Автор: u**********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 12:40, реферат
Право природопользования - система юридических норм и средств, направленных на урегулирование отношений относительно эффективного использования, возобновления и охраны природных ресурсов, обеспечения многогранных материальных, экономических и социальных интересов и законных прав субъектов природопользования. Таким образом, под правом природопользования имеется в виду институт общей части экологического права, в котором объединены нормы, которые определяют общие положения для права пользования всеми видами естественных объектов, включая и нормы, которые регулируют их комплексное использование.
Введение
  1. Понятие и виды права природопользования
  2.  Субъекты и объекты права природопользования
  3.  Основания возникновения и прекращения права природопользования
  4.  Лицензионно-договорные основы природопользования
  Заключение
  Список  используемой литературы
– предъявлять в установленном порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, в том числе со стороны организации, предоставившей природные ресурсы в пользование;
– иные права в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Природопользователи обязаны:
– осуществлять только разрешенные лицензией виды пользования, в том числе соблюдать установленные сроки и правила пользования природными ресурсами;
– вести деятельность способами, не допускающими разрушения или ухудшения состояния природных объектов;
– своевременно вносить плату за пользование ресурсами;
– осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов;
– предоставлять специально уполномоченным государственным органам данные о характере и объеме эксплуатации природных объектов;
  – 
возмещать причиненный 
– иные обязанности в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Объектом права природопользования являются природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользования могут выступать и природные объекты.
В законодательстве объекты права природопользования в большинстве случаев конкретизированы применительно к землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Объектом права землепользования являются земля, водопользования — воды, пользования недрами — недра.
3. Основания возникновения и прекращения права природопользования
  Основания 
возникновения права 
Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта и определяются природоресурсным законодательством.
Как правило, для возникновения права природопользования требуется наличие юридического состава, т. е. совокупности нескольких юридических фактов:
  - решение 
компетентного 
  - лицензия 
на пользование природным 
  - договор 
на пользование природными 
В случае возникновения спора о заключении договора или его условиях заинтересованные лица могут обратиться в суд, тогда основанием возникновения права природопользования может быть судебное решение.
  Основаниями 
прекращения права 
  Некоторые 
из этих оснований являются характерными 
лишь для данных природных ресурсов. 
Так, право водопользования 
- истечение срока пользования природным объектом;
- отказ природопользователя от использования природного объекта;
  - ликвидация 
юридического лица или смерть 
гражданина-
  Общими 
основаниями принудительного 
  - изъятие 
природного объекта для 
  - использование 
природного объекта не в 
  - нарушение 
правил рационального 
4. Лицензионно-договорные основы природопользования
В формируемом праве окружающей среды России очевидна тенденция развития лицензионно-договорных основ регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Лицензия и договор в данной сфере приобретают большое юридическое значение. Получение лицензии и заключение договора создают основание для приобретения права природопользования и осуществления ряда видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды. Закон запрещает осуществление экологически значимой деятельности без лицензии (иногда наряду с договором), если для ее ведения она требуется. Проведение такой деятельности без надлежаще оформленных документов является основанием для применения к виновному лицу мер юридической ответственности.
  Значение 
лицензирования и договорной практики 
определяется также другими их функциями 
в механизме регулирования 
  а) 
информационная, в рамках которой 
собирается, накапливается и 
б) превентивная - с учетом данных о масштабах и видах экологически значимой деятельности посредством установления в лицензии и договоре пределов использования природных ресурсов, химических, физических и биологических воздействий на природу, других экологически значимых условий осуществления такой деятельности достигается предупреждение экологического вреда;
  в) 
контрольная, которая выражается в том, 
что, выдавая лицензию и заключая договор, 
уполномоченные государственные органы 
осуществляют превентивный контроль за 
соблюдением природопользователем-
г) гаранта реализации прав граждан и юридических лиц в области природопользования и охраны окружающей среды.
  Хотя 
лицензирование и заключение договора 
касаются иногда одних и тех же 
общественных отношений, они являются 
правовыми инструментами 
  Наряду 
с экологическим нормированием 
и государственной 
Хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и оказывающая или могущая оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды, допускается, как правило, на основании специальных лицензий. Виды деятельности, требующие лицензии для ее осуществления, как и форма лицензии, определяются законами. Традиционными видами такой деятельности являются все виды специального природопользования, включая, к примеру, пользование недрами, рубку леса, забор воды для промышленных целей, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п. Правовой институт экологического лицензирования получает в России все более широкое развитие.
  В 
соответствии с экологическим 
  В 
отличие от лицензии, договор как 
инструмент регулирования 
  Договор 
в сфере взаимодействия общества 
и природы является средством 
правового регулирования 
Регулируя одни и те же отношения по установлению права пользования природными ресурсами, лицензия и договор служат средствами выражения и защиты общественных и государственных, федеральных и региональных экологических интересов. Это проявляется в том, что лицензии на природопользование выдают федеральные специально уполномоченные органы управления в области использования и охраны природных ресурсов (к примеру, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ), а договоры на пользование теми же ресурсами заключаются с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Выдача лицензии уполномоченным федеральным органом и заключение договора на природопользование с органом исполнительной власти субъекта РФ является реализацией положения Конституции РФ относительно того, что природопользование и охрана окружающей среды являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Так как природные ресурсы, предоставляемые в специальное природопользование на основе лицензий и договоров, находятся в государственной собственности, то получается, что полномочия по распоряжению государственной собственностью реализуются одновременно двумя видами органов - специальной и общей компетенции, представляющих национальные и региональные интересы. С учетом общественного интереса в обеспечении охраны окружающей среды при предоставлении природных ресурсов в пользование важно, что в этой деятельности участвуют органы Государственного комитета по охране окружающей среды РФ посредством проведения государственной экологической экспертизы материалов экологического обоснования лицензий на природопользование.