Понятие и состав особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Земли данной категории впервые в законодательстве Республики Беларусь выделены в самостоятельную категорию Кодексом о земле 1991 г. Правовому урегулированию их режима посвящена гл. 25 Кодекса о земле 1999 г. Ранее данные земли в более узком составе (земли заповедников, земли курортов, земли, занимаемые памятниками природы, истории и культуры) входили в состав земель промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения. Однако и в составе данной категории эти земли имели особенности в правовом режиме.

Работа содержит 1 файл

Экологичекское право1.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий.

       Земли данной категории впервые в законодательстве Республики Беларусь выделены в самостоятельную категорию Кодексом о земле 1991 г. Правовому урегулированию их режима посвящена гл. 25 Кодекса о земле 1999 г. Ранее данные земли в более узком составе (земли заповедников, земли курортов, земли, занимаемые памятниками природы, истории и культуры) входили в состав земель промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения. Однако и в составе данной категории эти земли имели особенности в правовом режиме.

     Охраняемые  природные территории - это такие  участки земли, водной поверхности  и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Отношения, которые возникают при использовании данных земель, регулируются земельным законодательством. Однако при его применении надо исходить из того, что смысл охраны таких территорий состоит в установлении специальных норм, выражающих интересы охраны природы.

     Основными нормативными актами об особо охраняемых природных территориях и объектах являются законы:

  • "Об охране окружающей среды",
  • "Об особо охраняемых природных территориях",
  • "Об охране и использовании животного мира",
  • "О санитарно-эпидемическом благополучии населения",
  • "О здравоохранении",
  • "Об охране историко-культурного наследия",
  • Лесной и Водный кодексы Республики Беларусь.

     В систему законодательства об особо охраняемых природных территориях входят иные нормативно-правовые акты.

     С учетом специфики режима особо охраняемых природных территорий, целей их создания, статуса находящихся на них объектов выделяют несколько видов таких земель. Это - природоохранные, оздоровительные, историко-культурные, рекреационные и другие. Кроме того, в состав особо охраняемых Кодексом о земле включены и территории, занятые дендрологическими и ботаническими парками, лесами первой группы, а также водоохранные зоны рек и других водоемов и некоторые другие территории.

     По  характеру своего использования  эта категория земель подразделяется на несколько видов. Это - природоохранные, оздоровительные, рекреационные, историко-культурные земли.

     Центральное место среди данной категории  земель занимают земли особо охраняемых природных территорий. Они являются национальным достоянием народа Республики Беларусь.

     Согласно  ст. 1 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.

     Законом установлены следующие категории  особо охраняемых природных территорий: заповедник; национальный парк; заказник; памятник природы.

     Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.

     Особо охраняемые природные территории могут  иметь республиканское и местное значение.

     Земли оздоровительного назначения призваны служить целям профилактики и лечения заболеваний, оздоровлению граждан. Рекреационные земли используются для создания условий массового отдыха и туризма населения. Целям охраны памятников истории и культуры служат земли историко-культурного назначения.

     Поскольку данные земли объединены в одну категорию, остановимся на общей характеристике их правового режима. Можно выделить следующие его отличительные черты.

     Во-первых, он во многом обусловлен спецификой самих  охраняемых территорий, частей окружающей природной, культурной среды, для сохранения которых предназначены данные территории.

     Во-вторых, земли данной категории исключены  из активного хозяйственного использования. На них запрещается любая деятельность, противоречащая целевому назначению данных территорий или препятствующая их использованию по целевому назначению. Тем самым законодательством предусмотрен особый порядок землепользования и ведения хозяйственной деятельности на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

     В-третьих, содержание охраны таких территорий состоит в установлении специальных норм, главным образом, запретов. Эти земли разрешены к использованию лишь с учетом требований, установленных законодательством: в природоохранных, в научно-исследовательских целях, для мониторинга окружающей среды, в оздоровительных и рекреационных, в образовательно-воспитательных и иных охранительных, а также в лечебных целях. Другие виды деятельности могут осуществляться на них только при условии, что такая деятельность не противоречит целевому назначению данных территорий и объектов и установленным требованиям их охраны, восстановлению и использованию данных природных комплексов, охраняемых объектов.

     Так, например, хозяйственная и иная деятельность в границах земель особо охраняемых территорий осуществляется в соответствии с положениями о них или их охранными документами.

     В-четвертых, как данные территории, так и отдельные охраняемые объекты не могут быть приватизированы и переданы в частную собственность. Так, в силу ст. 5 Закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории находятся только в собственности государства и не подлежат разгосударствлению и приватизации, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на особо охраняемые природные территории. Право владения и пользования особо охраняемыми природными территориями принадлежит государственным органам, юридическим лицам государственной формы собственности. Законодатель тем самым подчеркнул значимость их для настоящего и будущего поколений.

     Землевладельцы  и землепользователи, например, земель, земельные участки которых входят в состав земель, образующих особо  охраняемые природные территории, обязаны соблюдать установленный режим охраны и использования этих территорий (ст. 12 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях").

     В-пятых, особенность правового режима данной категории земель состоит и в том, что он распространяется как на сами земли, так и на смежные участки, где устанавливаются охранные (округа санитарной охраны) и т.п. зоны. Целью создания таких зон является предотвращение и смягчение вредных воздействий на данные территории хозяйственной и иной деятельности.

     В-шестых, законодатель предусмотрел возможность  резервирования территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями. Тем самым будущий правовой режим таких земель может оказывать влияние на их использование землевладельцами, землепользователями и собственниками, а также на их охрану уже заранее.

     На  одно из первых мест в урегулировании правового режима данных земель выдвигаются  требования охраны природных и иных территорий, историко-культурных и других объектов, ради сохранения и восстановления которых и устанавливается особый правовой режим земель. Таким образом, в использовании данных земель социально-экологические интересы имеют приоритет перед экономическими интересами. Кроме того, существует особый порядок создания и ликвидации особо охраняемых территорий и объектов, а также управления ими. Такие земли подлежат особому учету.

     Следует отметить также особенности организации  управления этими территориями. Для  ряда особо охраняемых территорий разрабатываются  проекты их территориальной организации. Такие проекты в обязательном порядке составляются для заповедников и национальных парков, а в случае необходимости - для заказников и памятников природы. Режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий учитывается при разработке проектов и схем землеустройства, лесоустройства и мелиорации земель, градостроительных проектов и программ социально-экономического развития.

     Объявление, преобразование и прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляются в порядке, определенном Законом Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях", и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 10 мая 2001 г. № 7 утверждены Правила подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заповедников, национальных парков и заказников республиканского значения, а также Правила подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заказников местного значения и Правила подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования памятников природы и охранных документов памятников природы . Следует иметь в виду, что объявление и преобразование заповедников, национальных парков, заказников республиканского значения осуществляются, как правило, в соответствии со Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения. При подготовке представления об объявлении или преобразовании заповедника, национального парка, заказника республиканского назначения разрабатываются документы и материалы, в которых определяются площадь, состав земель особо охраняемой природной территории, ее границы и положение о ней, государственный орган, в оперативное управление которого передается особо охраняемая природная территория, научное и технико-экономическое обоснование (НиТЭО), его краткое изложение, карта с нанесенными границами землепользовании объявляемой или преобразуемой особо охраняемой природной территории.

     В особом порядке и случаях осуществляется и прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий. Изъятие земель данной категории может производиться только в случаях особой необходимости. При этом должен быть соблюден порядок, определенный Кодексом о земле, иными нормативными правовыми актами.

     Вместе  с тем правовой режим каждой из составных частей земель рассматриваемой категории - природоохранных, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения имеет свои особенности, обусловленные в первую очередь целевым назначением этих земель, а кроме того, ограничениями в использовании и необходимостью охраны расположенных на них объектов.

     К землям природоохранного назначения относятся  земли заповедников, национальных и  дендрологических парков, ботанических садов, заказников (за исключением охотничьих), памятников природы, водоохранные полосы (зоны) рек и водоемов (ст. 121 Кодекса о земле).

     2. Правовой режим заповедников.

       Высшей формой особо охраняемых территорий являются заповедники. Землям заповедников принадлежит заглавная роль в структуре земель природоохранного назначения.

     В силу ст. 18 Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях" заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов.

     Для изучения таких комплексов и объектов, а также организации управления ими создаются некоммерческие организации - государственные природоохранные учреждения. Задачи их создания и деятельности состоят в обеспечении условий сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, находящихся на территории заповедника. Они не только выполняют природоохранные мероприятия, но и призваны обеспечивать соблюдение установленного режима охраны и использования заповедников. Кроме того, они занимаются учебной и научно-исследовательской работой, обеспечивают разработку проекта территориальной организации заповедника. Для координации научно-исследовательской деятельности на территории заповедника, обоснования природоохранных мероприятий и регулируемого природопользования создается научно-технический совет заповедника.

Информация о работе Понятие и состав особо охраняемых природных территорий