлеченными средствами.

Информация о работе Управление пассивными операциями коммерческого банка