Мониторинг и информация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 03:34, контрольная работа

Описание работы

Важно определить современное состояние соответствующей нормативной правовой базы в этой области, степень ее реализации для того, чтобы представлять, кто несет ответственность в настоящее время за своевременную и достоверную информацию, выдаваемую и необходимую участникам предпринимательской деятельности, иным юридическим и физическим лицам для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….….3
1. Понятие и виды государственного экологического мониторинга …………...3
2. Правовые основы использования информационных ресурсов в области
охраны окружающей среды……………………………………………………...8
2.1 Понятие и роль экологически значимой информации …………………………..…8
2.2 Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды ……...….10
2.3 Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих
на здоровье ……………………………………………………………………….….10
2.4 Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации……………………………………………....12
2.5 Правовые ограничения свободного доступа к экологически
значимой информации ……………………………………………………………...15
2.6 Источники нормативной экологически значимой информации……………….…16
2.7 Государственный статистический учет и отчетность……………………………..17
2.8 Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов………...17
Заключение…………………………………………………………………………..…..19
Задача .. ……………………………………………………………………………...…..20
Список использованной литературы…………………………………………….….....23

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Органам государственной  статистики предоставляют информацию о состоянии окружающей среды, видах  и уровнях вредных воздействий на нее как юридические лица – природопользователи, так и специально уполномоченные государственные органы.

Росстат и его территориальные  подразделения ведут учет экологически значимой информации по следующим, утверждаемым Постановлениями Росстата формам: форма N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха"; форма N 2-ТП-воздух (срочная) "Сведения об охране атмосферного воздуха"; форма N 12-ЛХ (годовая) "Сведения о лесозащите"; форма N 1-ЛХ "Сведения о проведении лесовосстановительных работ"; форма N 5-ЛХ "Сведения о лесных пожарах"; форма N 1-РЛХ (Чернобыль) "Сведения о лесовосстановлении и заселении территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению"; форма N 1-заповедник "Сведения о государственных природных заповедниках и национальных парках"; форма N 01-ГР "Сведения о геологоразведочных работах"; форма N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах"; форма N 6-ОС "Сведения о загрязнении окружающей среды при авариях на магистральных трубопроводах"; а также по некоторым другим формам.

Являясь формой контроля, отчетность может играть существенную роль в совершенствовании природоохранной  деятельности. Она будет служить  источником соответствующей информации не только для государственных структур.

 

2.8 Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов

Государственным кадастром  природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям. В соответствии с экологическим законодательством  ведется государственный земельный  кадастр, государственный кадастр  месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный кадастр объектов животного мира, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, государственный кадастр отходов. Особой разновидностью кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.

Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и  объектов в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных  кадастров природных ресурсов и  объектов.

Государственные реестры природных объектов – новая форма информационных документов об окружающей среде. Государственные реестры природных объектов представляет собой систематизированный свод документированных сведений о природных объектах, об их использовании, охране, собственниках, пользователях.

В Российской Федерации  ведется государственный лесной реестр и государственный водный реестр.

Государственный земельный  кадастр содержит сведения о земельных  участках; территориальных зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; землях и границах субъектов РФ; землях и границах Российской Федерации.

На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой  последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения о состоянии  и об использовании земельных  участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках  вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. При этом в отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.

Ведутся кадастры соответствующими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов и объектов. Работу по формированию территориальных кадастров природных ресурсов и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Для этого они могут создавать территориальные кадастровые центры.

 

 Заключение

Современный экологический  кризис ставит под угрозу возможность  устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных  систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды1.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Вместе с тем, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, что реализация данного права невозможно без его участия. Сегодня экологический мониторинг является важнейшей гарантией реализации данного конституционного права.

Термин Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния  окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Формирование законодательства, регламентирующего экологический  мониторинг, регионального уровня является важной составляющей государственной  экологической политики.

В соответствии с Директивой Европейского сообщества (сейчас – Европейского союза) 90/313 о свободном доступе к экологической информации она определяется, с одной стороны, как состояние «воды, воздуха, земли, фауны, флоры, сельскохозяйственных земель и заповедников» и, с другой – как деятельность, которая либо оказывает или может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, либо защищает ее.

Более широко содержание информации о состоянии окружающей среды регламентируется Модельным  законом об охране окружающей среды, подготовленным под эгидой Совета Европы и принятым им в 1994 г. В соответствии со ст. 21 она включает информацию, существующую в письменной, визуальной, устной форме или базе данных о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деятельности (связанной с такими вредными воздействиями, как шум) или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

В целом это – огромный массив разнообразной информации. С  точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений и защиты законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные:

• о состоянии воды, воздуха, фауны, флоры, земли, почвы,, недр, природных ландшафтов и комплексов;

• об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни  людей;

• о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и  их источниках;

• о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и человека;

• о мерах по охране окружающей среды, в том числе  правовых, административных и иных мерах;

• о деятельности государственных  органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России.

Пользователями экологически значимой информации является наиболее полный круг субъектов права окружающей среды. В него входят граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предприятия и организации, государственные структуры. Экологически значимой информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.

 

Задача

В Москве, в  районе Северное Бутово высоковольтные линии электропередач протянуты на расстоянии 50-60 м от жилых домов. Комплексное воздействие электрической и электромагнитной составляющих может привести к необратимым изменениям в иммунной системе человека и значительно увеличить риск онкологических заболеваний. Несмотря на многочисленные массовые протесты жителей, проживающих в этом районе, никаких действий для переноса линий электропередач от жилой застройки власти не предпринимают.

Вопросы: Имеет ли место нарушение экологических или иных прав человека в данном случае? Какие меры и в каком порядке должны быть предприняты для ликвидации сложившейся ситуации и восстановления нарушенных прав?

 

 

 

Ответ:

Международные конвенции, Конституция РФ, в частности ст. 42, каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов содержатся в ст. 34  Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Зоны линий электропередач (ЛЭП) относятся к зонам с особыми  условиями пользования землей. Для обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации таких объектов в пределах зон с особыми условиями пользования землей ограничиваются другие виды деятельности, несовместимые с целями установления этих зон.

Эксплуатация ЛЭП регулируется Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования.

При напряжённости электрического поля свыше 1000 вольт должны быть приняты меры по исключению воздействия на человека ощутимых электрических разрядов и токов стекания.

В целях защиты населения  от воздействия электрического поля высоковольтных линий устанавливаются  санитарно – защитные зоны –  территория вдоль трассы линии, в  которой напряжение превышает 1000 вольт.

В соответствии с «Санитарными нормами и правилами защиты населения  от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи  переменного тока промышленной частоты» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23.02.1984 N 2971-84) для вновь проектируемых ВЛ, а также зданий и сооружений допускается принимать следующие границы санитарно – защитных зон вдоль трассы линий: 20м – 330 кВ, 40м – 750 кВ, 30м. – 500 кВ, 55 м. – 1150 кВ.

При этом должны быть приняты меры по снижению радиопомех. Если напряжённость электрического поля превышает допустимые уровни, должны быть приняты меры по его снижению. В местах возможного пребывания человека напряжённость электрического поля может быть уменьшена путем: удаления жилой застройки от линий, применение экранирующих устройств и других средств снижения напряженности электрического поля.

В пределах санитарно  – защитной зоны запрещается: размещение жилых и общественных зданий и  сооружений, площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей и складов нефти и нефтепродуктов; производить операции с горюим, выполнять ремонт машин и механизмов.

Допускается оставление жилых зданий и приусадебных участков в санитарно-защитных зонах действующих ВЛ напряжением 330 - 500 кВ при условии снижения напряженности электрического поля внутри жилых зданий и на открытой территории до вышеуказанных значений. Оставление жилых зданий и приусадебных участков в санитарно-защитных зонах действующих ВЛ напряжением 750 кВ и выше запрещается.

Металлические кровли зданий, оставляемых в санитарно-защитных зонах ВЛ напряжением 330 - 500 кВ, должны быть заземлены не менее чем в  двух местах.

При таких обстоятельствах  в целях предотвращения правонарушения, а также восстановления нарушенных прав необходимо принятие мер прокурорского реагирования как в защиту прав неопределённого круга лиц, так и определенного в случае причинения вреда жизни и здоровью.

Информация о работе Мониторинг и информация