Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Вопросы:
- какие экологические права граждан Санкт-Петербурга нарушены принятым законом?
- какие гарантии защиты права граждан на благоприятную окружающую среду предусматривает российское законодательство?
- являются ли региональные целевые программы объектом государственной экологической экспертизы?
- в каких случаях законодательство предусматривает обязательное проведение общественных слушаний?
- решите дело.

Работа содержит 1 файл

kontrolnaya ecol.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА» 

(МГЮА ИМЕНИ О.Е.  КУТАФИНА)

ФИЛИАЛ МГЮА ИМЕНИ  О.Е. КУТАФИНА В Г. ВОЛОГДЕ

 

 

 

КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

Вариант 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:

Выполнил: студент  3 курса 1 группы

заочной формы обучения

Лукин Алексей Александрович

Адрес: г. Вологда ул. Преображенского 45а 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда  2012

Оглавление

 

 

 

Задача 1

 В 2006 г. Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга № 152-14 «О целевой программе Санкт-Петербурга "Строительство административного делового центра в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга"», включающий в себя соответствующую целевую программу. Данный Закон подписан губернатором Санкт-Петербурга 30 марта 2006 г. и официально опубликован в журнале «Вестник Законодательного Собрания Санкт- Петербурга».

Ч., П., М. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия вышеуказанного Закона Санкт-Петербурга.

Обращаясь в  суд, граждане Ч., П., М. считали, что данным Законом Санкт-Петербурга нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами и другими нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга.

В частности, они  ссылались на то, что вопросы предстоящего строительства административного делового центра затрагивают их права на благоприятную окружающую среду, что его сооружение создаст угрозу благоприятным условиям их жизнедеятельности, так как отсутствуют результаты предварительной государственной экологической экспертизы, не имеется положительных заключений органов федерального надзора и контроля, а также результатов проведения общественных слушаний и информирования жителей Санкт-Петербурга.

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и представители губернатора  Санкт-Петербурга просили суд отказать в удовлетворении заявленного требования как необоснованного. При этом представители не отрицали, что оспариваемый Закон Санкт- Петербурга был принят без проведения предварительной экологической экспертизы и общественных слушаний, так как этого не требовалось, поскольку данный Закон, по их мнению, не регулирует вопросы градостроительной деятельности. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», по мнению ответчиков, Также не подлежит применению, так как оспариваемый Закон «не регулирует указанные правоотношения», поскольку не предусматривает ведения хозяйственной деятельности по строительству конкретных производственных сооружений с использованием природных объектов.

 

Вопросы:

- какие экологические  права граждан Санкт-Петербурга  нарушены принятым законом?

- какие гарантии  защиты права граждан на благоприятную  окружающую среду предусматривает российское законодательство?

- являются ли  региональные целевые программы  объектом государственной экологической экспертизы?

- в каких  случаях законодательство предусматривает обязательное проведение общественных слушаний?

- решите дело.

 

Решение:

 

Экологические права граждан – общепризнанные и закрепленные в Конституции РФ и в действующем законодательстве права, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей индивида в процессе взаимодействия с природой. Это права каждого человека на:

а) благоприятную окружающую среду;

б) получение достоверной информации о ее состоянии;

в) возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ФЗ от 30 марта 1999 г. (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 5) граждане имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного потребления), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений.

 ФЗ от 10 января 2002 г. (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" (ст. 11—12) закрепляет комплекс экологических прав граждан и их объединений:

- право на защиту окружающей среды от негативного воздействия;

- право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

- разрабатывать, прогнозировать и реализовать программы по защите своих прав и законных интересов в области охраны окружающей среды;

- привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

- участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

-в порядке, определенном законом, организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, оказывать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

- подавать в органы государственной власти, суды обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, и др.

Право граждан на благоприятную  окружающую среду обеспечивается: планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения; предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды; возмещением в судебном или в административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф; государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

Государственные органы и их должностные лица согласно действующему законодательству обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав. Государственная экологическая экспертиза не единственная природоохранная мера, в соответствии с ФЗ от 23 ноября 1995 г. (ред. от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009) "Об экологической экспертизе" по инициативе граждан, их объединений, органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Также с целью обеспечения экологических прав граждан в законодательстве предусмотрено что, гидрометеорологические и иные органы обязаны по требованию граждан предоставлять своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Такая информация ФЗ от 19 июля 1998 г. (ред. от 23.07.2008) "О гидрометеорологической службе" определяется как сведения, полученные в результате мониторинга, или долгосрочного наблюдения, окружающей среды. Гарантией против сокрытия экологических сведений является положение Закона РФ от 21 июля 1993 г. (ред. от 15.11.2010) "О государственной тайне", в соответствии с которым не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, о фактах нарушения прав и свобод гражданина.

ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" устанавливает, что возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в полном размере (ст. 79).

Эффективной мерой защиты окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" является экологический контроль — государственный, производственный, муниципальный и общественный. Такой контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков вышеназванный Закон предусматривает экологическое страхование, в т.ч. обязательное государственное экологическое страхование (ст. 18).

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся: рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения окружающей среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронениями (утилизацией) токсичных, промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; экологически безопасное хранение и утилизация выведенного боевого состава вооружения (атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными установками), ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; безопасное для окружающих, природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах РФ.

Жалобы на действия органов государственной власти могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или общественное объединение, должностному лицу. Срок, в течение которого жалоба подлежит рассмотрению, составляет один месяц. Граждане вправе обратиться за защитой своих прав в области охраны окружающей среды непосредственно в суд.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 проекты планов и программ развития муниципального образования должны выноситься на публичные слушания. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов. Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Оспариваемый Закон в первоначальной редакции фактически решал вопросы строительства объекта, определяя заказчика программы, цель, сроки реализации, исполнителя (застройщика), объемы, источник финансирования и место строительства, подтверждая факт соответствия объекта строительства требованиям градостроительного плана.

Согласно основным принципам охраны окружающей среды (презумпция экологической опасности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду и проведения проверки проектов, иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды) перед принятием Закона необходимо провести государственную экологическую экспертизу, публичное обсуждение и сформировать технико-экономическое обоснования программы, а также получить положительное заключение органов федерального надзора и контроля, информировать общественность о планируемом строительстве. Учитывая что в задаче рассматривается строительство Охта центра в Санкт – Петербурге, достаточно взглянуть на место его предполагаемого строительства чтобы понять что Государственная экологическая экспертиза не могла вынести положительное решение в отношении данного объекта.

Данный нормативный  акт подлежит отмене.

Задача № 2

Администрацией  Костромской области 16 сентября 2008 года принято постановление № 328-а, которым утвержден Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для своих нужд, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. Данное постановление официально опубликовано в издании «СП - нормативные документы», № 42, 26.09.2008 года.

Пунктом 2 Порядка установлено, что основанием для добычи землепользователями общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, в границах земельных участков без применения взрывных работ; строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, является разрешение, выданное департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области по установленной им форме. Пункты 4-12 Порядка регламентируют процедуру выдачи разрешений, продления сроков их действия и аннулирования.

Заместитель Волжского  межрегионального природоохранного прокурора обратился в Костромской областной суд с заявлением о признании названного Порядка недействующим, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что он противоречит требованиям статьей 5 и 19 Закона РФ «О недрах» и ограничивает права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд по своему усмотрению.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"