Понятие, виды и задачи экологического контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:23, реферат

Описание работы

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований.

Работа содержит 1 файл

эколгический контроль.docx

— 53.82 Кб (Скачать)

     Понятие, виды и задачи экологического контроля

     Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных  воздействий, функция государственного управления и правовой институт права  окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме  охраны окружающей среды, его можно  оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов  права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической  ответственности за экологические  правонарушения применяются либо в  процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных  органов.

     Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении  иных правовых мер обеспечения рационального  природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений  деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому  из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как  и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

     Представляется  необоснованным включение в систему  экологического контроля государственной  службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ст. 68 Закона «Об  охране окружающей природной среды»), поскольку наблюдение - самостоятельная  функция государственного управления охраной окружающей среды. Причем в  отличие от государственной экологической  экспертизы или экологического лицензирования, выполняющих функции контроля, мониторинг не выполняет такой функции, мониторинг - пассивная функция государственного управления, в рамках которой не реализуются государственно-властные полномочия, государственное принуждение.

     Российское  административное право выделяет два  вида контрольной деятельности - контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил*. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

     При этом некоторые государственные  органы осуществляют одновременно и  контроль, и надзор. Различие между  этими видами деятельности уловить  трудно. Так, в соответствии с Законом  РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении  единства измерений»* таким органом  является Государственная метрологическая  служба Госстандарта России. Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды (ст. 12 Закона).  

     Экологический контроль как правовая мера выполняет  ряд функций - предупредительную, информационную и карательную.

     Роль  предупредительной функции заключается  в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических  требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция  связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и  лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется  в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных  законодательством санкций по результатам  соответствующих проверок.

     В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

     ____________________________

     * Алехин А.П., Козлов  Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть II. М., 1995. С. 252.

     * ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 23. Ст. 811. 

     Государственный экологический контроль

     Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию  природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями  и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

     Существенной  особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется  от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции  государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный  экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс  исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления  экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов - прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

     Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и  текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

     Соответственно  подразделению органов государственного управления природопользованием и  охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции  государственный экологический  контроль можно подразделить на общий  и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

     Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них - законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных  функций. Принцип законности проявляется  в том, что такой контроль могут  проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми  актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта. Принцип  разделения хозяйственных и контрольных  функций характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Он носит  в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается  в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные  ресурсы.

     Правовые  основы организации и осуществления  государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных  подзаконных актов. Законом «Об  охране окружающей природной среды» (ст. 68, 70) определены задачи, органы государственного экологического контроля, а также  полномочия должностных лиц этих органов (ст. 68, 70). Задачи и органы государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов определяются соответствующими природоресурсными актами. К специальным актам в рассматриваемой сфере относятся:

    • Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и его территориальных органов, утвержденные приказом Минприроды России от 17 апреля 1996 г.;
    • Порядок осуществления государственного экологического контроля за охраной окружающей природной среды и соблюдением требований экологической безопасности при производстве, использовании, хранении, захоронении радиоактивных материалов и источников ионизирующего излучения, утвержденный приказом Минприроды России от 8 октября 1993г.;
    • приказ Минприроды России от 23 июля 1996 г. «О совершенствовании технического и методического обеспечения экологического контроля и использования новых экономических механизмов при осуществлении природоохранной деятельности»;
    • Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»;
    • Положение о порядке осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994г.;
    • Положение об органах государственного геологического контроля Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20 ноября 1995 г.;
    • Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г.;
    • Соглашение о взаимодействии органов Минприроды России и Роскомнедра в части государственного контроля за охраной окружающей природной среды на объектах недропользования, утвержденное Минприроды России и Роскомнедра от 27 марта 1995 г.;
    • Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России, утвержденная приказом Госстроя России от 2 марта 1994 г.;
    • Положение о порядке осуществления в г. Москве экологического контроля автотранспортных средств с введением экологического сертификата автотранспортного средства единого образца, утвержденное постановление правительства Москвы от 18 июня 1996 г., и др.

     Государственный общий экологический  контроль

     Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Федеральным  Собранием РФ, представительными  органами субъектов РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.

     Полномочия Президента России как главы государства по проведению экологического контроля регулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента РФ и опосредованного - через подразделения его администрации*. 

     Непосредственный  контроль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих  отношение к решению экологических  проблем в стране. По представлению  Председателя Правительства РФ он назначает  на должности министров, председателей  государственных комитетов, руководителей  федеральных служб. При этом в  соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных  органов исполнительной власти»  ряд федеральных органов, выполняющих, в частности, природоохранные функции, подчинен и подотчетен Президенту РФ. Это - МВД РФ, Федеральная пограничная  служба России, Федеральная служба безопасности России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

     Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет  ему контролировать обоснованность и целесообразность принятия экологически значимых решений.

     Президентский контроль реализуется также через  Контрольное управление Президента РФ и его территориальные подразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президента РФ в субъектах Федерации. От имени и по поручению Президента РФ Контрольное управление осуществляет контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  РФ Конституции РФ, законов, указов и распоряжений Президента РФ. Свои задачи Контрольное управление решает посредством проверок. По их результатам  оно вправе вносить Президенту РФ предложения, направлять предписания  руководителям федеральных органов  и главам исполнительной власти субъектов  РФ об устранении выявленных нарушений, а также направлять соответствующие  материалы в Прокуратуру РФ и  контрольные органы.

     Хотя  государственный экологический  контроль осуществляется преимущественно  в системе органов исполнительной власти, федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов РФ также обладают рядом имеющих отношение к охране окружающей среды контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией России, конституциями (уставами) субъектов РФ. Контроль органов представительной власти проводится с соблюдением ст.10 Конституции РФ о самостоятельности органов всех трех ветвей власти.

Информация о работе Понятие, виды и задачи экологического контроля