Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Вопросы:
- какие экологические права граждан Санкт-Петербурга нарушены принятым законом?
- какие гарантии защиты права граждан на благоприятную окружающую среду предусматривает российское законодательство?
- являются ли региональные целевые программы объектом государственной экологической экспертизы?
- в каких случаях законодательство предусматривает обязательное проведение общественных слушаний?
- решите дело.

Работа содержит 1 файл

kontrolnaya ecol.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

 

Вопросы:

- к какому  виду права пользования недрами относится право добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для своих нужд, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков? Раскройте его содержание;

- какими нормативными  правовыми актами устанавливается  данное право?

- что является  основанием возникновения данного  права?

- какие полномочия  имеют субъекты Российской Федерации  в сфере отношений по недропользованию?

- подлежат ли  удовлетворению требования Волжской  межрегиональной природоохранной прокуратуры?

 

Решение

 

Закон "О недрах" закрепил право общего пользования ресурсами недр. Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Земельный кодекс РФ допускает возможность использования собственниками земельных участков и землепользователями в установленном порядке для собственных нужд имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, пресных подземных вод (ст. ст. 40, 41).

Согласно ст. 19 Закона о недрах собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право в границах соответствующих участков осуществлять без получения лицензии на пользование недрами, но в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и при условии неприменения взрывных работ: добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе; строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров; устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Согласно указанной  норме и ст. 5 ЗК РФ основаниями  для возникновения права общего пользования ресурсами недр являются:

    • для собственников участков – государственная регистрации права собственности;
    • для землепользователей – решение государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять участков в постоянное (бессрочное) пользование;
    • для землевладельцев – право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (в настоящее время данный титул может быть предан только на основании свидетельства о праве на наследство);
    • для арендаторов участков - договор аренды.

Требования, заявленные в Костромском областном суде подлежат удовлетворению:

Законом о недрах исполнительной власти субъектов РФ предоставлено исключительно право установления порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Ст. 19 Закона о недрах предусмотрена возможность для собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов ЗУ осуществлять добычу, строительство, устройство и эксплуатацию именно без каких-либо дополнительных условий и ограничений, реализуя свою волю и желания, установление таких ограничений или дополнительных условий субъектом РФ выходит за пределы предоставленной ему ст. 4 Закона о недрах компетенции.

Задача № 3

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим абзаца 3 подпункта 1.3.2 пункта 1 распоряжения правительства Ленинградской области от 31 августа 2007 года № 341-р «О разработке лесного плана Ленинградской области» с момента опубликования, ссылаясь на то, что оспариваемой нормой совмещаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы вокруг Ладожского озера и Онежского озера и устанавливается их ширина. В соответствии с абзацем 3 подпункта 1.3.2 пункта 1 оспариваемого распоряжения комитету по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области предписано при разработке лесного плана Ленинградской области в лесах, расположенных в водоохранных зонах, совместить водо-охранные зоны вокруг Ладожского озера и Онежского озера с прибрежными защитными полосами и установить их ширину в размере 200 метров от среднемноголетнего уровня воды в этих озерах.

По мнению прокурора, Правительство Ленинградской области  вышло за пределы предоставленных  статьей 25 Водного кодекса Российской Федерации полномочий. Кроме того, введенный порядок установления ширины водоохранных зон и прибрежных защитных полос Ладожского и Онежского озер противоречит статье 65 Водного кодекса Российской Федерации.

 

Вопросы:

- дайте характеристику  правового режима водоохранных  зон и прибрежных защитных полос и раскройте порядок их установления;

- как определяются  границы водных объектов?

- раскройте  содержание полномочий субъектов  РФ в области охраны водных объектов. Могут ли субъекты РФ устанавливать размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос?

- подлежат ли  удовлетворению требования прокурора? 

 

Решение:

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон запрещаются:

-использование сточных вод для удобрения почв;

-размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

-осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

-движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах прибрежной защитной полосы дополнительно запрещаются:

-распашка земель,

-размещение отвалов размываемых грунтов,

-выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Границы и ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос установлены ч. 3-14 ст. 65 Водного Кодекса РФ:

-за пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива;

- ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев в зависимости от протяженности, ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров;

-ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров; водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов;

-ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса;

-для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров;

-ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Согласно ч. 4, 6 ст. 5 ВК РФ граница водного объекта (береговая линия) определяется для: моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды; болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине; подземных водных объектов - в соответствии с Законом о недрах.

Ладожское и  Онежское озера не расположены внутри болота, имеют акваторию более 0,5 квадратного километра. Таким образом, для Ладожского и Онежского озер ширина водоохранной зоны устанавливается в размере 50 метров. С учетом того, что эти водные объекты включены в Перечень рек, их притоков и других водоемов, являющихся местами нереста лососевых и осетровых рыб, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 октября 1973 года N 554, ширина их прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 200 метров независимо от уклона прилегающих земель.

Требование  ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующим абз. 3 пп. 1.3.2 п. 1 Распоряжения Правительства Ленинградской области от 31.08.2007 № 341-р «О разработке лесного плана Ленинградской области» подлежит удовлетворению:

На основании  ч. 13 ст. 65 ВК РФ ширина прибрежных защитных полос Ладожского и Онежского озер устанавливается в размере 200 метров независимо от уклона прилегающих земель по причине их включения в Перечень рек, их притоков и других водоемов, являющихся местами нереста лососевых и осетровых рыб, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 26.10.1973 № 554.

Согласно п. 6 ст. 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны Ладожского и Онежского озер устанавливается в размере 50 метров.

Ширина водоохранной зоны Ладожского и Онежского озер не может быть установлена в порядке ч. 4 ст. 65 ВК РФ, так как названная норма устанавливает ширину водоохранной зоны рек или ручьев.

Согласно п. 3 ч. 2, п. 2 ч. 4 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации озеро является водоемом, относящимся к поверхностным водным объектам, для которого береговая линия (граница водного объекта) определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

  1. Конституция России.
  2. Земельный кодекс РФ.
  3. Водный кодекс РФ.
  4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды".
  5. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009) "Об экологической экспертизе".
  6. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 26.07.2010) "О недрах"
  7. Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 03.12.2008) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
  8. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
  9. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 N 640 (ред. от 22.04.2009) "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов"
  10. Постановление Правительства РФ от 25.12.2006 N 801 (ред. от 04.03.2009) "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов"
  11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14 (ред. от 06.02.2007) "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения"



Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"