Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 13:47, контрольная работа
В ХХ в. произошли радикальные изменения во всех сферах жизни и деятельности людей. С одной стороны, человек, будучи источником глобальных преобразований, при воздействии на окружающую среду достиг позитивных для себя результатов, улучшив условия своей жизни (особенно в развитых странах). С другой стороны, последствия его деятельности привели к нарушению баланса в системе «окружающая среда – человек». Воздействие человеческого общества стало превалировать над природной средой.
При выборочном обследовании почв на загрязнение остаточными количествами пестицидов в 35 субъектах Федерации (2000 г. – на территории 18 субъектов Федерации). Наиболее сильное загрязнение земель радионуклидами по-прежнему отмечается в Брянской, Тульской, Калужской и Челябинской областях.
В
действующем законодательстве отсутствуют
правовые нормы, регулирующие хозяйственную
и иную деятельность с точки зрения
сохранения экологических функций
почв в биосфере при их использовании
как природного ресурса в различных
технологиях
По данным Росгидромета, мониторинг техногенного радиоактивного загрязнения объектов природной среды показал, что в 2001 г. радиационная обстановка на территории Российской Федерации была спокойной и по сравнению с 2000 г. существенно не изменилась.
Выбросы и сбросы радионуклидов в атмосферу и водные объекты открытой гидрографической сети за истекший год остались на уровне прошлого года, радиационная обстановка на предприятиях Минатома России и территориях, прилегающих к ним, оставалась нормальной. Наличие загрязненных территорий на конец 2001 г. по предприятиям Минатома России составило 481,56 кв. км, из них 94 % (452,16 кв. км_ приходится на ФГУП ПО «Маяк».
Степень заполнения хранилищ жидких радиоактивных отходов на АЭС в среднем составляет 60 %, однако на Белоярской и Кольской АЭС они заполнены на 80 %. Хранилища твердых радиоактивных отходов на АЭС в среднем заполнены на 70 %, но на Курской АЭС заполнены практически полностью (95,5 %). Для АЭС с реакторами РБМК острой остается проблема хранения отработавшего ядерного топлива.
На
большинстве объектов ядерного топливного
цикла в 2001 г. сохранялись приемлемые
уровни безопасности. При перевозке
ядерных материалов в целом обеспечивается
безопасность, вместе с тем вызывает
обеспокоенность перевозка
На
исследовательских ядерных
В
2001 г. состояние ядерной и
В то время как накоплен достаточный опыт безопасной эксплуатации большинства хранилищ спецкомбинатов «Радон», проблема несвоевременной сдачи на захоронение радиоактивных отходов остается актуальной для многих организаций, имеющих мощные гамма-облучательные установки.
В
2001 г. на радиоактивно загрязненных территориях
Брянской, Калужской, Орловской и
Тульской областей в основном было
обеспечено производство нормативно-чистой
сельскохозяйственной продукции.
На
государственном уровне выработаны
концептуальные и методологические
подходы к созданию национальной
системы экологической
Основной закон нашего государства – Конституция Российской Федерации (ст. 42) утверждает, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
В Совете безопасности РФ создана Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности, для которой определен конкретный перечень задач. Однако на сегодняшний день не выделены элементы понятия «экологическая безопасность», ее составляющие, то есть не определены механизмы и методы обеспечения экологической безопасности.
В
действующем природоохранном
Такая
неоднозначность понятий
В
России сегодня принято уже более
30 законодательных актов
Главная
причина отсутствия в России национальной
системы экологической
В настоящее время возникла необходимость создания пятой ветви власти – экологической, основной целью которой является гармонизация антропогенного воздействия на окружающую среду на основе познания фундаментальных закономерностей эволюции.
В
России предпринимаются шаги по разработке
методологии экологической
Таким образом, выход из экологического кризиса обусловлен выработкой четких критериев экологической безопасности.
С позиций системного подхода система экологической безопасности должна иметь многоуровневый характер – от источника воздействия на окружающую среду до общегосударственного.
На каждом уровне организации система экологической безопасности функционально состоит из трех стандартных модулей, логически дополняющих друг друга и только в своем единстве составляющих систему, это:
- комплексная ЭО территории;
- экологический мониторинг;
-управленческие
решения (экологическая
Комплексная экологическая оценка территории представляет собой выявление и оценку количественных и качественных параметров комплекса факторов экологической опасности, которые потенциально могут проявиться на оцениваемой территории.
Проявление факторов экологической опасности должно быть зафиксировано и оценено количественно (по возможности). Результаты оценки проявления факторов экологической опасности оформляются в виде комплекта карт, без данных и кадастров.
Экологический мониторинг служит основой для разработки второго модуля экологической безопасности, что позволяет получить знания природных свойств компонентов окружающей среды, особенностей антропогенной нагрузки и ее влияния на качество и состояние окружающей среды.
При этом по экологическим мониторингом подразумевается подсистема регулярного прогноза параметров состояния компонентов окружающей среды и источников воздействия на окружающую среду.
Экологическая
политика в виде управленческих решений,
которые принимаются
На любой территории, где создается система экологической безопасности, должны разрабатываться управленческие решения по каждому типу факторов, представляющих экологическую опасность: природные, антропогенные.
Разработка
эффективных управленческих решений
по снижению негативных последствий
проявления природных экологически
опасных факторов должна базироваться
в пространственно-временных
Антропогенные факторы экологической опасности полностью зависят от человека, поэтому снижение вероятности их проявления зависит от грамотно разработанной системы управленческих решений.
В основе разработки такой системы лежит ретроспективный анализ и прогноз.
Ретроспективный анализ позволяет выявить причины проявления экологически опасных факторов и на этой основе разработать управленческие решения, минимизирующие вероятность их возникновения.
Прогноз
заключается в прогностических
моделях вероятного проявления конкретного
фактора экологической
Формирование экологической политики базируется на следующих основных положениях:
-
наличие стратегии социально-
- учет результатов комплексной ЭО при развитии антропогенной инфраструктуры территории;
-
нормирование антропогенного
-
регулярный контроль
-
создание благоприятной
-
обеспечение устойчивости
-
формирование экологического
Реализация
вышеназванных положений
Развитие экологического нормирования призвано обеспечить создание системы реальных, отражающих фундаментальные природные процессы и возможности современных технологий, ориентиров минимизации антропогенного воздействия.
Промышленно развитые страны, в том числе и бывший СССР, прежде других ощутили приближение экологического кризиса. Еще в начале 70-х гг. они предприняли природоохранные меры законодательного и нормативного характера, выработали и в последующем реализовали определенную стратегию управления окружающей средой, другими словами, применили экологически ориентированные методы управления.
Международная организация по стандартизации (ИСО), наряду с продолжением разработки национальных стандартов на методы контроля компонентов окружающей среды (воздух, вода, почва), приступила к разработке комплекса международных стандартов на системы экологического управления – стандарты ИСО серии 14000.
Экологические стандарты регламентируют нормы антропогенного воздействия на природную среду, превышение которых угрожает здоровью человека, пагубно для растительности и животных.
В настоящее время приняты первые международные стандарты из указанной серии. Они определили методы создания и обеспечения функционирования систем экологического управления на предприятиях, требования к таким системам, установили требования к экологическому аудиту и др.
В
международных стандартах серии
ИСО 14000 экологический аспект определен
как элемент деятельности предприятия,
его продукции или услуг, который
взаимодействует или может