Экологическое лицензирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Экологическое лицензирование- это мероприятия, связанные с выдачей, переоформлением, приостановлением и аннулированием лицензий в области охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения безопасности в экологической сфере, а также с надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами (лицами, имеющими лицензию) соответствующих лицензионных требований и условий

Содержание

Введение 3
1. Понятия и определения в лицензировании
2. Основные принципы лицензирования и его правовое обеспечение 4
3. Субъекты и объекты экологического лицензирования 5
4.Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами 12
5.Лицензирование пользования водными объектами 14
6.Лицензирование пользования недрами 16
7.Подготовка материалов обоснования лицензии (Нефедьев) 19
8.Отходы: актуальные вопросы лицензирования (Полесский) 22
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

К.р..docx

— 65.65 Кб (Скачать)

     При предоставлении лицензии на пользование  недрами устанавливаются предвaрительные гpaницы горного отвода. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного "проекта c органами государственного горного надзора и государствeнными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие границы горного отводa (c харaктерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

     Пользователь  недр, получивший горный отвод, имеет  исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами н соответствии c предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только c согласия пользователя недр, которому он предоставлен. B этой исключительности права пользования лицензионным участком заключается принципиальное различие между лицензией на пользование водным объектом и лицензией на пользование участком недр.

     Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

  • геологического изучения — на срок до пяти лет;
  • добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископaемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
  • добычи подземных вод — на срок до 25 лет;
  • добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр — на срок до одного года.

     Без ограничения срока могут быть предостaвлены участки недр для  строительства и эксплуатации подземных  сооружений, не связанных c добычей полезных ископаемьх, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных c захоронением отxодов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, a также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

     Лицензия  удостоверяет право проведения работ  по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископaемых, использования отходов горнодобывающего и связaнных c ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, связанных c добычей полезных ископaемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора геологических коллекционных материалов. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недpами.

     Предоставление  лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользоваия. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию. 
 

    7.Подготовка материалов обоснования лицензии (Нефедьев)

     Осенью 2006 г. началось практическое лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. при подготовке материалов обоснования лицензии и при про- 
ведении самого лицензирования возникает много вопросов, обусловленных пробелами в законодательстве Российской Федерации в области обращения c отходами и в области лицензирования отдельных видов деятельности. K их числу можно отнести:

  • неограниченный диапазон видов отходов, подпадающих под определение опасных отходов;

отсутствие  законодательно установленньх понятий «сбор опасных отходов», «транспортировка опасных отходов» и нечет кость понятия «хранение отходов» ;

неопределенность  условий, характеризующих использование (переработку) отходов (побочных продуктов), образованных в результате собственной хозяйственной деятельности;

  • избыточность требований к материалам оценки воздействия

на окружающую среду (по отношению к отдельным операциям по обращению c опасными отходами), которые являются неотъемлемой частью документации (материалов обоснования лицензии), подлежащей государственной экологической экспертизе;

отсутствие  конкретного перечня согласующих органов федерального надзора и контроля иустановленных случаев и условий

такого  согласования.Ряд методических документов,которь]е необходимы для обоснования готовности соискателя лицензии к выполнению лицензионных требований и условий, к сожалению, пока не принят.

     Ранее использовавшиеся методические рекомендации по подготовке материалов намечаемой деятельности по обращению c опасньми отходами для представления на государственную экологическую экспертизу

     Открьпый  характер перечня лицензионных требований и условий и неопределенности правовых норм, устaнавливающих условия лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, вызывают необходимость подготовки

материалов  обоснования лицензии в расширенном  формате и c избыточной детализацией, a также получение всех возможных заключений и документов согласований от органов контроля и надзора, органов местного самоуправления, общественности.

     B общем случае материaлы обоснования лицензии должны включать собственно обоснование и необходимые приложения, свидетельствующие о готовности соискателя лицензии к выполнению лицензионных требований и условий.

   B обосновании целесообразно раскрывать вопросы, касающиеся обеспече-

ния безопасности при сборе, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении опасных отходов. B него также должны входить материaлы оценки возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности по обращению c опасными отходами, включающие:

  • описание общего состояния окружающей среды, наличия и характера уже имеющейся антропогенной нагрузки на данной территории;
  • характер и масштаб возможного неблагоприятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
  • оценка воздействия на окружающую среду с выделением наиболее уязвимых компонентов, которые могут быть затронуты намечаемой деятельностью;
  • альтернативные варианты достижения цели намечаемой деятельности связанные с ними возможные виды воздействия на окружающую среду;
  • планируемые мероприятия по предотвращению и (или) смягчению возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду при осуществлении намечаемой деятельности;
  • предлагаемые меры по предупреждению возможных аварийных ситуаций (c учетом степени, характера, масштаба экологических последствий)
  • меры по обеспечению готовности к

ликвидации  аварий, включая описание противоаварийных мероприятий;

  • сведения об участии общественности при принятии решений, касающихся намечаемой деятельности по сбору, использованию, о6езвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (включая способ информирования общественности, высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения, сведения об их учете).

     Глубина и детализация изложения материалов оценки воздействияна окружающую среду определяются составом предполагаемых операций c опасными отходами, масштабами их осуществления и уровнем сопутствующей антропогенной нагрузки. Наиболее полно и содержательно данный раздел материалов обоснования рекомендуется представлять в случаях, когда намечаемая деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов предусматривает изменение видов землепользования и застройки, капитальное строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

     B состав приложений к материалам  обоснования лицензии рекомендуется  включать копии документов и  иные дополнительные и (или) справочные материалы, в том числе:

  • документы о компонентном (химическом) составе опасных отходов;
  • копии материалов, обосновывающих отнесение опасного отхода к классу опасности для окружающей среды, в случае отсутствия сведений o данном виде опасных отходов в федеральном классификационном каталоге отходов; копии паспортов опасных отходов;
  • копии свидетельств o профессиональной подготовке работников соискателя лицензии, допущеннъгх к работе c опасными отходами;
  • копии документов, подтверждающих наличие прав на производственные помещения (в которых осуществляются операции c опасными отходами), на объекты размещения опасных отходов, на специализированные установки по обезвреживанию опасных отходов, на специально оборудованные транспортнъге средства, предназначенные для транспортировки опасных отходов;
  • порядок мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения опасных и других отходов;
  • порядок учета в области обращения с опасными и другими отходами;
  • материалы инвентаризации эксплуатируемых соискателем лицензии объектов размещения отходов;
  • порядок осуществления производственного контроля в области обращения c отходами;
  • план действий по предупреждению и ликвидации аварий, связaнных c обращением c отходами;
  • копии паспортов транспортных средств на автотехнику, которую предполагается использовать для транспортировки опасных отходов, в том числе в пределах производственной территории соискателя лицензии.
 

8.Отходы: актуальные вопросы лицензирования(Полесский) 

     B связи c большим количеством вопросов о лицензировании деятельности в области обращения c отходами редакция попросила ответить на некоторые из них E.A. Полесского, заместителя начальника Управления государственного экологического надзора Ростехнадзора.

  • До внесения изменений в Федеральный закон «0 лицензировании отдельных видов деятельности» в 2005 Г. лицензированию подлежала деятельность по обращению c опасными отходами. Сегодня лицензироватъся должна деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Что конкретно изменилось?

    -B соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением c отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, a также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов. Таким образом, согласно действующему законодательству юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять без лицензии деятельность, в процессе которой образуются отходы.

  • Каким именно юридическим лицам и индивидyальным предпринимателям необходимо оформлять лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов?

    B соответствии  со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемым видом деятельности понимается такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. Это определение не содержит дополнительных условий, yказывaющиx на то, что лицензирование распространяется только на основные (уставньre) виды деятельности либо виды предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, вьшолнения работ или оказания услуг. Следовательно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживaние, транспортировку, размещение опасных отходов, обязаны оформлять лицензию и в тех случаях, когда рассматриваемая деятельность не является для них основной и не приносит прибыль.

   - Большой проблемой  является отсутствие в нормативных правовых актах определений ряда терминов, используемых при лицензировании рассматриваемого вида деятельности. B частности, не раскрыты термины «сбор отходов», «транспортировка отходов». B каких случаях деятельность в области обращения c опасными отходами может быть охарактеризована c использованием этик терминов ?

Информация о работе Экологическое лицензирование