Понятие, категории и виды особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

цель данной работы – рассмотрение правового режима особо охраняемых природных территорий. Задачи работы:
Определение понятия особо охраняемых природных территорий;
Выявление категорий и видов особо охраняемых природных территорий.

Содержание

Введение ..…………………………………………………………. 2
1. Понятие ООПТ ……………………………………………. 3
2. Категории и виды ООПТ …………………………………. 6
Заключение ……………………………………………………….. 17
Список литературы .………………………………………………. 19

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ.doc

— 99.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

    Содержание: 

    
  1. Понятие, категории и виды особо охраняемых природных территорий.
 
 
 

    Введение ..…………………………………………………………. 2

  1. Понятие ООПТ ……………………………………………. 3
  2. Категории и виды ООПТ …………………………………. 6

    Заключение  ……………………………………………………….. 17

    Список  литературы .………………………………………………. 19

Введение

    Тема  данной работы – «Понятие, категории  и виды особо охраняемых природных  территорий».

    Законодательство  Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, основывающееся на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации1, состоит из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»2, принимаемых в соответствии с ним других законов3 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Итак, цель данной работы – рассмотрение правового режима особо охраняемых природных территорий.

    Задачи  работы:

  • Определение понятия особо охраняемых природных территорий;
  • Выявление категорий и видов особо охраняемых природных территорий.

    При написании данной работы нами были использованы работы таких авторов  как М. М. Бринчук, Н. В. Данилова, Б. В. Ерофеев, В. В. Никитин, В. В. Петров и др. 
 
 
 
 

1. Понятие ООПТ

    Особо охраняемые природные  территории — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен особый режим правовой охраны (в соответствии с Преамбулой ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

    Итак, Преамбулой определен основной объект правового регулирования Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» - особо охраняемые природные территории (далее также ООПТ).

    Здесь же установлены наиболее важные принципы регулирования охраны и использования  природных объектов, входящих в состав указанных территорий.

    Исходя  из исключительной социальной, экологической важности отдельных местностей, представителей фауны или флоры, на основе данного Закона для них определены особые условия охраны.

    При реализации охраны окружающей среды  применяется несколько концептуальных решений.

    Так, государством урегулированы использование и охрана природных объектов, осуществляемые на основании специального законодательства - водного, лесного, земельного, об охране и использовании животного мира и т.д., - и сформированы предпосылки охраны окружающей среды в целом, составляющие основу экологического законодательства.

    В основе установления особого режима охраны природных объектов, входящих в состав одной территории, лежит  один из принципиальных подходов экологического регулирования и природоохранной  деятельности государства.

    Природный объект не изолирован, он входит в сложную  экологическую систему, поэтому  защита ценного природного объекта  требует комплексного подхода и  установления режима охраны на территории его расположения.

    Кроме того, существенную экологическую ценность часто имеет не только, например, отдельно взятый вид животных, а природный комплекс как таковой - допустим, редкий природный ландшафт.

    Представленное  в преамбуле определение ООПТ учитывает обе цели образования  таких территорий.

    Таким образом, особо охраняемая природная территория является объектом особой охраны и рассматривается как единый, комплексный объект правового регулирования.

    Исходя  из этого, участки земли, водной поверхности  и воздушного пространства над ними представляют собой особо охраняемую территорию в совокупности.

    При этом в состав ООПТ надлежит включать и охраняемый природный объект или  комплекс, поскольку они являются причиной и основой образования  данной территории.

    Понятия природного комплекса и природного объекта, которыми оперирует ФЗ «Об ООПТ», установлены Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии с которым природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

    Природный комплекс, в свою очередь, определен  указанным Федеральным законом  как комплекс функционально и  естественно связанных между  собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

    Указание  преамбулы на то, что особо охраняемые природные территории относятся  к объектам общенационального достояния, подчеркивает, что особо охраняемые территории представляют собой основной "запас" экологически ценных природных  объектов в стране.

    В большинстве случаев в состав особо охраняемых природных территорий включены редкие или исчезающие представители флоры и фауны, не встречающиеся в других местах планеты, а сами территории представляют собой неповторимое сочетание разнообразных природных объектов, возникшее и существующее в естественных или искусственных условиях.

    Обеспечение охраны таких территорий - важнейшая  обязанность государства, в границах которого они располагаются.

    Следуя  указанному положению преамбулы, Земельным  кодексом РФ4 к объектам общенационального достояния отнесены земли, входящие в состав ООПТ.

    Пунктом 2 ст. 95 ЗК РФ установлено, что земли  особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального  достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

    В целом правовое значение определения  ООПТ, как и иных объектов, получивших схожий статус, в качестве общенационального  достояния следует искать в том, что режим данных территорий должен обеспечивать экологические интересы всего общества, а использование природных объектов на территории в интересах частных лиц должно быть исключено или существенно ограничено.

    Последний абзац преамбулы ФЗ «Об ООПТ»  дает представление о круге отношений, регулируемых комментируемым Законом, определяет не только основные действия - организация, охрана и использование ООПТ, но и устанавливает принципы их реализации.

    Процитируем последний абзац преамбулы ФЗ «Об ООПТ»: «Настоящий Федеральный  закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения».

    Как видим, принципиальные цели деятельности государства и местного самоуправления в рамках обеспечения функционирования ООПТ имеют исключительно публичный характер и сведены преамбулой к природоохранным, научным и гуманитарным целям, к образованию и воспитанию граждан. 

2. КИТЕГОРИИ И ВИДЫ  ООПТ

    Согласно  ст. 2 ФЗ «Об ООПТ» с учетом особенностей режима охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории этих территорий:

  1. государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  2. национальные парки;
  3. природные парки;
  4. государственные природные заказники;
  5. памятники природы;
  6. дендрологические парки и ботанические сады;
  7. лечебно-оздоровительные местности и курорты.

    Особо охраняемые природные территории могут  быть:

  • Федеральными;
  • Региональными,
  • Местными.

    Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

    Особо охраняемые природные территории регионального  значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных  образований и находятся в  ведении органов местного самоуправления.

    Территории  государственных природных заповедников и национальных парков относятся  к особо охраняемым природным  территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

    Все ООПТ и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Данные об ООПТ заносятся в государственный кадастр ООПТ. Государственный кадастр ООПТ включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ.

    На  территории государственных природных  заповедников полностью изымаются  из хозяйственного использования особо  охраняемые природные комплексы  и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие  природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

    Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

    Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью.

    Здания, сооружения, историко-культурные и  другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками  на праве оперативного управления.

    Запрещается изъятие или иное прекращение  прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные  заповедники.

    Природные ресурсы и недвижимое имущество  государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

    Положение о конкретном государственном природном  заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

    На  государственные природные заповедники  возлагаются следующие задачи:

Информация о работе Понятие, категории и виды особо охраняемых природных территорий