Экологический аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема совершенствования отношений по природопользованию обу-словлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства.

Работа содержит 1 файл

эколог.аудит.docx

— 42.42 Кб (Скачать)

В процессе экологического аудита оценивается система экоменеджмента предприятия, технологические процессы, экологическая безопасность объекта, его производственная территория, прилегающая территория до 5 км по пери-метру; основные технологические и вспомогательные процессы, здания, оборудование и сооружения. 

Опыт  развития экологического аудита в РФ

Решение таких  проблем экологического аудита, как  создание необходимой нормативно-правовой базы, создание независимой ассоциации профессиональных экоаудиторов, а также подготовка высококвалифицированных специалистов, позволит решить многие задачи: повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов, предотвращения развития локальных экологических проблем, создания информационной базы для развития других видов экологической деятельности и др.

Экологический аудит в России является новым  направлением в практике природопользования, соответствующим переходному периоду  экономики. Именно сейчас закладываются  основы для дальнейшего развития отечественного экологического аудита. Принимая во внимание тот факт, что  на Западе он начал развиваться раньше, чем в России, необходимо проанализировать зарубежный опыт в данной области. Также  необходимо четко определить, какие  задачи в России можно будет решить с помощью экологического аудита, и выявить причины, которые сдерживают дальнейшее развитие отечественного экологического аудита.

В России правовая и нормативная база экологического аудита только начинает формироваться. В настоящее время в нашей  стране существует несколько документов, где упоминается экологический  аудит. В частности:

— Постановление  Правительства РФ от 26.02.1996 г. № 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в  области охраны окружающей среды" применительно к лицензированию данного вида деятельности;

— Приказ Минприроды России "О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" от 18.06.1996 г. № 282  Временный порядок организации и проведения лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (Приложение № 3 к Приказу Минприроды России от 18.06.1996 г. № 282): для проведения работ по экологическому аудиту необходимо получить лицензию на вид деятельности — "проведение экологического аудирования производств, предприятий-природопользователей и субъектов предпринимательства".

Документы, обосновывающие экоаудит как вид деятельности и регламентирующие его проведение, пока существуют в виде проектов.

Упоминание об экологическом аудировании имеется также в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г.

Приказом Минприроды от 23.01.1995 г. № 18 определена организация  системы экологической сертификации, под которой понимается подтверждение  соответствия сертифицируемого объекта  предъявленным к нему экологическим  требованиям. В ее составе имеется  эксперт-аудитор (экологический аудитор) — лицо, аттестованное на участие  в аккредитации испытательно-аналитических лабораторий (центров) сертификации, в контроле над их деятельностью, в испытаниях объектов сертификации, в подготовке документов по апелляциям.

В число принятых нормативных правовых актов входят:

— Временные  правила выполнения работ и услуг  экологического назначения в транспортно-дорожном комплексе России (утверждены Минприроды и Минтрансом 15.04.1993 г.);

— Временное  положение об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе (утверждено Минприроды и Минтрансом 06.07.1993 г.).

В настоящее  время деятельность по проведению экологического аудита, ее цели, задачи, объекты и  само понятие экологического аудита не определены на уровне федеральных  законов, указов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ. Вследствие этого  в действующих подзаконных актах  РФ экологический аудит определяется различными терминами, разные авторы ставят перед экологическим аудитом  различные цели и задачи.

Следует рассмотреть  все возможные воздействия на окружающую среду. Приведу перечень областей, на которые аудитор должен обратить внимание при исследовании этих воздействий:

— загрязнение  почв и грунтовых вод;

— выбросы в  атмосферу;

— водопользование  и очистка сточных вод;

— утилизация (захоронение) отходов;

— строительные материалы;

— здоровье и  безопасность;

— опасные сырье  и материалы;

— экологический  менеджмент.

Практика эколого-аудиторских  исследований особенно важна для  нефте-газодобывающей промышленности, так как инвестиции должны непременно сопровождаться анализом состояния охраны окружающей среды на месторождениях. В этом случае необходима независимая аудиторская проверка состояния окружающей среды осуществляемая либо аудитором, работающим самостоятельно, либо аудиторской фирмой. Помимо оценки состояния окружающей среды, целью аудитора является помощь заказчику в улучшении экологической ситуации.

До сих пор  экологический аудит являлся  добровольным или почти добровольным мероприятием (обязательный экологический  аудит организуется специально уполномоченными  государственными органами управления природопользованием и охраной  окружающей среды и по своему характеру является государственным; государственный экологический аудит проводится в обязательном порядке в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности). Экологическое законодательство в Европе не требует проведения экологического аудита, но ситуация в этой области быстро меняется. В частности, добровольное проведение аудита, например, в управленческих системах становится все более важным для компаний, особенно когда этого требуют их клиенты. Как и в случае с системой стандартов экологического менеджмента ISO 9000, многие компании будут развивать системы экологических стандартов ISO 14000, чтобы подтвердить свою добросовестность в деле охраны окружающей среды.

Заключения российских экологов-аудиторов в настоящее  время используются только хозяйствующими субъектами для формирования собственной  экологической политики и определения  приоритетов природоохранной деятельности.

Отсутствие государственного регулирования экологического аудита в России не позволяет государству  применять возможности экологического аудита, в частности, с целью оценки финансовых рисков.

По мнению специалистов, развитие экологического аудита в России позволит решить многие не только экологические, но и социально-экономические задачи, касающиеся:

— разработки необходимых  основ для повышения эффективности  использования сырьевых и энергетических ресурсов и, соответственно, уменьшения отрицательного воздействия на природу;

— обоснования  концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с  приватизацией и инвестициями в  экономику страны;

— предотвращения развития острых локальных экологических  проблем и чрезвычайных ситуаций и разработки предложений по их своевременному разрешению;

— инициирования  создания необходимой информационной основы для развития и повышения  эффективности других видов экологической  деятельности: мониторинга источников вредного воздействия на природу, экологического контроля, экологической экспертизы и т. п.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. Избранные лекции.-М.: Крук , 1994.-256 с.
  2. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека. М.: академия, 2005.- 303 с.
  3. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии  человека. М.: Академия, 2004.-526 с.
  4. Макаров С.В., Шагарова Л.Б. экологическое аудирование промышленных производств.-М.: НУМЦ Госкомэкологии, 1997.- 286 с.
  5. Ситаров В.А, Социальная экология. М.: Академия, 2000.- 280 с.
  6. Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. основы промышленной экологии.- Минск: высшая школа, 2001.- 343 с.

Информация о работе Экологический аудит