Охрана окружающей среды как глобальная проблема современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу нашей планеты, а в этом столетии дело дошло до кризиса всей мировой экологической системы: загрязнена окружающая среда, истощились природные ресурсы, в экосистемах нарушены экологические связи.
В настоящее время можно говорить о возникновении «нового экологического мышления», базисным положением которого является концепция международной экологической безопасности, которую можно определить как систему взаимоотношений государств, обеспечивающую сохранение, рациональное использование и воспроизводство жизненно важных для человечества экологических компонентов нашей планеты и поддержание равновесия между ними.

Работа содержит 1 файл

курсовик экология.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Генеральная Ассамблея ООН приняла 15 декабря 1972 г. на XXVII сессии резолюцию «Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды», которой учрежден новый межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООН, получивший название Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В структуру ЮНЕП входят три основные подразделения: Совет управляющих, который стоит во главе ЮНЕП; Секретариат во главе с исполнительным директором; Фонд окружающей среды.

Важнейшими направлениями  природоохранной деятельности ЮНЕП являются: охрана отдельных природных  объектов; борьба с различными видами вредного воздействия; рациональное использование природных ресурсов; создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды; разработка международно-правовой основы природоохранной деятельности.

Важно отметить, что при поддержке  ЮНЕП разработано и принято множество конвенций по охране природы.

Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО) разрабатывает технические проекты охраны земель, лесов, вод, животного и растительного мира, проводит исследования с целью определения состояния этих природных объектов.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры (ЮНЕСКО) занимается научными проблемами охраны окружающей среды. ЮНЕСКО организовала осуществление ряда крупных международных научных программ, касающихся охраны окружающей среды: «Международное гидрологическое десятилетие», «Человек и биосфера» и др.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается изучением проблем загрязнения атмосферного воздуха.

Международная морская организация (ИМО) занимается вопросами морской среды.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) также постоянно связана в своей деятельности с решением вопросов охраны окружающей среды. За последние годы ЕЭК и другие региональные экономические комиссии ООН (ЭСКАТО, ЭКА, ЭКЛА) значительно расширили свою деятельность в области охраны окружающей среды.

25 октября 1995 г. в Софии была подписана Декларация министров по вопросам окружающей среды региона Европейской Экономической Комиссии ООН, в которой они подтвердили свою волю осуществлять сотрудничество в области охраны окружающей среды в Европе. В этой Декларации была представлена Программа действий в области охраны окружающей среды для Центральной и Восточной Европы (ПДОС), в которой приветствуются положительные результаты, достигнутые странами Центральной и Восточной Европы в деле осуществления ПДОС.

Также в этой Декларации была разработана Экологическая программа для Европы, в которой призывается, чтобы все европейские страны предпринимали шаги для участия в деятельности Европейского агентства по окружающей среде.

В октябре 1948 г. был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), в 90-х гг. XX в. переименованный во Всемирный союз охраны природы (аббревиатура была сохранена). МСОП активно участвовал в разработке международных норм и правил по сохранению биологического разнообразия и управлению различными компонентами природных ресурсов. Союз оказывает большую помощь государствам в подготовке национальных стратегий по охране окружающей среды и реализации их полевых проектов. МСОП активно участвует в международном нормотворческом процессе. Им подготовлены проекты многих действующих конвенций. МСОП играет исключительно важную роль в формировании мирового общественного мнения по охране окружающей среды.

2.3. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

Атомная энергетика имеет  большое будущее в экономике  любого государства, но это возможно при соблюдении следующих условий: своевременное и достаточное  финансирование нужд данной отрасли; обеспечение  экологической безопасности самих энергетических комплексов и окружающих территорий; квалифицированное техническое обслуживание данных объектов.

Отсутствие должного внимания хотя бы к одному из этих условий  может повлечь разрушение целых  экосистем на Земле.

В октябре 1956 г. был подписан Устав МАГАТЭ, который вступил в силу 29 июля 1957 г. Цели Агентства — стремление к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство обеспечивает, чтобы помощь, предоставляемая им или по его требованию, или под наблюдением или контролем, не была использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели.

В своих функциях Агентство  уполномочивается: способствовать и  содействовать научно-исследовательской работе в области атомной энергии и практическому ее применению в мирных целях; способствовать обмену научными и техническими сведениями о применении атомной энергии в мирных целях и др.

Таким образом, важнейшими сферами деятельности МАГАТЭ являются мирное использование ядерной энергии, повышение безопасности АЭС, оказание технической помощи в этой области, обращение с радиоактивными отходами.

2.4. Природоохранительное сотрудничество стран – членов СНГ (Содружество независимых государств)

СНГ — международное  объединение 11 бывших союзных республик Союза ССР, каждая из которых выступает как самостоятельное государство - субъект международного права и участник международных отношений.

Законодательство об окружающей среде в странах СНГ находится в стадии формирования.

Во всех конституциях стран СНГ зафиксировано право  граждан на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Также отражено правило об обязанности граждан беречь природу.

В большинстве стран  СНГ взаимосвязанно с комплексными законами об охране окружающей среды издаются фундаментальные законы по регулированию использования и охране основных компонентов природной среды — земли, ее недр, лесов, вод, животного мира.

С учетом остроты экологических проблем на территории стран СНГ, низкого уровня развития законодательства об охране окружающей среды является актуальной задача развития природоохранного сотрудничества в СНГ.

Такое сотрудничество было осуществлено 8 февраля 1992 г. в Москве в рамках межправительственного Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, в котором было сказано, что участники этого Соглашения признают право каждого человека на благоприятную для жизни окружающую среду и экологическую безопасность и осознают ответственность за обеспечение благоприятных условий для проживания и благополучия перед народами. Стороны также обязуются вырабатывать и проводить согласованную политику в области экологии и охраны окружающей природной среды, разрабатывать и принимать законодательные акты в области экологии, осуществлять государственный контроль за состоянием и изменением окружающей природной среды и ее ресурсов и др.

В соответствии с этим Соглашением в июне 1992 г. для согласования природоохранной деятельности государств, а также для оказания содействия в разрешении экологических споров был создан Межгосударственный экологический совет (МЭС). Также было принято решение образовать при нем межгосударственный экологический фонд, необходимый для выполнения согласованных межгосударственных экологических программ.

Важную роль в развитии природоохранного сотрудничества в  рамках СНГ призвана играть Межпарламентская Ассамблея. В ее структуре создан отдел по охране окружающей среды. Ассамблея выполняет совещательные, консультативные функции. Важным направлением ее деятельности является подготовка модельных законов в области пользования и охраны окружающей среды. Так, нужно отметить, что 29 декабря 1992 г. постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств, был принят рекомендательный законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества».

Хотелось бы немного  подробнее рассмотреть систему  экологического законодательства   на примере Украины.

Одной из главных задач деятельности по охране окружающей среды является охрана среды обитания человека, которая тесно связана с идеей создания благоприятных экологических условий для жизнедеятельности, труда и отдыха человека.

Статья 3 Конституции  Украины устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В ст. 50 Конституции сказано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В Конституции Украины, принятой 28 июля 1996 г., несколько статей посвящены проблемам экологии. В частности, ст. 16 гласит: «Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы — катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда украинского народа является обязанностью государства».

На Украине существует система государственных органов, уполномоченных управлять охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, во главе с Министерством охраны окружающей природной среды и Министерством охраны здоровья, которые координируют природоохранную деятельность различных организаций по охране природы.

Следует сказать и  о России. Учитывая, что Россия занимает огромную территорию и состояние окружающей среды в стране оказывает большое влияние на экологическую ситуацию на планете, в нашей стране идет активный процесс законотворчества в области регулирования экологопользования и охраны окружающей среды. Также следует отметить, что Россия приняла к своему исполнению множество договоров, соглашений, конвенций и других международно-правовых актов и как самостоятельный субъект международного права стала членом многосторонних конвенций.

2.5. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

США — бесспорно, одна из наиболее экономически развитых стран  мира. Интенсивное экономическое  развитие повысило уровень жизни населения и вместе с тем многократно увеличило разрушающую нагрузку на природную среду, породив опасность экологической катастрофы. В результате американское право признало охрану окружающей среды самостоятельной сферой общественных отношений, а образовавшаяся отрасль права призвана реализовать модель экологически безопасного экономического развития.

Следует отметить, что в США решение проблем  охраны природы и природопользования уходит своими корнями в прошлое. Так, в 1872 г. был создан первый в мире национальный парк, в 1903 г. — первый национальный заказник, а в 1880 г. был принят Закон по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха.

Говоря об основных источниках экологического права США, надо обратиться прежде всего к Конституции. Все  конституционные нормы, касающиеся охраны окружающей среды, можно объединить в три большие группы:

  1. нормы, устанавливающие полномочия Конгресса в сфере экологического права;
  2. нормы, ограничивающие указанные выше полномочия;
  3. нормы, формирующие права граждан.

Среди экологических  законов следует отметить Закон  о чистом воздухе, в котором устанавливается  обязательность разработки штатами планов по обеспечению соблюдения национальных стандартов качества воздуха, Закон об охране исчезающих биологических видов и др. Центральное место в системе экологического законодательства США занимает Закон «О национальной политике в области охраны окружающей среды», принятый Конгрессом в 1969 г. и вступивший в силу с 1 января 1970 г., который предусматривает оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду. Этот Закон преследует две основные цели: 1) возложить на федеральные ведомства обязанность по охране окружающей среды, выполнение которой должно сочетаться с их основными полномочиями и 2) предусмотреть механизм реализации этой обязанности. Закон регламентирует создание Совета по качеству окружающей среды в рамках исполнительного аппарата Президента на правах вспомогательного и совещательного органа.

Указанный совет занимает центральное место в разработке экологической политики.

На основе Закона о  национальной политике в области  охраны окружающей среды были приняты десятки новых законов экологической направленности, впоследствии существенно обновленные.

С созданием законодательства об охране окружающей среды были сформированы специальные государственные структуры. На федеральном уровне в структуре органов исполнительной власти важную роль играет Агентство по охране окружающей среды, отвечающее за систематическое снижение загрязнения окружающей среды.

В США большую роль в обеспечении охраны и рационального  использования природных ресурсов играют: Министерство внутренних дел, в системе которого участвуют Бюро управления земель, Служба национальных парков, Служба охраны рыб и диких животных, Геологическое наблюдение США; Министерство сельского хозяйства, имеющее в своей системе Службу охраны почв и Службу леса; Национальная океаническая и атмосферная администрация в Министерстве торговли; Береговая охрана Министерства транспорта; Министерство юстиции США; Министерство энергетики.

Информация о работе Охрана окружающей среды как глобальная проблема современности