Основы экологического и земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Совокупность земель в пределах границ Российской Федерации образует земельный фонд. Он делится на несколько категорий земель в соответствии с их целевым назначением:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

Содержание

1. Понятие и состав земельного фонда. Категории земель. Порядок отнесения земель к категории и перевода из одной категории в другую.
2.Понятия и задачи охраны земель
3. Задача.

Работа содержит 1 файл

Содержани12.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Содержание

1. Понятие и состав  земельного фонда. Категории земель. Порядок отнесения земель к  категории и перевода из одной  категории в другую.

2.Понятия и задачи  охраны земель

3. Задача.

1. Понятие  и состав земельного фонда.  Категории земель. Порядок отнесения земель к категории и перевода из одной категории в другую.

Совокупность земель в пределах границ Российской Федерации  образует земельный фонд. Он делится  на несколько категорий земель в  соответствии с их целевым назначением:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли населенных  пунктов;

- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики и космического обеспечения,  энергетики, обороны и иного назначения;

- земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Каждая из перечисленных  категорий земель обладает особенностями  правового режима, установленного земельным  законодательством.

Основную часть земельного фонда составляют земли сельскохозяйственного назначения, которыми признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей (ст. 56 Земельного кодекса РСФСР). К ним относятся сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы и пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями и др.), а также земли, которые обслуживают вспомогательные нужды сельскохозяйственного производства (занятые постройками, дорогами, сооружениями и др.).

Специфика правового  режима этой категории земель в отличие от других определяется в конечном счете использованием сельскохозяйственных земель в качестве основного средства производства. С учетом экономической и экологической значимости данных земель как наиболее ценных и плодородных в составе земельного фонда законодательство закрепляет особый порядок их использования и охраны, приоритет сельскохозяйственного землепользования. Это означает, что земли, признанные в установленном порядке пригодными для сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для этих нужд. Для иных несельскохозяйственных целей (строительства предприятий, коммуникаций и т. д.) должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества, и лишь в исключительных случаях допускается изъятие плодородных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. Изъятие особо ценных продуктивных земель законом не разрешается (ст. 24,26,27 Земельного кодекса РСФСР).

Земельное законодательство предусматривает также специальные обязанности землепользователей по рациональному использованию, сохранению и улучшению сельскохозяйственных земель.

Земли сельскохозяйственного  назначения предоставляются субъектам  для различных целей, связанных с ведением сельского хозяйства:

- гражданам – для  ведения крестьянского (фермерского)  хозяйства, личного подсобного  хозяйства, садоводства, животноводства  и огородничества;

- кооперативам граждан  – для садоводства, животноводства  и огородничества;

- сельскохозяйственным  предприятиям и организациям  различных форм собственности  – для сельскохозяйственного  производства;

- научно-исследовательским,  учебным и другим сельскохозяйственным  учреждениям, сельским общеобразовательным  школам – для исследовательских, учебных целей и для сельскохозяйственного производства;

- несельскохозяйственным  предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям – для  ведения подсобного сельского  хозяйства.

Все остальные категории  земель имеют несельскохозяйственное назначение. Особенностью их правового режима является использование земли в качестве пространственного, операционного базиса, то есть места для развертывания хозяйственной деятельности людей. Каждая из этих категорий земель имеет конкретную цель использования, а ее правовой режим определяется характером и назначением тех объектов, которые на ней находятся: размещением и благоустройством городских и сельских поселений, развитием производительных сил, лесного и водного хозяйства и т. д.

Земли населенных пунктов представляют собой все земли в пределах городской, поселковой черты или черты сельских населенных пунктов. В свою очередь в состав этих земель входят земли застройки (занятые зданиями, сооружениями и др.), земли общего пользования (пути сообщения – улицы, площади, скверы, бульвары и др.), земли, занятые лесами, и др.

Земли промышленности, транспорта и другого несельскохозяйственного  назначения – это земли, предоставленные  предприятиям, учреждениям, организациям для осуществления возложенных  на них специальных задач – строительства и эксплуатации объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и т. д. Поэтому такие земли иногда называют землями специального несельскохозяйственного назначения.

Особенностью их правового  режима является установление зон с особыми условиями землепользования в целях нормальной эксплуатации указанных объектов и для обеспечения безопасности населения (санитарно-защитных зон предприятий, полос отвода железных и автомобильных дорог, зон охраны линий связи и электропередачи и др.).

К землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного  назначения относятся земли заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, истории и культуры, ботанических и дендрологических садов, курортов, земли для организации массового отдыха и туризма населения и др.

Правовой режим указанных  земель отличается тем, что они полностью  или частично исключены из хозяйственного использования. Изъятие земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий не допускается (ст. 24 ЗК РСФСР).

Правовой режим земель лесного фонда регулируется как  земельным, так и лесным законодательством. Земли лесного фонда – это  земли, покрытые лесом или предназначенные для их восстановления (лесные земли), и не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства (ст. 94 ЗК РСФСР, ст. 8 Лесного кодекса РФ). Таким образом, правовой режим этой категории земель зависит от правового режима лесного фонда, в состав которого они входят в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Землями водного фонда  являются земли, занятые водными  объектами (реками, озерами, ледниками  и т. д.), а также прилегающие  к водоемам земли, связанные с  использованием и охраной вод (береговые полосы, полосы отвода, земли, занятые водохозяйственными сооружениями и др.). На правовой режим этих земель накладывает отпечаток режим самих водных объектов, поэтому он регулируется актами земельного и водного законодательства (например, ст. 12, 16, 112 Водного кодекса РФ).

Землями запаса являются все земли, не предоставленные каким-либо субъектам или в отношении  которых право пользования прекращено (ст. 96 ЗК РСФСР).

2. Понятия  и задачи охраны земель

Земля является важнейшим  для человечества объектом материального мира. Не будь земли – не было и человечества со всеми его проблемами. Адекватным ценности земли как объекту правовых отношений должно быть и регулирование семейных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному из имущественному или природному объекту.. Поэтому ещё в XIX веке юридическая мысль в России пришла к выводу, что земельное право должно быть самостоятельной отраслью права.

Анализ состояния земельных  ресурсов показывает, что уровень  экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьёзную опасность представляет опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд. рублей в год), эрозия почв (эрозированы 25% всей земли сельскохозяйственного назначения, 44% эрозионно опасны), истощение плодородного слоя(ежегодно теряется около 0,6т. гумуса на 1га на чернозёмных почвах – до 0,9т.), засоление земель (около 20% сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение (более 19% всех земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50% их площади), подтопление земель (около 1300 городов и других поселений в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивных земель, в том числе лёгкого фонда и на воспроизводство и повышение плодородия земли в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Ст. 1 ЗК РФ устанавливает приоритет охраны земли (почв) как компонента окружающей природной среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землёй осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей природной среде.

Регулирование охраны земель в Земельном Кодексе РФ осуществляется главой II. Размещение статей, посвящённых  правовой охране земель в самом начале Земельного Кодекса, демонстрирует  повышенное внимание к данной деятельности со стороны государства.

Вопросы обеспечения национального природопользования в сфере регионального государственного управления нашли отражение в законодательстве Тверской области. В частности, п. "и" ст. 6 Закона Тверской области "О системе органов государственной власти Тверской области" устанавливает, что к компетенции Законодательного Собрания области относится законодательное регулирование порядка предоставления и изъятия земельных участков под объектами феодального, межрегионального и областного значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы. К ведению Администрации области закон относит разработку и обеспечение выполнения программ по охране природы, рациональному природопользованию.

Для реализации указанных  задач Законодательным собранием  области принято Временное положение по регулированию земельных отношений в Тверской области, имеющее одной из главных задач – обеспечение рационального использования и охраны земель.

Понимание того, что земля  как природный ресурс нуждается  в охране, пришло к современному обществу не сразу. Опыт прошлого века свидетельствует: подход к использованию земли был чисто утилитарным, прагматичным. В общественном сознании не существовало понятий последствий экологически неблагоприятного воздействия на землю, оно не видело необходимости к выработке мер по предотвращению разрушения земной поверхности и восстановлению уже нарушенного. Мировое сообщество лишь в конце XX века в политику использования природных ресурсов внесло существенные изменения. Теоретическим направлением стал принцип параллельности целей использования земли: земля как основа хозяйственной и иных видов деятельности, земля как объект охраны окружающей природной среды.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к  угодьям как к сложным природным  образованием с учётом их зональных и региональных особенностей и имеет следующие цели (ст. 12 ЗК РФ):

предотвращение деградации и захламления, нарушения земель, других неблагоприятных последствий  хозяйственной деятельности;

обеспечение улучшения  и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности;

стимулирование использования  земель способами, обеспечивающими  сохранение экологических систем, способности  земли быть естественным основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственным (операционным) базисом хозяйственной и иных видов деятельности.

Цели охраны земель с  одной стороны направлены на предотвращение негативного воздействия на земельные  участки, с другой – на обязательное оперативное устранение последствий негативного воздействия в случае, когда такое воздействие было произведено.

Земля в Российской Федерации  охраняется как основа жизни и  деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими  сохранение экологических систем, способности  земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления  хозяйственной и иных видов деятельности.

Общеизвестно, что гораздо  легче предотвратить, нежели ликвидировать  уже имеющееся нарушение. Поэтому  превентативные меры, направленные на охрану земель, наиболее эффективны, в  первую очередь необходимо отметить использование и охрана земель представляет собой единое целое.

В земельном законодательстве Российской Федерации одним из главных  принципов является закреплённое в  нормах земельного права требование обеспечения рационального использования  и охраны земель. Указанный принцип  нашёл отражение и в нормах земельного права требование обеспечение рационального использования и охраны земель. В нормах земельного законодательства Тверской области в п.1 говорится:

Временного положения  по регулированию земельных отношений  в Тверской области установлены  следующие цели правового регулирования земельных отношений:

обеспечение рационального  использования и охраны земель;

соблюдение прав собственников, пользователей и арендаторов  земельных участков.

В частности, право сельскохозяйственного  землепользования включает систему правовых норм, регулирующих порядок предоставления земли колхозам, совхозам и другим землепользователям, процесс её внутрихозяйственного использования в качестве основного средства производства, а также регулирующих отношения, связанные с присвоением доходов, получаемых от внутрихозяйственной эксплуатации земли. Право сельскохозяйственного землепользования включает также право владения и внутрихозяйственного управления землёй в пределах прав, предоставленных законом, содержит совокупность норм, предусматривающих порядок изменения и прекращение землепользования, охрану прав землепользователей и ответственности за нарушение требований рационального использования земли в сельском хозяйстве. Указанное определение представляет пример отраслевого подхода в определении права землепользования. Содержание и порядок охраны земель определяется ст.13 ЗК РФ. В соответствии с ней, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

Информация о работе Основы экологического и земельного права