Экологический кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

В ХХ в. произошли радикальные изменения во всех сферах жизни и деятельности людей. С одной стороны, человек, будучи источником глобальных преобразований, при воздействии на окружающую среду достиг позитивных для себя результатов, улучшив условия своей жизни (особенно в развитых странах). С другой стороны, последствия его деятельности привели к нарушению баланса в системе «окружающая среда – человек». Воздействие человеческого общества стало превалировать над природной средой.

Работа содержит 1 файл

экологическое право,контрольная.docx

— 38.47 Кб (Скачать)

     При выборочном обследовании почв на загрязнение  остаточными количествами пестицидов в 35 субъектах Федерации (2000 г. –  на территории 18 субъектов Федерации). Наиболее сильное загрязнение земель радионуклидами по-прежнему отмечается в Брянской, Тульской, Калужской  и Челябинской областях.

     В действующем законодательстве отсутствуют  правовые нормы, регулирующие хозяйственную  и иную деятельность с точки зрения сохранения экологических функций  почв в биосфере при их использовании  как природного ресурса в различных  технологиях природопользования. Необходимо закрепление на правовом уровне понятия  «почва» как природного объекта, обеспечивающего среду обитания и жизнедеятельности человека, животных и растений, выполняющего экологические, санитарно-гигиенические и хозяйственные  функции.

     По  данным Росгидромета, мониторинг техногенного радиоактивного загрязнения объектов природной среды показал, что  в 2001 г. радиационная обстановка на территории Российской Федерации была спокойной  и по сравнению с 2000 г. существенно  не изменилась.

     Выбросы и сбросы радионуклидов в атмосферу  и водные объекты открытой гидрографической сети за истекший год остались на уровне прошлого года, радиационная обстановка на предприятиях Минатома России и  территориях, прилегающих к ним, оставалась нормальной. Наличие загрязненных территорий на конец 2001 г. по предприятиям Минатома России составило 481,56 кв. км, из них 94 % (452,16 кв. км_ приходится на ФГУП ПО «Маяк».

     Степень заполнения хранилищ жидких радиоактивных  отходов на АЭС в среднем составляет 60 %, однако на Белоярской и Кольской АЭС они заполнены на 80 %. Хранилища  твердых радиоактивных отходов  на АЭС в среднем заполнены  на 70 %, но на Курской АЭС заполнены  практически полностью (95,5 %). Для АЭС с реакторами РБМК острой остается проблема хранения отработавшего ядерного топлива.

     На  большинстве объектов ядерного топливного цикла в 2001 г. сохранялись приемлемые уровни безопасности. При перевозке  ядерных материалов в целом обеспечивается безопасность, вместе с тем вызывает обеспокоенность перевозка диоксида плутония, при авариях с которым  могут иметь место серьезные  последствия.

     На  исследовательских ядерных установках до сих пор не решены проблемы вывоза отработавшего ядерного топлива  на предприятия по его переработке. На реакторе ВК-50 накоплено большое  количество высокоактивных отходов, которые  современными средствами вывезти невозможно.

     В 2001 г. состояние ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации ядерных  энергетических установок атомных  судов, судов атомного технологического обслуживания, обращении с ядерными материалами и радиоактивными отходами соответствовало федеральным нормам и правилам в области использования  атомной энергии.

     В то время как накоплен достаточный  опыт безопасной эксплуатации большинства  хранилищ спецкомбинатов «Радон», проблема несвоевременной сдачи на захоронение  радиоактивных отходов остается актуальной для многих организаций, имеющих мощные гамма-облучательные  установки.

     В 2001 г. на радиоактивно загрязненных территориях  Брянской, Калужской, Орловской и  Тульской областей в основном было обеспечено производство нормативно-чистой сельскохозяйственной продукции. 
 
 
 
 

    1. Система экологической безопасности
 

     На  государственном уровне выработаны концептуальные и методологические подходы к созданию национальной системы экологической безопасности.

     Основной  закон нашего государства – Конституция  Российской Федерации (ст. 42) утверждает, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную  информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его  здоровью или имуществу экологическим  правонарушением».

     В Совете безопасности РФ создана Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической  безопасности, для которой определен  конкретный перечень задач. Однако на сегодняшний день не выделены элементы понятия «экологическая безопасность», ее составляющие, то есть не определены механизмы и методы обеспечения  экологической безопасности.

     В действующем природоохранном законодательстве в качестве объектов безопасности выделены природная среда и человек, в  то время как в ФЗ «О безопасности»  в качестве объектов безопасности определены человек, общество и государство.

     Такая неоднозначность понятий порождает  ситуацию, когда отсутствуют приоритеты, обеспечивающие разработку и реализацию национальной системы экологической  безопасности.

     В России сегодня принято уже более 30 законодательных актов природоохранной  направленности, однако, поскольку  все они, кроме в ФЗ «Об экологической  экспертизе», являются рамочными, их применение не приводит к улучшению качества окружающей среды.

     Главная причина отсутствия в России национальной системы экологической безопасности заключается в том, что на сегодняшний  день нет настоящего понимания опасности деградации окружающей среды и тех последствий, которые могут быть вызваны этими процессами.

     В настоящее время возникла необходимость  создания пятой ветви власти –  экологической, основной целью которой  является гармонизация антропогенного воздействия на окружающую среду  на основе познания фундаментальных  закономерностей эволюции.

     В России предпринимаются шаги по разработке методологии экологической безопасности. В 2002 г. в Государственную думу был  представлен проект Федерального закона «Об экологической безопасности», однако в связи с тем, что юристам  не удалось «выделить критерии экологической  безопасности из критериев охраны окружающей среды», этот закон не был подписан Президентом Российской Федерации.

     Таким образом, выход из экологического кризиса  обусловлен выработкой четких критериев  экологической безопасности.

     С позиций системного подхода система  экологической безопасности должна иметь многоуровневый характер –  от источника воздействия на окружающую среду до общегосударственного.

     На  каждом уровне организации система  экологической безопасности функционально  состоит из трех стандартных модулей, логически дополняющих друг друга  и только в своем единстве составляющих систему, это:

     - комплексная ЭО территории;

     - экологический мониторинг;

     -управленческие  решения (экологическая политика).

     Комплексная экологическая оценка территории представляет собой выявление и оценку количественных и качественных параметров комплекса  факторов экологической опасности, которые потенциально могут проявиться на оцениваемой территории.

     Проявление  факторов экологической опасности  должно быть зафиксировано и оценено  количественно (по возможности). Результаты оценки проявления факторов экологической опасности оформляются в виде комплекта карт, без данных и кадастров.

     Экологический мониторинг служит основой для разработки второго модуля экологической безопасности, что позволяет получить знания природных  свойств компонентов окружающей среды, особенностей антропогенной  нагрузки и ее влияния на качество и состояние окружающей среды.

     При этом по экологическим мониторингом подразумевается подсистема регулярного  прогноза параметров состояния компонентов  окружающей среды и источников воздействия  на окружающую среду.

     Экологическая политика в виде управленческих решений, которые принимаются соответствующими контролирующими и управляющими государственными органами, базируется на природоохранном законодательстве и является движущей силой системы  экологической безопасности территории.

     На  любой территории, где создается  система экологической  безопасности, должны разрабатываться  управленческие решения  по каждому типу факторов, представляющих экологическую  опасность: природные, антропогенные.

     Разработка  эффективных управленческих решений  по снижению негативных последствий  проявления природных экологически опасных факторов должна базироваться в пространственно-временных координатах  и конкретной вещественной основе.

     Антропогенные факторы экологической  опасности полностью  зависят от человека, поэтому снижение вероятности их проявления зависит от грамотно разработанной системы  управленческих решений.

     В основе разработки такой системы  лежит ретроспективный анализ и  прогноз.

     Ретроспективный анализ позволяет выявить причины  проявления экологически опасных факторов и на этой основе разработать управленческие решения, минимизирующие вероятность  их возникновения.

     Прогноз заключается в прогностических  моделях вероятного проявления конкретного  фактора экологической опасности  с учетом свойств компонентов  окружающей среды на данной территории.

     Формирование  экологической политики базируется на следующих основных положениях:

     - наличие стратегии социально-экономического  развития государства и конкретных  территорий;

     - учет результатов комплексной  ЭО при развитии антропогенной  инфраструктуры территории;

     - нормирование антропогенного воздействия  на окружающую природную среду  с учетом ее устойчивости;

     - регулярный контроль параметров  воздействия объектов техносферы  на компоненты окружающей среды  и параметров качества компонентов  окружающей среды;

     - создание благоприятной социально-экологической  среды обитания населения;

     - обеспечение устойчивости биосферы  на основе сохранения и восстановления  биоразнообразия окружающего животного  и растительного миров;

     - формирование экологического мировоззрения.

     Реализация  вышеназванных положений осуществляется в виде конкретных программ, а именно: Генеральных планов территорий; Программ оптимизации антропогенной нагрузки на окружающую среду; Программ создания комфортной социально-экологической  среды обитания; Программ по сохранению и восстановлению биоразнообразия  животных и растений; Программ по формированию экологического мировоззрения населения. 

    1. Экологические стандарты
 

     Развитие  экологического нормирования призвано обеспечить создание системы реальных, отражающих фундаментальные природные  процессы и возможности современных  технологий, ориентиров минимизации  антропогенного воздействия.

     Промышленно развитые страны, в том числе и  бывший СССР, прежде других ощутили  приближение экологического кризиса. Еще в начале 70-х гг. они предприняли  природоохранные меры законодательного и нормативного характера, выработали и в последующем реализовали  определенную стратегию управления окружающей средой, другими словами, применили экологически ориентированные  методы управления.

     Международная организация по стандартизации (ИСО), наряду с продолжением разработки национальных стандартов на методы контроля компонентов  окружающей среды (воздух, вода, почва), приступила к разработке комплекса  международных стандартов на системы  экологического управления – стандарты  ИСО серии 14000.

     Экологические стандарты регламентируют нормы  антропогенного воздействия на природную  среду, превышение которых угрожает здоровью человека, пагубно для растительности и животных.

     В настоящее время приняты первые международные стандарты из указанной  серии. Они определили методы создания и обеспечения функционирования систем экологического управления на предприятиях, требования к таким  системам, установили требования к  экологическому аудиту и др.

     В международных стандартах серии  ИСО 14000 экологический аспект определен  как элемент деятельности предприятия, его продукции или услуг, который  взаимодействует или может взаимодействовать  с окружающей средой.

Информация о работе Экологический кризис