Основы экологического и земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Совокупность земель в пределах границ Российской Федерации образует земельный фонд. Он делится на несколько категорий земель в соответствии с их целевым назначением:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

Содержание

1. Понятие и состав земельного фонда. Категории земель. Порядок отнесения земель к категории и перевода из одной категории в другую.
2.Понятия и задачи охраны земель
3. Задача.

Работа содержит 1 файл

Содержани12.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

1) сохранению почв  их плодородия;

2) защите земель от  водной и ветровой эрозии, селей,  подтопления, заболачивания, вторичного  засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и  химическими веществами, захламления  производственными и бытовыми отходами, загрязнения в том числе биогенного и других процессов, ведущих к деградации земель;

защите от заражения  сельскохозяйственных угодий и других земель бактериальной паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, заражения сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

сохранению достигнутого уровня мелиорации;

рекультивации нарушенных земель, восстановлению их плодородия, своевременному вовлечению земель в  хозяйственный оборот;

сохранению и использованию плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Помимо указанных мероприятий  непосредственного воздействия  на состояние земель законодательством  установлен общий приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед другими категориями земель, а также ограничение или запрещение изъятия (выкупа) некоторых земель для государственных или муниципальных нужд. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы по охране земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учётом специфики хозяйственной деятельности, природной и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных  мероприятий по охране земель проводится с учётом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Под рациональным использованием земель понимается достижение максимальной эффективности землепользования при  минимальных затратах с одновременным  сохранением и улучшением полезных свойств и качеств земли.

Под региональной организацией территории понимается наукообоснованное  организационно-хозяйственное устройство с целью планомерного и хозяйственно-целесообразного  использования земли в соответствии с её естественными свойствами и целевым назначением.

Рациональная организация  территории является важной составной  частью землеустройства, она включает в себя следующие элементы:

производственно-хозяйственное  зонирование территории хозяйства;

ограничение севооборотных массивов, установление видов севооборотов и их местоположения;

определение местоположения и внутрихозяйственного устройства сенокосов;

внедрение пастбище оборотов и их внутрихозяйственное устройство;

размещение внутрихозяйственных  коммуникаций и производственных центров.

В соответствии Устава Калининского района Тверской области статья 8 относит  к предметам ведения местного самоуправления:

владение, пользование  и распоряжение муниципальной собственностью;

планировку и застройку  территории района;

контроль за использованием земель на территории района, а также иные вопросы местного значения.

Под эрозией почв понимается разрушение её водой и ветром. По характеру разрушения эрозию почвы  подразделяют на нормальную (естественную) и ускоренную (антропогенную) т.е. связанную с хозяйственной и иной деятельностью человека – неправильной обработкой почвы и орошением, нарушением растительного покрова при выпасе скота, чрезмерной вырубкой лесов, строительными работами и т.п.

Защита земель от водной и ветровой эрозии осуществляется по единой Государственной программе повышения плодородия почв России, утверждённой постановлением Правительства РФ от 06.07.91г.

Борьба с эрозией  почв является особым видом воспроизводства  земельных ресурсов, но зачастую она  бывает тесно связана с проведением мероприятия по мелиорации земель.

Меры по борьбе с эрозией  носят комплексный характер и  включают организационно-хозяйственные, агротехнические, лесомелиоративные  и гидротехнические мероприятия.

Собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земель обязаны выполнить все агротехнические противоэрозионные мероприятия, включая работу по созданию защитных лесных насаждений и простейших гидротехнических сооружений. Эти мероприятия могут проводится как за счёт средств собственников, владельцев, пользователей земель, кредитов банков и других не запрещённых законом источников.

Ответственность за организацию  и осуществление противоэрозионных  мероприятий возложена на Министерство сельского хозяйства РФ, указания которого являются обязательными для  всех хозяйствующих субъектов. Руководители и специалисты сельскохозяйственных несут ответственность за выполнение работ.

Противоэрозионные мероприятия  предусматриваются и обосновываются специальными проектами(схемами), согласовываются  с местными службами и органами Росземнадзора, которые в порядке проведения государственного контроля за использованием и охраной земель следят за:

своевременным и правильным внедрением комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных  и гидротехнических противоэрозионных мероприятий;

принятием мер к прекращению  действия активных очагов эрозии почв;

сохранностью защитных лесонасаждений и противоэрозионных гидротехнических сооружений.

Защита земель от подтопления грунтовыми водами, заболачивание, затопления, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, а также от заражения карантинными вредителями и болезнями, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем и от других процессов, ухудшающих качество земель, предусматривается специальными проектами по мелиорации и улучшению земель и осуществляется всеми собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земли в обязательном порядке. Контроль за своевременностью и правильностью выполнения указанных работ осуществляется службами Росземнадзора. Невыполнение или ненадлежащее выполнение мероприятий по защите земель влечёт административную или уголовную ответственность виновных лиц.

Землевание как мероприятие  по охране продуктивных земель и их воспроизводству представляет собой  снятие, хранение и нанесение верхнего плодородного слоя почв на непригодные для сельскохозяйственных целей участки или участки худшего качества, после чего они вводятся в сельскохозяйственный оборот. Осуществление таких мероприятий предусматривается ЗК РФ и обязательно при изъятии земель для несельскохозяйственных целей. Проект землевания входит в перечень материалов землеустроительного дела по изъятию и представлению земельных участков. Землевание проводится за счёт лиц заказчиков, в пользу которых изымаются земельные участки, и должно быть проведено в установленные сроки.

Установление приоритета земель сельскохозяйственного назначения представляет собой запрещение или ограничение изъятия продуктивных земель для несельскохозяйственного использования. Земельным кодексом установлено, что земли, пригодные для нужд сельского хозяйства должны использоваться прежде всего для сельскохозяйственных целей. Степень пригодности земель для сельскохозяйственного использования должна быть обосновано данными земельной кадастровой оценки.

Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных объектов, должны предоставляться в соответствии со ст.13 ЗК РФ земельные участки, непригодные для использования в сельском хозяйстве, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по земельно-кадастровой оценке. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится за счёт непокрытых лесом площадей или площадей, занятых малоценными насаждениями.

Для строительства линий  электропередачи, связи, дорог, магистральных  трубопроводов и др. линейных сооружений допускается предоставление земель более высокого качества (в соответствии со ст.27 ЗК РСФСР). При этом указанные линейные объекты должны размещаться главным образом вдоль дорог, существующих трас и границ полей севооборотов.

Предоставление земельных  участков на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованию с органами государственного горного надзора.

Изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой  выше средне расчётного уровня допускается  лишь в исключительных случаях (в  соответствии со ст.24 ЗК РСФСР), связанных  с выполнением международных договоров, обязательств; разработкой месторождений ценных полезных ископаемых; строительством объектов культуры, истории, здравоохранения, образования; прокладкой дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов размещения этих объектов.

Законодательством субъектов  РФ могут предусматриваться и  другие случаи изъятия ценных сельскохозяйственных угодий.

Изъятия особо ценных для региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий не допускается. Перечень таких земель устанавливается законодательством РФ и субъектов РФ.

Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости землепользования, обеспечения  гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и  повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирование рациональной структуры земельных угодий.

Правовые основы в  деятельности в области мелиорации земель, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан, юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорируемых земель регулируется законом РФ от 10.01.96г. "О мелиорации земель" и применяемых в соответствии с ним иных нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ.

Для Тверской области  значение мелиорации земель определяется структурой и качеством земельного фонда сельскохозяйственного назначения. В частности, площадь пере увлажнённых и заболоченных земель в области составляет около 50% всей пашни и 48% иных сельхозугодий. Таким образом, мелиорация земель является существенным фактором обеспечения их рационального использования.

В зависимости от характера  мелиоративных мероприятий, различают  следующие типы мелиорации земель:

гидромелиорация;

агролесо-мелиорация;

культурно техническая  мелиорация;

химическая мелиорация.

Мелиоративные мероприятия  осуществляются с соблюдением требований земельного, водного, лесного законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды, о недрах, о растительном и животном мире. Внедрение новых технологий, осуществление новых программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещается в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным нормам и требованиям.

Рекультивация нарушенных земель является одним из основных мероприятий по охране и воспроизводству земельных ресурсов.

Под рекультивацией земель понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и  народно-хозяйственной целостности  нарушенных земель, а также на улучшение  состояния окружающей среды.

Рекультивация нарушенных земель осуществляется с целью восстановления их для использования в сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целях.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

разработке месторождений  полезных ископаемых открытым или подземным  способом, а также добыче торфа;

прокладке трубопроводов, проведения строительных мелиоративных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательных и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;

складировании и захоронении  промышленных, бытовых и других отходов;

строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);

ликвидации последствий  загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;

проведение войсковых  учений за пределами специально отведённых для этих целей полигонов.

В связи с переходом  к рыночным земельным отношениям всё большее значение в природоохранительной сфере приобретают меры экономического стимулирования, рациональное использования  и охраны земель, поощрения собственников земли и землепользователей к этому. Конкретные виды стимулирования за рациональное использование и охрану земель направлены на поощрение субъектов за достигнутые в этой деятельности результаты.

Установлены следующие  виды экономического стимулирования собственников земель и землепользователей: – выделение средств из республиканского и местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

освобождение от платы  на земельные участки, находящиеся  в стадии сельскохозяйственного освоения на период, предусмотренный проектом производства этих работ;

Информация о работе Основы экологического и земельного права