Японская модель роста: сбережения, кредитование, инвестирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:41, реферат

Описание работы

В последнее время снова растет интерес к японской экономической модели -
особенно мо­дели периода быстрого роста (середина 50 - нача­ло 70-х годов).
Попробуем раскрыть ее в одной из главных составных частей: сбережения -
креди­тование - инвестирование.

Работа содержит 1 файл

ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ РОСТА.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ РОСТА: СБЕРЕЖЕНИЯ, КРЕДИТОВАНИЕ, ИНВЕСТИРОВАНИЕ

 

В последнее  время снова растет интерес к  японской экономической модели -

особенно модели периода быстрого роста (середина 50 - начало 70-х годов).

Попробуем раскрыть ее в одной из главных составных частей: сбережения -

кредитование - инвестирование.

    

НАКАНУНЕ БЫСТРОГО РОСТА: БАНКИ РАБОТАЮТ НА ПРОИЗВОДСТВО

 

Исходное положение  послевоенной японской экономики было исключительно сложным

и неблагоприятным. Резкое снижение производства (лишь в 1953 г. реальный ВНП

превысил уровень 1944 г.), падение доходов, сокращение как потребления

(примерно до 70% довоенного уровня), так и накопления. Фактически развалился

сложившийся механизм финансирования производства, не в последнюю очередь

потому, что под руководством оккупационной администрации были распущены

ведущие финансово-промышленные группы (дзайбацу) с холдингами во главе, а

холдинги как таковые запрещены антимонопольным законодательством 1947 г.

Вторая половина 40-х годов - это время жесткого централизованного

распределения крайне ограниченных финансовых ресурсов. Созданный для

оперативного  управления хозяйства и располагавший большими полномочиями

государственный орган - Штаб стабилизации экономики -ежеквартально

разрабатывал  и принимал планы распределения финансовых средств между

отраслями, которые подлежали утверждению правительством. Все финансовые

ресурсы, так  или иначе находившиеся под контролем государства,

распределялись в соответствии с этими планами.

В январе 1947 г. был  создан государственный финансовый институт, название

которого можно  перевести как Фонд финансирования восстановления хозяйства

(Фукко кинъю  кинко). В высший орган (Совет)  Фонда входили министр финансов  и

руководители  других экономических министерств, а также представители

частного сектора. Выделение кредита но линии Фонда  требовало решения Совета и

правительства, а также одобрения консультативного Совета по кредитованию в

том регионе, куда направлялись средства (региональные советы формировались из

представителей местных властей и частного бизнеса). Приоритетными объектами

кредитования  стали угольная и сталелитейная  промышленность, производство

удобрений, электроэнергетика, которые рассматривались как ключевые для

подъема экономики. В 1947 г. Фонд обеспечивал 33%, в 1948 г. - 15% всех

кредитов отраслям.

Сложная система  принятия решений и политизация кредитования подорвали

независимость Фонда и обострили проблему неэффективности  кредитов. Фонд был

вынужден выпускать  большое количество облигаций, основную часть которых

скупал Банк Японии. Контролируемая США оккупационная  администрация настаивала

на последовательном проведении Японией политики финансовой стабилизации, и в

1949 г. под  ее давлением Фонд был упразднен.

В марте 1947 г. японское правительство разработало рекомендации, или ориентиры

для кредитных  институтов. Все отрасли были расставлены  по степени важности в

специальной Таблице  приоритетов кредитования. Банк Японии взял иг себя

роль организатора кредитов, предоставляемых совместно  целыми группами банков.

Это позволило, во-первых, разделить и, следовательно, ослабить кредитные

риски; во-вторых, заблокировать политическое вмешательство в процесс

кредитования;   в-третьих,   грамотно   разделить  между банками - участниками

таких кредитных  схем функции по контролю (мониторингу) фирм получателей.

Еще в военные  годы частные банки Японии были тесно  связаны с конкретными

группами фирм и имели утвержденный государством статус их  основных

("уполномоченных")  кредиторов Соответственно каждый  банк хорошо владел

положением  дел в "своей" группе фирм и, когда  начала действовать система

содействия  кредитованию, стал выступать по отношению к этой группе в роли

основного контролера. Одни и те же банки участвовали  в разных объединениях,

учреждаемых для кредитования разных фирм, и в рамках каждого объединения

определяли  главный банк-контролер, который  нес ответственность за мониторинг

фирм-дебиторов я эффективность кредитования. Так было положено начало

системе "мэйн бэнк" ("главного банка"), ставшей  одной из главных   особенностей

организации   японской экономики.

Система "мэйн бэнк" позволила сохранить практику совместных кредитов, но уже

на основе джентльменского  соглашения самих банков, без прямого

государственного  руководства. Совместные кредиты в рамках Системы содействия

кредитованию оказались инструментом, который блестяще обеспечил снижение

кредитных рисков, создание и заключение теснейших связей банков и

производителей.

    

ПОЛИТИКА НИЗКОГО ПРОЦЕНТА

 

Важную роль в массированном кредитовании производства играло то, что

государство регулировало уровни процента по всем видам вкладов

(либерализация  процента растянулась на десятилетия). При этом отчетливо

прослеживается  тенденция к поддержанию процента на низком уровне (таблица

1).

До начала 70-х  годов по каждому виду вкладов государство устанавливало, как

правило в законодательном порядке, верхнюю границу процента. Основы

послевоенной  системы регулирования были заложены в 1947 г., когда начал

действовать Временный  закон о регулировании процента. В соответствии с ним

потолок процента по вкладам стал определять Политический совет (руководящий

орган) Банка  Японии на основе рекомендации Консультативного совета по

регулированию процента. Первое время Банк расписывал подробную шкалу

потолков в  зависимости от вида и срока вклада. С 1970 г. механизм

регулирования был упрощен. Центральный банк устанавливал уже рекомендуемые

рамки процента, своего рода коридор. В реальной жизни  все банки фиксировали

процент по верхнему уровню этого коридора.

Со второй половины 70-х и особенно в 80-е годы стала набирать темпы

либерализация процента, фактически завершенная в 1994 г. Таким образом, в

течение десятилетий  Япония использовала прямые регламентации процента по

вкладам, стремясь держать его на низком уровне.

В целом значение политики низкого процента состоит в том, что она позволяла

банкам аккумулировать с небольшими издержками все более  значительные

сбережения  населения и использовать их для массированного кредитования

производителей. Для последних открывались широкие каналы дешевого кредита.

который использовался прежде всего для расширения инвестиций.

    

ЖЕСТКИЙ БЮДЖЕТ ПЛЮС КРЕДИТНАЯ  ЭКСПАНСИЯ

 

Кредитование  как фактор быстрого роста вряд ли сработало бы столь успешно,

если бы не своеобразный японский "коктейль" в макроэкономической политике:

сочетание жесткого бюджета с использованием всех возможностей для кредитной

экспансии.

С одной стороны, проводилась политика сбалансированности всех элементов

государственных финансов. Скажем, в 1954 г. правительство установило потолок

бюджетных расходов в 1 трлн. лен и сумело продержать концепцию триллионного

бюджета в течение  трех лет. Когда экономический рост приносил в бюджет

дополнительные доходы, правительство использовало их для снижения уровней

налогообложения, избегая при этом роста расходов. Аргумент для этого был

весьма убедительный: рост бюджетных расходов легко принимает  необратимый

характер, чего нельзя сказать о росте доходов.

С другой стороны, одновременно с ужесточением бюджетной политики Банк Японии

стал, например, активно скупать у частных финансовых институтов облигации

госзайма, тем  самым повышая уровень монетизации  экономики и способствуя

расширению  кредитования.

    

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ  СИСТЕМЫ

 

Еще с конца 40-х годов, одновременно с массированным кредитованием по линии

Фонда восстановления, правительство и Банк Японии вместе с частными

кредитно-финансовыми  институтами приступили к осуществлению, можно сказать,

стратегического кypca на создание мощной и надежной системы кредитования

производства, в которой важную роль играют как частные, так и государственные

институты. Можно  выделить три основные составляющие этого курса.

Во-первых, последовательно  проводилась в жизнь идея, что  частные кредитные

институты должны быть надежными, а их финансовое состояние - здоровым. Под

руководством  государства шла работа по ликвидации "плохих" (неликвидных)

активов. В этих целях использовалась и часть  внутренних накоплений банков,

уменьшался уровень их уставных капиталов и т.д.

Во-вторых, формировалась кредитно-финан-совая система, основанная на

разделении функций между разными типами специализированных кредитных

институтов. Идея заключалась  в том, чтобы кредитование всех секторов

экономики и  все виды кредитования были обеспечены специализированными

институтами, то есть чтобы были удовлетворены все потребности во всех видах

кредита.

И, наконец, третье направление стратегии формирования кредитной системы -

создание сильных  институтов государственного кредитования и инвестирования.

    

СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ И ИНВЕСТИРОВАНИЯ

 

Исходные посылки  создания системы были таковы. Во-первых, потребности в

финансовых  ресурсах, прежде всего для массированных производственных

инвестиций, не могут быть удовлетворены силами одних только частных

кредитных институтов.

Во-вторых, активно  кредитуя конкретные отрасли под низкий процент,

государство как  бы дает сигнал частным кредитным институтам относительно

направлений отраслевой (или. если использовать укоренившийся у нас не совсем

точный термин, промышленной) политики, как бы приглашая их следовать за

собой. Ведь кредитование государственным институтом той  или иной отрасли или

группы предприятий  уменьшает кредитный риск и свидетельствует об их

перспективности и надежности в качестве деловых партнеров. К процессу

присоединяются  частные кредиторы, в результате чего происходит многократное

увеличение объемов кредитования. Это явление нарекли "эффектом колокольчика

для коровьего  стада". В Японии его в наибольшей степени порождали кредиты

Банка развития.

Государственное кредитование экономики, а также  часть капиталовложений

осуществляются  через специальную Программу  государственных займов и

инвестиций, получившую название "второго бюджета". Она является, без

преувеличения, одной из главных несущих конструкций японской экономической

модели.

Еще в довоенные  годы в Министерстве финансов существовал отдельный так

называемый  Счет вкладов или бюро вкладов, на котором аккумулировались

свободные остатки  почтовых сбережений и с которого осуществлялось

кредитование отраслей экономики. С 1950 эта практика была возобновлена. В

1951 г бюро  вкладов преобразуется в бюро  доверительных фондов.(Бюро -

виртуальный, в  реальной жизни не существующий орган, фактически счет

попадающий  под управление Министерства Финансов.) С 1953 Министерство

начинает составлять ежегодные планы гос.инвестиций и займов в реализации

которых счету  доверительных фондов принадлежит  главная роль.

Таким образом, благодаря специальным мерам государства почтово-

сберегательная  сеть притягивала огромные финансовые ресурсы - до 30% всех

вкладов населения . Заметим, что это вызывало серьезное  недовольство в

банковских  кругах и рождало, чем дальше, тем  больше, острые споры. Суть

критических высказываний сводится к тому, что происходит, по сути,

искусственная перекачка средств в пользу почты за счет банков, а между тем

банки могли  бы распорядиться этими средствами более эффективно, так как они

связаны дисциплиной  рынка. Так или иначе, почтово-сберегательная сеть

превратилась в основной источник средств для государственной Программы

займов и  инвестиций.

Другие источники - это государственный пенсионный фонд, часть свободных

средств которого также в обязательном порядке переводится на счет

доверительных фондов; свободные средства почтового  страхового фонда (почта в

Японии занимается также небольшими по масштабу страховыми операциями),

которые на счет доверительных фондов не переводятся, оставаясь в ведении

Министерства почт, но, по договоренности.

Часть средств Программы  предоставляется в качестве кредитов или

капиталовложений государственным предприятиям общенационального и местного

уровней, прежде всего в  отраслях инфраструктуры. Это, например.

Государственная дорожная корпорация, Государственная корпорация

строительства железных дорог, Государственная корпорация по развитию

городского и жилищного хозяйства и т.д.

Часть средств счета доверительных  фондов используется на покупку облигаций

госзайма (на средства счета  выкупается чуть меньше 20% всей суммы  госдолга).

Это вызывает критику. Аргументы - средства Программы по идее предназначены

не для покупки госдолга; тем самым ослабляется финансовая дисциплина

государства и т.д. Такая  критика справедлива. Вместе с тем  нельзя не

признать, что покупка  части долга за счет средств счета  ограничивает

повышательное давление роста госзадолженности на уровень процента и

Информация о работе Японская модель роста: сбережения, кредитование, инвестирование