Понятие, категории и виды особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

цель данной работы – рассмотрение правового режима особо охраняемых природных территорий. Задачи работы:
Определение понятия особо охраняемых природных территорий;
Выявление категорий и видов особо охраняемых природных территорий.

Содержание

Введение ..…………………………………………………………. 2
1. Понятие ООПТ ……………………………………………. 3
2. Категории и виды ООПТ …………………………………. 6
Заключение ……………………………………………………….. 17
Список литературы .………………………………………………. 19

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

    Лечебно-оздоровительные  местности и курорты выделяются в целях их рационального использования  и обеспечения сохранения их природных  лечебных ресурсов и оздоровительных  свойств.

    Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

    В границах лечебно-оздоровительных  местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

    В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации  лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

    Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные  воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

    Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности  режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации  и органами государственной власти субъектов Российской Федерации  в соответствии с Федеральным  законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

    Заключение

    Итак, определение категорий особо  охраняемых природных территорий (ООПТ) содержится в ряде законодательных  актов. Но основными специальными являются: ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" 1995 г., новый ФЗ "Об охране окружающей среды" 2002 г. и ЗК РФ 2001 года. Так, ФЗ об охране окружающей среды (ст. 4) называет "первоочередными" объектами охраны "естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию". К числу объектов, подлежащих особой охране, прежде всего отнесены объекты признанного международного значения, включенные в списки Всемирного культурного наследия и Всемирного природного наследия. Затем следуют государственные и природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные (РФ) и природные (региональные) парки, дендрологические (ведомственные) парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Кроме того, ст. 4 этого Закона упоминает имеющие и не имеющие официальных титулов иные природные комплексы (без расшифровки), места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народностей России, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф, исключительную экономическую зону РФ, редкие или находящиеся под угрозой уничтожения почвы, леса, иную растительность, животных, другие организмы и места их обитания. Все эти особо охраняемые объекты (ст. 58 Закона наряду с термином "объект" употребляет слово "территория") объединяются понятием "природно-заповедный фонд".

    Таким образом, в ст. 4 нового Федерального закона "Об охране окружающей среды" объединены неодинаковые по своему правовому режиму территории. Одни - уже признанные в качестве ООПТ (или даже имеющие свою администрацию), другие - только ожидающие официального признания, а третьи - вообще еще не определены и не выделены в натуре, для которых соответствующие титулы, принятые в законе, - не более чем указания для последующего отбора. Такое смешение в одном ряду признанных, не признанных и даже еще не выделенных территорий нельзя признать удачным. Разумеется, их следовало бы рассматривать по отдельности и по отдельности же назначать меры по их охране (или скорейшему выявлению).

    В этом смысле более четкую позицию  занимает Федеральный закон "Об особо  охраняемых природных территориях" 1995 года. В статье 2 он разделяет "признанные" ООПТ (п. 1) и территории, на которых только еще могут быть учреждены ООПТ, причем иных категорий: зеленые зоны, городские леса и парки, памятники садово-паркового искусства, биологические станции, микрозаповедники "и другие" (п. 2). Вместе с тем в п. 2 ст. 2 в одном ряду с возможными ООПТ названы также "охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты". При этом остается догадываться, подлежат ли охране только последние три категории природных объектов (после их надлежащего выделения и признания) или имеются в виду уже выделенные, признанные и взятые под охрану названные категории природных объектов.

    Пункт 2 ст. 2 представляется "незаконченным", не предусматривая возможность и необходимость организации новых ООПТ из числа тех же самых категорий, которые были названы в п. 1. Это создает обманчивый эффект, что круг ООПТ в пределах признанных категорий уже определен, утвержден, и дальнейшего их развития ожидать не приходится. 
 
 
 

    Список  литературы:

1) Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2) Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 246-ФЗ)

3) Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

3) Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"  (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

4) Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). –М.: Юристъ, 2004.

5) Галиновская Е.А., Кичигин Н.В., Пономарев М.В. Комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" (постатейный). –М.: "Юстицинформ", 2006.

6) Никитин В.В. Понятие и правовой режим особо охраняемых природных территорий // "Журнал российского права", N 5, май 2004 г.

Информация о работе Понятие, категории и виды особо охраняемых природных территорий