Экологический мониторинг и экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:28, доклад

Описание работы

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.[1]
Обычно на территории уже имеется ряд сетей наблюдений, принадлежащих различным службам, и которые ведомственно разобщены, не скоординированы в хронологическом, параметрическом и других аспектах.

Работа содержит 1 файл

эк.мониторинг и экспертиза.docx

— 27.09 Кб (Скачать)

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.[1]

Обычно на территории уже имеется ряд сетей наблюдений, принадлежащих различным службам, и которые ведомственно разобщены, не скоординированы в хронологическом, параметрическом и других аспектах. Поэтому задача подготовки оценок, прогнозов, критериев альтернатив выбора управленческих решений становится на базе имеющихся в регионе ведомственных данных, в общем случае, неопределенной. В связи с этим, центральными проблемами организации экологического мониторинга являются эколого-хозяйственное районирование и выбор «информативных показателей» экологического состояния территорий с проверкой их системной достаточности.

Виды мониторинга

Системы мониторинга  или его виды различаются по объектам наблюдения. Поскольку компонентами окружающей среды являются воздухвода, минерально-сырьевые и энергетическиересурсыбиоресурсыпочвы и др., то выделяют соответствующие им подсистемы мониторинга. При этом важно создавать не разрозненные системы, а комплексные.

В общем виде процесс  экологического мониторинга можно  представить схемой: окружающая среда (либо конкретный объект окружающей среды) -> измерение параметров -> сбор и  передача информации -> обработка  и представление данных, прогноз. Измерение параметров, сбор и передачу информации, обработку и представление  данных осуществляет система мониторинга. Система экологического мониторинга  тесно связана с системой управления качеством окружающей среды (далее  для краткости «система управления»). Информация о состоянии окружающей среды, полученная в системе мониторинга, используется системой управления для  устранения негативной экологической  ситуации или уменьшения неблагоприятных  последствий изменения состояния  окружающей среды, а также для  разработки прогнозов социально-экономического развития, разработки программ в области  экологического развития и охраны окружающей среды. В системе управления можно  также выделить три подсистемы: принятие решения (специально уполномоченный государственный  орган), управление выполнением решения (например, администрация предприятий), выполнение решения с помощью  различных технических или иных средств.

Уровни мониторинга

Мониторинг является многоуровневой системой. Обычно выделяют системы детального, локального, регионального, национального и глобального  уровней.

Низшим иерархическим  уровнем является уровень детального мониторинга («элементарного», по М.А.Шубину, «объектного», по А.В.Шидловской), реализуемого в пределах небольших территорий (участков) и т.д.

При объединении систем детального мониторинга в более  крупную сеть (например, в пределах района и т.п.) образуется система  мониторинга локального уровня. Локальный мониторингпредназначен обеспечить оценку изменений системы на большей площади: территории городарайона.

Локальные системы  могут объединяться в еще более  крупные – системы регионального мониторинга, охватывающие территории регионов в пределах края или области, или в пределах нескольких из них.

Системы регионального  мониторинга могут объединяться в пределах одного государства в  единую национальную (или государственную) сеть мониторинга, образуя, таким образом,национальный уровень ) системы мониторинга. Примером такой системы являлась "Единая государственная система экологического мониторинга Российской Федерации" (ЕГСЭМ) и ее территориальные подсистемы. ЕГСЭМ была упразднена в 2002г.

В рамках экологической  программы ООН поставлена задача объединения национальных систем мониторинга в единую межгосударственную сеть - «Глобальную систему мониторинга окружающей среды» (ГСМОС). Это высший глобальный уровень организации системы экологического мониторинга. Ее назначение - осуществление мониторинга за изменениями в окружающей среде на Земле и ее ресурсами в целом, в глобальном масштабе. Глобальный мониторинг - это система слежения за состоянием и прогнозирование возможных изменений общемировых процессов и явлений, включая антропогенные воздействия на биосферу Земли в целом. Пока создание такой системы в полном объеме, действующей под эгидой ООН, является задачей будущего, так как многие государства не имеют пока собственных национальных систем.

Глобальная система  мониторинга окружающей среды и  ресурсов призвана решать общечеловеческие экологические проблемы в рамках всей Земли, такие как глобальное потеплениеклимата, проблема сохранения озонового слоя, прогноз землетрясений, сохранение лесов, глобальное опустынивание и эрозия почвнаводнения, запасы пищевых и энергетических ресурсов и др. Примером такой системы является глобальная наблюдательная сеть сейсмомониторинга Земли, действующая в рамках Международной программы контроля за очагами землетрясений (http://www.usgu.gov/) и др.

Программа мониторинга  окружающей среды

Научно обоснованный мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с Программой. Программа  должна включать в себя общие цели организации, конкретные стратегии  его проведения и механизмы реализации.

Ключевым элементом  любой Программы мониторинга  окружающей среды является:

  • перечень объектов, находящихся под контролем, их территориальная привязка (хорологическая организация мониторинга);
  • перечень показателей контроля и допустимых областей их изменения (параметрическая организация мониторинга);
  • временные масштабы – периодичность отбора проб, частота и время представления данных (хронологическая организация мониторинга).

Кроме того, в приложении в Программе мониторинга должны присутствовать схемы, карты, таблицы  с указанием места, даты и метода отбора проб и представления данных.

Системы наземного  дистанционного наблюдения

В настоящее время  в программах мониторинга помимо традиционного "ручного" пробоотбора сделан упор на сбор данных с использованием электронных измерительных устройств дистанционного наблюдения в режиме реального времени.

Использование электронных  измерительных устройств дистанционного наблюдения проводят используя подключения к базовой станции либо через телеметрической сети, либо через наземные линии, сотовые телефонные сети или другие телеметрические системы.

Преимуществом дистанционного наблюдения является то, что в одной  базовой станции для хранения и анализа могут использоваться многие каналы данных. Это резко  повышает оперативность мониторинга  при достижении пороговых уровней  контролируемых показателей, например, на отдельных участках контроля. Такой  подход позволяет по данным мониторинга  предпринять немедленные действия, если пороговый уровень превышен.

Использование систем дистанционного наблюдения требует  установки специального оборудования (датчиков мониторинга), которые обычно маскируются для снижения вандализма и воровства, когда мониторинг проводится в легко доступных местах.

Системы дистанционного зондирования

В программах мониторинга  широко задействовано дистанционное  зондирование окружающей среды с  использованием самолетов или спутников, снабженных многоканальными датчиками.

Различают два вида дистанционного зондирования.

  1. Пассивное обнаружение земного излучения, испускаемого или отраженного от объекта или в окрестностях наблюдения. Наиболее распространенным источником излучения является отраженный солнечный свет, интенсивность которого измеряется пассивными датчиками. Датчики дистанционного зондирования окружающей среды настроены на конкретные длины волн - от далекого инфракрасного, до далекого ультрафиолета, включая и частоты видимого света. Громадные объемы данных, которые собираются при дистанционном зондировании окружающей среды требуют мощной вычислительной поддержки. Это позволяет проводить анализ слабоотличающихся различий в радиационных характеристиках среды в данных дистанционного зондирования, успешно исключать шумы и «ложные цветовые изображения». При нескольких спектральных каналах удается усилить контрасты, которые незаметны для человеческого глаза. В частности, при задачах мониторинга биоресурсов можно различать тонкие отличия изменения концентрации в растениях хлорофилла, обнаружив области с различием питательных режимов.
  2. При активном дистанционном зондировании со спутника или самолета излучается поток энергии и используется пассивный датчик для обнаружения и измерения излучения, отраженного или рассеянного объектом изучения. Для получения информации о топографических характеристиках исследуемой области часто используется ЛИДАР, что особенно эффективно, когда территория велика и ручная съемка будет дорогостояща.

Дистанционное зондирование позволяет собирать данные об опасных  или труднодоступных районах. Применение дистанционного зондирования включают мониторинг лесов, последствия действия изменения климата на ледники  Арктики и Антарктики, исследованиях прибрежных и океанских глубин.

Данные с орбитальных  платформ, полученные из различных  частей электромагнитного спектра  в сочетании с наземными данными, представляет информацию для контроля тенденций проявления долгосрочных и краткосрочных явлений, природных  и антропогенных. Другие области  применения включают управление природными ресурсами , планирование использования земли, а также различные области наук о Земле.

Интерпретация и представление  данных

Интерпретации данных экологических мониторинга, даже полученных от хорошо продуманной программы, является часто неоднозначной. Часто имеются  результаты анализа или «предвзятых  результатов» мониторинга, или достаточно спорное использование статистики, чтобы продемонстрировать правильность той или иной точки зрения. Это  хорошо видно, например, в трактовке  глобального потепления, где сторонники утверждают, что СО 2 уровни увеличились  на 25% за последние сто лет в то время как противники утверждают, что уровень CO 2 только поднялся на один процент.

В новых научно-обоснованных программах мониторинга окружающей среды разработан ряд показателей  качества, чтобы интегрировать значительные объемы обрабатываемых данных, классифицировать их и интерпретировать смысл интегральных оценок. Так, например, в Великобритании используется система GQA. Эти общие  оценки качества классифицируют реки на шесть групп по химическим критериям  и биологическим критериям.

Для принятия решений  пользоваться оценкой в системе GQA более удобно, чем множеством частных  показателей.

 

Экологическая экспертиза— это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.[1]

В настоящее время  понятие экологической экспертизы претерпело существенные изменения. В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс и другие нормативные акты» от 18.12.2006, экологическая экспертиза это установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Виды экологической  экспертизы

ФЗ «Об экологической  экспертизе» различает 2 вида экологической  экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение первой обязательно для всех строительных объектов и проводится экспертной комиссией (экспертная комиссия), которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Вторая организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).

Принципы проведения экологической экспертизы

Экологическая экспертиза основывается на принципах[1]:

Информация о работе Экологический мониторинг и экспертиза