Особо охраняемые природные территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:24, реферат

Описание работы

С учетом того, что природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, предлагаем предусмотреть возможность установления статуса ООТ также законодательными актами субъектов РФ.

Содержание

1. Определение понятия «особо охраняемая территория» (ООПТ)..2
2. Причины создания особо охраняемых природных территорий…4
3. Типы ООПТ, их характеристика…………………………………6
4. Требования к организации ООПТ………………………………12
5. Законодательная база ООПТ, правовая ответственность……..19
6. ООПТ Ленинградской области, их характеристика……………23

Работа содержит 1 файл

Реферат природопользывание.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Проведенный анализ и обзор действующих  принципов создания сети ООПТ позволил разработать и предложить свой подход в выявлении территорий, требующих  особого природоохранного внимания.

 

Законодательная база ООПТ, правовая ответственность.

 

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ статья 33 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2011 г.

Статья 33. Государственный надзор и муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий

1. Задачами государственного надзора  в области охраны и использования  особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации требований в области охраны окружающей среды, касающихся:

а) режима особо охраняемой природной  территории;

б) особого правового режима использования  земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;

в) режима охранных зон, округов санитарной или горно-санитарной охраны особо  охраняемых природных территорий.

2. На особо охраняемых природных  территориях федерального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. На особо охраняемых природных  территориях регионального значения  государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. На особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

5. На особо охраняемых природных территориях федерального значения, управление которыми осуществляется природоохранным государственным учреждением, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется должностными лицами и отдельными работниками указанных природоохранных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков.

 

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ статья 34 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2011 г.

Статья 34. Права должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, и государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков

1. Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, и государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

а) запрашивать и получать информацию и документы, связанные  с соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями  и гражданами требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

б) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии  приказа (распоряжения) руководителя (заместителя  руководителя) органа государственного надзора (природоохранного учреждения) о назначении проверки посещать расположенные на особо охраняемых природных территориях здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

в) выдавать юридическим  лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий;

г) составлять протоколы  об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

д) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации  об особо охраняемых природных территориях, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

е) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании  в пользу государственных природных  заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков.

2. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при проведении мероприятий по контролю на территориях государственных природных заповедников и национальных парков также имеют право:

а) запрашивать в целях  проверки у граждан, находящихся  на территориях государственных  природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных  территориях;

б) запрашивать в целях проверки у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих к территориям государственных природных заповедников и национальных парков территориях охранных зон;

в) задерживать на территориях  государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы;

г) производить на территориях  государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан;

д) изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы.

3. Государственные инспектора  по охране территорий государственных  природных заповедников и национальных  парков при исполнении своих служебных обязанностей пользуются также установленными лесным законодательством Российской Федерации правами должностных лиц, осуществляющих государственный лесной надзор (государственных лесных инспекторов).

4. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при исполнении служебных обязанностей применять специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.

5. Государственным инспекторам  по охране территорий государственных  природных заповедников и национальных  парков при осуществлении возложенных  на них настоящим Федеральным законом задач и при исполнении служебных обязанностей разрешены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, хранение, ношение и применение служебного огнестрельного оружия.

 

См. Инструкцию о порядке приобретения (получения), учета, хранения, выдачи, использования и транспортирования служебного, гражданского и боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов (патронов) к нему в Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальных органах, утвержденную приказом Госкомэкологии РФ от 7 апреля 2000 г. N 230

 

6. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.

7. Государственные инспектора  по охране территорий государственных  природных заповедников и национальных парков подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Органы и природоохранные  государственные учреждения, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

 

См. комментарии  к статье 34 настоящего Федерального закона

 

Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

1. Охрана территорий  природных парков, государственных  природных заказников и других  особо охраняемых природных территорий  осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Работники, осуществляющие  охрану территорий государственных  природных заказников федерального  значения, пользуются теми же  правами, что и государственные  инспектора по охране государственных  природных заповедников и национальных  парков.

3. Органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и органы местного  самоуправления могут осуществлять  охрану особо охраняемых природных  территорий регионального и местного  значения через специально созданные  для этой цели структурные  подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.

 

См. комментарии  к статье 35 настоящего Федерального закона

 

 Ответственность  за нарушение режима особо  охраняемых природных территорий

 

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

1. Утратил силу с 1 июля 2002 г.

См. текст пункта 1 статьи 36.

2. Законодательством  Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

3. Вред, причиненный природным  объектам и комплексам в границах  особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.

 

См. комментарии  к статье 36 настоящего Федерального закона

 

Международные договоры в области особо охраняемых природных территорий

 

Статья 37. Международные договоры

Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

См. комментарии  к статье 37 настоящего Федерального закона

 

6. ООПТ Ленинградской области, их характеристика.

“Бесценны природные  богатства Ленинградской области. Здесь находится самый большой пресноводный водоём Европы — Ладожское озеро — наше национальное богатство, требующее к себе особого отношения. Область пересекает одна из основных трасс великого Беломоро-Балтийского пролетного пути, по которому ежегодно весной и осенью путешествуют миллионы птиц. В мелководьях Финского залива, Ладоги и многочисленных озер располагаются традиционные места их стоянок, где стаи отдыхают, кормятся, набираются сил для продолжения далекого, трудного пути. Богата область лесами, покрывающими её территорию более, чем наполовину, обширными болотами, возраст которых достигает пяти, а порой и восьми тысяч лет. В реках, впадающих в Финский залив, Ладожское озеро происходит икрометание рыб (лосось, корюшка и др.).

В Ленинградской области  имеются редкие исчезающие виды растений (прострел обыкновенный, венерин башмачок и др.), животных (ладожский тюлень, скопа и др.). Эти живые памятники природы — большая ценность для науки.

Научное значение имеют  многие геологические и гидрологические  объекты области — это обнажения очень древних пород возрастом в сотни миллионов и даже более миллиарда лет, скалы, моренные гряды, озера, рассказывающие о деятельности ледника, озера с особым гидрохимическим режимом и т.д. Все они хранят ценнейшую информацию: природа, как говорят ученые, ведет свой дневник в течение миллионов и миллиардов лет.

Информация о работе Особо охраняемые природные территории