Электронные источники как источники новейшего времени и их специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Получить информацию о человеке, обществе, государстве, о событиях, происходивших в разное время и в различных частях мира, можно только опираясь на исторические источники.

Произведения, которые создают люди в процессе осознанной, целенаправленной деятельности, служат им для достижения конкретных целей.

Человеческий опыт, повседневный образ жизни, отношения между людьми различных поколений, обычаи и нравы, умение существовать в природной среде, желание знать прошлое своего города, села, края, своего народа или этнической группы, рода или семьи заставляют людей обращаться к документам, архивам, старинным предметам, фотографиям.

Содержание

Введение 5

- 7

1. Эволюционный подход к классификации исторических источников 8

2. Междисциплинарный подход к классификации исторических источников 12

3. Классификация источников по видам 16

3.1. Вещественные источники 16

3.2. Этнографические источники 17

3.3. Лингвистические источники 18

3.4. Устные источники 19

3.5. Письменные источники 21

4. Электронные источники как источники новейшего времени и их специфика 22

- 29

Заключение 30

- 31

Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 47.59 Кб (Скачать)

Содержание 

 
- 4 
 
Введение 5 
 
- 7 
 
1. Эволюционный подход к классификации исторических источников 8 
 
2. Междисциплинарный подход к классификации исторических источников 12 
 
3. Классификация источников по видам 16 
 
3.1. Вещественные источники 16 
 
 3.2. Этнографические источники 17 
 
 3.3. Лингвистические источники 18 
 
3.4. Устные источники 19 
 
 3.5. Письменные источники 21 
 
4. Электронные источники как источники новейшего времени и их специфика 22 
 
- 29 
 
Заключение 30 
 
- 31 
 
Список использованных источников 32

 
 
 
^

-

 

 

 

 

Введение

 
 
Получить информацию о человеке, обществе, государстве, о событиях, происходивших в разное время  и в различных частях мира, можно  только опираясь на исторические источники.  
 
Произведения, которые создают люди в процессе осознанной, целенаправленной деятельности, служат им для достижения конкретных целей.  
 
Человеческий опыт, повседневный образ жизни, отношения между людьми различных поколений, обычаи и нравы, умение существовать в природной среде, желание знать прошлое своего города, села, края, своего народа или этнической группы, рода или семьи заставляют людей обращаться к документам, архивам, старинным предметам, фотографиям.  
 
Круг проблем, которые интересуют историков, также существенно расширился. Новая историческая наука занимается, в отличие от традиционной, не только и не столько событиями политической жизни, но обращена к глобальной истории человечества.  
 
Празднества и обряды, мифы и сказки, воспитание детей, ремесла и промыслы, торговля и обмен, искусство и верования, запреты и увлечения - все познается в сравнении и рождает новые мысли и суждения.  
 
Специалисты-историки изучают исторические источники, находя в них неисчерпаемые ресурсы новой информации о человечестве, его творческих возможностях и различных способах запечатлеть свой опыт, выразить свой внутренний мир в материальных образах. 
 
Познавательным средством для осмысления всего многообразия исторических источников является классификация.  
 
В источниковедении используются различные классификации источников. Классификация по видам является наиболее важной, отвечающей главной задаче источниковедения1.  
 
 
Источники возникают в целенаправленной человеческой деятельности как облеченные в материальную форму произведения, как средства для достижения той или иной цели, удовлетворения тех или иных общественных, человеческих потребностей. Именно поэтому видовая эволюция исторических источников заслуживает особого внимания.  
 
Разнообразие междисциплинарных связей источниковедения обусловливается также и тем, что в качестве источников выступают самые разнообразные типы и виды произведений. Уже в традиционной методологии истории осознавалось это многообразие. Необходимостью его возможно более полного отражения определилось создание различных классификационных систем, группировок исторических источников. 
 
 
^

-

1. Эволюционный  подход к классификации исторических  источников

 
 
Исходным хронологическим рубежом  является XI в. - время, от которого сохранились письменные источники Древней Руси. Складывалась характерная для средневековья видовая структура их комплекса. 
 
На рубеже XVII-XVIII вв. и в течение XVIII в. в России происходили кардинальные изменения свойств исторических источников, их видовой структуры. Одновременно утрачивали первостепенное значение такие виды источников, как летописание, житийная литература, появились мемуаристика, художественная литература, научные сочинения, в том числе и исторические, периодическая печать, статистические источники.  
 
Существенно изменился характер законодательства, актов и делопроизводственных материалов. Если не ограничиваться исследованием только письменных источников, то можно отметить, что почти одновременно с такими личностными источниками, как мемуары, в России зародилась и портретная живопись. Столь существенные изменения в структуре корпуса источников российской истории были обусловлены глубокими изменениями как в российском обществе, так и в ментальности отдельной личности.  
 
Аналогичные изменения приблизительно в это же время происходили и в других европейских странах. 
 
В качестве гипотезы, объясняющей причины этих изменений, авторыпринимают концепцию эволюции самосознания человеческой личности и изменения взаимоотношений человека и общества. Отмеченные выше процессы связаны с выделением человека из окружающей его социальной среды, осознанием ее исторической изменчивости, что характерно для перехода от средневековья к новому времени. 
 
Значительно изменяется корпус источников и при переходе к новейшему времени. Фиксация этих изменений и позволяет обнаруживать в истории - 
 
отдельных стран период перехода от одной эпохи к другой. В это время усиливаются унифицирующее влияние социальной среды на человеческую личность и определяющее воздействие социальной группы на самосознание личности, что, по-видимому, во многом связано со становлением фабричного производства, изменившего характер труда, усилившего отчуждение человека от конечного результата его трудовой деятельности и унифицировавшего окружающую человека бытовую среду. 
 
Изменения, соответствующие переходу от нового времени к новейшему, обнаруживаются во второй половине XIX в. и на рубеже XIX-XX в. Проявляется тенденция к унификации формы и содержания многих видов письменных источников, - делопроизводственных материалов, изданий периодической печати вплоть до столь личностного источника, как мемуаристика, отчасти попадающего в зависимость от картины событий, формируемой средствами массовой информации.  
 
В целом существенно увеличивался удельный вес источников, изначально, уже в момент возникновения, предназначенных к публикации в той или иной форме.  
 
Кроме того, на рубеже XIX-XX вв. начали изменяться и типы источников: появились фото- и киноматериалы, позже - машиночитаемые документы, что, вероятно, свидетельствовало о глобальных изменениях в истории человечества.  
 
И в этом плане, возможно, возникновение машиночитаемых документов сопоставимо с зарождением письменности и появлением письменных источников. Ведь типы источников, как и виды, появляются неодновременно.  
 
И последовательность возникновения основных типов источников: вещественные - изобразительные - письменные - вполне соответствует последовательности трех стадий в развитии человечества: дикость - варварство - цивилизация. 
 
Из корпуса источников новейшего времени выделены источники советского времени. Это обусловлено, в первую очередь, сильным идеологическим воздействием на все сферы общественной жизни и - 
 
подавлением индивидуума, что определило специфику исторических источников. Однако отметим, что исторические источники советского и постсоветского времени несут на себе и наиболее существенные черты источников нового и новейшего времени. 
 
В этом проявилась преемственность с корпусом источников предшествующего периода российской истории, что объясняется традиционализмом российского общества и типологическим сходством абсолютистского и тоталитарного государств. 
 
Освоение источников нового и новейшего времени существенно отличается от изучения корпуса российских источников периода древней и средневековой Руси. Рассматривая эволюцию видов источников периода средневековья, можно и нужно ориентироваться на наиболее заметные памятники, такие, как «Повесть временных лет», «Русская Правда» и т. д. Из-за огромного количественного роста источников в новое и новейшее время такой подход невозможен3.  
 
В своем труде Э. Бернгейм хорошо передает разнообразие форм, в которых иные наблюдения, кроме наших собственных, становятся доступными.  
 
Это - речь, письмо, изображение. Все источники этого типа он объединяет под общим названием «известия» (традиция). Среди них выделяются: 
 
- устная традиция (песнь, рассказ, сага, легенда, анекдот, крылатые слова, пословицы);  
 
- письменная традиция (исторические надписи, генеалогические таблицы, биографии, мемуары, брошюры и газеты);  
 
- изобразительная традиция (иконография исторических личностей, географические карты, планы городов, рисунки, живопись, скульптура). 
 
Другой тип исторических источников – «остатки», т. е. непосредственные результаты самих событий, среди которых Бернгейм выделяет такие виды:  
 

 
- непосредственные следы жизни древних времен;  
 
- данные языка;  
 
- существующие обычаи, нравы, учреждения;  
 
- произведения всех наук, искусств, ремесел как свидетельства о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях, словом, степени всего развития их творцом и его времени;  
 
- деловые акты, протоколы и всевозможные административные документы;  
 
- монументы и надписи, не содержащие каких-либо сведений (пограничные знаки, монеты и медали);  
 
- законодательные, делопроизводственные и тому подобные документы4
 
По мнению М. Н.Тихомирова исторические источники могут быть разделены на пять основных видов: 
 
1) вещественные,  
 
2) этнографические,  
 
3) лингвистические,  
 
4) устные и  
 
5) письменные источники5
 
Интересен подход к классификации исторических источников А. Дворкина: 
 
«Источники существуют немые (это, прежде всего археологические данные, памятники архитектуры и изобразительного искусства) и письменные. Последние интересуют нас в первую очередь. По материалу, на котором сохранились письменные источники, они делятся на монументальные (т.е. надписи на камне и металле, на стенах зданий, на мраморных досках, на памятниках, монетах, печатях и т.п.) и книжные, т.е. на папирусе, пергамене и бумаге. Последние, в свою очередь, делятся на источники первичные, или первоисточники (т.е. свидетельства непосредственных очевидцев событий), и - 
 
источники вторичные, представляющие из себя обработку исторического материала. Если первоисточники утеряны, то таковыми считаются ближайшие к ним по времени вторичные источники»6
^

2. Междисциплинарный  подход к классификации исторических  источников

 
 
Новые представления об истории  как целостной науке, изучающей  в единстве все эпохи и стадии исторического процесса, выявляющей взаимосвязи экономики, политики, общественного  сознания, предъявляли совершенно новые  требования к источникам социального  исследования.  
 
Это нашло свое выражение в деятельности Л. Февра и М. Блока, особенно после создания ими в конце 20-х годов журнала «Анналы» и превращения школы «Анналов» в доминирующее направление историографии.  
 
Концепция глобальной истории повлияла на характер мышления историков, направленность их научного поиска, способствовала существенному расширению объекта исторической науки. М. Блок в книге «Апология истории, или Ремесло историка», рассматривая проблему исторических свидетельств, подчеркивал, что «...почти всякая человеческая проблема требует умения оперировать свидетельствами всевозможных видов...», различны и технические приемы исследования исторических свидетельств. «Причина в том, что человеческие факты - самые сложные. Ибо человек - наивысшее создание природы»7.  
 
М. Блок, исходя из необходимости широких взаимодействий гуманитарных и естественных наук при изучении исторических источников, писал: «Разнообразие исторических свидетельств почти бесконечно. Все, что - 
 
человек говорит или пишет, что он изготовляет, к чему он прикасается, может и должно давать о нем сведения»8
 
Эту мысль о широком взаимодействии наук при изучении истории постоянно отстаивал и Л. Февр. Он активно выступал против традиционной историографии за новую историческую науку как науку о человеке. Данный подход предполагает возникновение междисциплинарных областей знания, которые способны рассмотреть историю человечества во всей ее полноте: в естественно-географической среде, взаимодействии с. нею людей, в изучении политической, религиозной, социальной проблематики, общественной психологии в их взаимодействии и взаимовлиянии. Этот подход отразился уже в 1922 г. в одном из ранних трудов Февра «Земля и человеческая эволюция. Географическое введение в историю».  
 
Февр выступал против ограничения круга исторических источников лишь письменными документами, критиковал традиционалистов за отказ от изучения ранних периодов истории из-за отсутствия письменных источников. Выход из подобной ситуации он видел в междисциплинарном подходе, в том чтобы «не просто переписывать источники, но воссоздавать прошлое с помощью смежных дисциплин, подкрепляющих и дополняющих одна другую»9.  
 
Взаимодействие истории с другими областями знания, междисциплинарный подход к изучению источников нашли свое обоснование в известном издании - коллективном труде виднейших французских историков и специалистов исторических наук «История и ее методы». Ш. Самаран, подчеркнул, что классический тезис традиционной исторической науки позитивистского направления «нет истории без документов» во второй половине XX в. интерпретируется несравненно более широко.  
 
Под документом понимаются разнообразные источники: письменные, вещественные, аудиовизуальные, изобразительные и другие.  
 

 
В соответствии с принципами, положенными в основу концепции книги «История и ее методы», в этом коллективном труде представлен широкий круг разнообразных типов источников, а изложение методов их исследования дополнено междисциплинарным подходом. Среди них:  
 
а) изучающие вещественные свидетельства (археология, нумизматика, сфрагистика и др.);  
 
б) применимые к письменным свидетельствам (эпиграфика, папирология, греческая, римская и средневековая палеография, криптография, дипломатика, ономастика, генеалогия, геральдика;  
 
в) последующие свидетельства, созданные с помощью технической записи (фотография, кинематография, микрофильмирование, звукозапись).  
 
Рамки междисциплинарного подхода прослеживаются в главах «Истории и ее методов», посвященных сохранению и экспозиции археологических памятников, музейных предметов, архивных документов, собраний рукописных и печатных книг, синематик, дискотек и фонотек.  
 
В труде «История и ее методы» главы о методах исследования таких источников, как фотографии и кинофильмы, были написаны историком кино и кинокритиком Ж. Садулем (1904-1967). Он показал возникновение и развитие новых видов источников, раскрыл методы анализа фотодокументов и кинофильмов как исторических источников, рассмотрел значение кино как источника формирования исторических представлений современного общества.  
 
Междисциплинарные контакты устанавливаются при изучении исторических источников, хранящихся в библиотеках. Они выступают как источники исторической информации и одновременно как исторические источники,  
 
Междисциплинарные контакты расширяются в связи с развитием современных методов деятельности библиотек, изменением соотношения опубликованных и неопубликованных документов. 
 
Особая область исследований и соответственно поле междисциплинарных контактов - крупные, иногда всемирно известные, а порой малоизвестные - 
 
коллекции манускриптов, как опубликованных, так и неизданных, исторически складывавшихся в течение многих лет, а иногда и веков в ряде библиотек.  
 
Источниковедение, будучи междисциплинарной областью науки, входит в еще более тесные взаимодействия с другими областями знания и практики, изначально также междисциплинарными: архивистикой, библиотековедением, библиографией, информатикой.  
 
Ясно и то, что, обращаясь к происхождению и содержанию различных видов источников, источниковедение взаимодействует с теми науками, которые имеют своим предметом соответствующие области гуманитарного знания. 
 
Развитие теории и методики источниковедения находится в тесной связи с последовательным введением в сферу специального исследования новых исторических документов, их эволюция. Это дает материал для наблюдения, выявления общего и особенного в природе источников, специфики их формы и содержания.  
^

3. Классификация  источников по видам

3.1. Вещественные  источники

 
  
 
Среди вещественных источников особенное  значение имеют памятники археологические, наблюдения над которыми, приведенные  в систему, нередко могут привести к очень крупным результатам  и дать историкам новый материал. Это относится не только к истории  первобытного общества, для которой  археологические находки составляют главный и подчас решающий вид  источников.  
 
История городов в средневековой Западной Европе достаточно хорошо изучена. Между тем русская историческая наука почти совершенно не изучила истории древнерусских городов. Конечно, это не случайность: западноевропейская историография пользуется громадным количеством письменных документов, сохранившихся от городских архивов: у нас же если и сохранились остатки городских архивов, то лишь случайно. Отсюда вытекает - 
 
большое значение, какое приобретают для историка раскопки памятников древней Руси. Исследования над вещественными остатками древних городов могут отчасти возместить отсутствующие показания письменных источников. 
 
Большое значение для историка имеет знакомство с вещественными источниками, представляющими предметы быта, а также с нумизматическими материалами. Известно, что арабские монеты, диргемы, встречаются в громадном количестве на советской территории в кладах. Диргемы в русских кладах свидетельствуют о крупной торговле древней Руси с Востоком. В XI в. некоторые скандинавские монеты подражали «Ярославлю серебру» -монетам, выпущенным при Ярославе. Это обстоятельство показывает большие торговые связи Руси со Скандинавией и странами, прилегающими к Балтийскому морю. 
 
К вещественным источникам относятся также архитектурные памятники. Изучение их дает историкам возможность судить о крупных культурно - исторических явлениях. Рассказывая о построении великой Лаврской церкви, Печерский Патерик (памятник, восходящий отдельными своими частями к XI в.) говорит, что мастера, построившие эту церковь, происходили из Обез, т. е. Абхазии. Наша литература обычно подчеркивает значение византийских мастеров в строительстве архитектурных памятников Киевской Руси XI-XII вв. Между тем план Печерской церкви и характер ее архитектуры очень близки к грузинским постройкам XI-XII вв. Перед нами один из фактов культурных связей между древними государствами на территории бывшего СССР10

3.2. Этнографические  источники

 
  
 
Источники этнографические имеют  большое значение для понимания  древнего общественного строя. О  некоторых его чертах мы можем  иногда судить по сохранившимся в  позднейшее время пережиткам. 
 
Например, плата за выкуп невесты (калым) существовала когда - то почти у всех народов и у некоторых из них отчасти дожила до XX в.  
 

 
На Руси в X в. существовал сходный обычай, согласно которому жених платил за невесту «вено». При христианстве «вено» исчезло. Еще в XX в. у многих горских народов существовала кровная месть. Она существовала в XI в. и на Руси, как это показывает первая статья Русской Правды: «аже убиет муж мужа, то мстить брату брата» и т. д. 
 
Область этнографических источников очень велика. Она требует особого подхода и не всегда доступна для историков без предварительного изучения этнографии. 

3.3. Лингвистические  источники

 
  
 
Из источников лингвистических на первом месте стоит географическая номенклатура, сохраняющая воспоминания о прошлом. Названия многих урочищ Московской области не могут быть объяснены  из русского и других славянских языков, но вполне объясняются из языка современных  мари и мордвы. Название реки «Ветлуга» в переводе с марийского обозначает «река чаек»; название города «Тума», к югу от Владимира, в переводе значит «дуб»; «Кинешма» — «каменное зерно» и т. д. В отличие от более значительных рек с их неславянскими названиями (Икша, Лама, Ока, Яхрома и т. д.) названия мелких рек и озер в той же области имеют славянский характер. Таковы бесчисленные речки Серебрянки, Черные, Березовки и т. д. 
 
Лингвистика является наукой с очень точными выводами и требует глубоких знаний. Поэтому следует заранее предостеречь от доморощенной исторической лингвистики. В XVIII в. многие названия пытались объяснить по чисто анекдотическому способу. Например, наименование реки Яхромы, на которой расположен Дмитров, объясняли таким образом: великая княгиня, приезжавшая на место города Дмитрова с князем Всеволодом, будто бы оступилась, вылезая из повозки, и закричала: «Я хрома». 
 
Большое значение имеет изучение разговорного и книжного языка. Всякий язык содержит много заимствований, как древних, так и новых. Эти - 
 
заимствования из других языков далеко не случайны. Слова русского церковного обихода - в основном греческого происхождения: епископ, игумен, евангелие и т. д. Наоборот, многие названия одежды и предметов домашнего обихода взяты с востока: деньга, алтын, башмак, зипун, атлас. Корни этих слов можно найти в персидском и татарском языках. Эти заимствования с востока указывают на торговые связи Руси с восточными странами. 
 
В XVIII в. в русском языке появляются различного рода заимствования из голландского и немецкого. Такие слова, как квартирмейстер, рапорт, появляются в нашем языке со времен Петра I.  
 
В XVIII и XIX вв. в русский язык делаются большие заимствования из французского языка11
^

3.4. Устные источники

 
  
 
Устная словесность (устный рассказ, былины, песни, пословицы и т. д.), существующая у всех народов, является древнейшей формой передачи исторических сведений. При устной передаче отдельные  подробности погибают или искажаются, так как лишь сравнительно небольшие  памятники могут быть запоминаемы  наизусть.  
 
Однако у людей неграмотных или малограмотных память лучше, чем у людей, читающих книги. Привычка к записи уменьшает способность к механическому запоминанию. На севере Руси неграмотные певцы былин, по свидетельству Рыбникова и Гильфердинга, сохраняли в своей памяти не сотни, а тысячи стихов. То же самое известно о народных певцах Казахстана, Закавказья (например, об ашугах Азербайджана) и др.  
 
Песни нередко дополняются самими певцами и, таким образом, возникают новые варианты. Записанная устная передача сохраняет черты времени ее записи. Таковы, например, былины Кирши Данилова, записанные в XVIII в.: по ним можно судить, как в XVIII в. пелись былины, но нельзя представить себе - 
 
первоначальный их вид. Былины, записанные в XVII в., по своему характеру и песенному складу сильно отличаются от былин, записанных в XIX в. 
 
Записи устной словесности обычно сохраняют особенности устного народного творчества, отличаясь употреблением различного рода народных слов, особым песенным складом и легендарностью содержания. В рукописях XVII в. помещена повесть о начале Москвы. В ней обнаруживаются песенные черты, встречаются такие народные выражения, как «ночь темная, ночь осенняя», «пошел он по чистому полю» и т. д. Очевидно, перед нами песня, записанная позже каким - либо книжником. 
 
Характер народного эпоса и его значение для историка можно проследить на примере русских былин. Былины сохранили нам множество воспоминаний о древних временах, в том числе имена ряда половецких и золотоордынских ханов (Сартака, Батыя, Таврула, Узбека и т. д.). Былины говорят о каликах - перехожих, о шляпах Сорочинской (т. е. Сарацинской) земли. Былина о Василии Буслаеве сохранила рассказ о новгородском боярине и ушкуйниках. 
 
Еще ближе к нашему времени исторические песни. Таковы песни об Иване Грозном и взятии Казани, о Гришке Отрепьеве, Степане Разине. 
 
Песни нередко были настоящими памфлетами. В царской России некоторые народные песни подвергались преследованиям (так, например, при Петре I была запрещена песня о насильственном пострижении его первой жены Евдокии Лопухиной). 
 
Устная словесность проделала очень длинную эволюцию, сохраняя свои основные мотивы. Первоначально она была достоянием всех общественных групп. Позже у аристократии развилась своя литература, а устная словесность сделалась народным достоянием. Благодаря ей народ сохранял лучшие свои воспоминания. 
 
К устной словесности относятся также различного рода пословицы и поговорки. Многие из них сохранили древние черты. В сборнике П. Снегирева «Русские народные пословицы и притчи» (1848) читаем такие пословицы о царе и царской службе: «царевы слуги не жалеют ноги», «жалует царь, да не - 
 
милует псарь», «царю служить, о домах не тужить» и т. д. Эти пословицы рисуют нам невысокое мнение о царской службе в народе. 

Информация о работе Электронные источники как источники новейшего времени и их специфика