Понятие, виды и задачи экологического контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:23, реферат

Описание работы

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований.

Работа содержит 1 файл

эколгический контроль.docx

— 53.82 Кб (Скачать)
    • беспрепятственно посещать (по предъявлении служебных удостоверений) предприятия и другие объекты независимо от форм собственности и подчинения (в том числе в установленном порядке - воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, предприятия закрытых административных территориальных образований), получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного экологического контроля;
    • проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и других вредных воздействий на нее, норм и правил обращения с отходами производства и потребления, нормативов качества окружающей среды и экологических ограничений на природопользование;
    • во взаимодействии с другими специально уполномоченными органами проверять транспортные средства и в случае нарушения экологических требований запрещать их эксплуатацию, а также осматривать российские и иностранные суда, другие плавучие средства, искусственные острова, установки и сооружения и при выявлении экологических правонарушений требовать их устранения и принимать меры по решению вопросов о компенсации вреда, причиненного окружающей природной среде;
    • проверять выполнение государственных и других программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
    • заслушивать отчеты руководителей предприятий, организаций и учреждений по вопросам соблюдения экологических требований, выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
    • запрашивать и в соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 7) бесплатно получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций информацию по вопросам состояния и охраны окружающей среды, необходимую для осуществления государственного экологического контроля;
    • проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и других объектов и сооружений;
    • проверять соблюдение экологических условий, установленных в лицензиях на комплексное природопользование и лицензиях на пользование отдельными видами природных ресурсов, аннулировать в установленном порядке или давать предписания об аннулировании указанных лицензий, выданных с нарушением экологических требований, а также при невыполнении природопользователями установленных в лицензиях экологических условий;
    • запрещать ввоз на территорию Российской Федерации, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий), отходов, сырьевых ресурсов, осуществляемые с нарушением экологических норм и правил;
    • проверять соблюдение норм и правил осуществления производственного экологического контроля;
    • предъявлять требования к юридическим и физическим лицам по устранению экологических правонарушений, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля, предупреждать их о привлечении к ответственности в случае невыполнения указанных требований;
    • давать обязательные для исполнения предписания юридическим и физическим лицам об устранении экологических правонарушений и выполнении необходимых и достаточных мероприятий по охране окружающей среды;
    • выдавать обязательные для исполнения предписания об ограничении или приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещении ввода в эксплуатацию объектов, строительство (реконструкция) которых выполнено с нарушением экологических требований и заключений государственной экологической экспертизы, а также об ограничении или приостановлении другой хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с экологическими правонарушениями и причиняющей вред окружающей среде; направлять в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о прекращении этой деятельности;
    • рассматривать в порядке, предусмотренном законодательством, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
    • направлять в соответствующие органы материалы о привлечении лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной и уголовной ответственности;
    • определять или участвовать в определении размеров вреда, причиненного окружающей среде в результате экологических правонарушений и на основании этого предъявлять требования к виновным юридическим лицам и гражданам о добровольном возмещении этого вреда либо предъявлять иски в суд или арбитражный суд о его возмещении согласно ст. 70 (п. 2) и ст. 87 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»;
    • вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования строительства и эксплуатации объектов и осуществления другой хозяйственной деятельности, ведущихся с нарушением экологических требований или без положительного заключения государственной экологической экспертизы (в соответствии с п. 2 ст. 70 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»);
    • обращаться в органы внутренних дел за оказанием помощи по предотвращению или пресечению действий правонарушителей, препятствующих законному выполнению функций по осуществлению государственного экологического контроля, на основании Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (ст.10);
    • пользоваться иными правами, предоставленными действующим законодательством и правовыми нормативными актами.

     Решения государственных инспекторов по охране природы могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности  государственному инспектору по охране природы, в суд или арбитражный  суд.

     Приведенный перечень убеждает в том, что инспектора по охране природы Госкомэкологии России обладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей.

     Существенной  предпосылкой эффективности государственного экологического контроля служит также  адекватное регулирование и соблюдение процедуры принятия государственными инспекторами по охране природы мер  по предупреждению, выявлению и устранению экологических правонарушений и  привлечению виновных к ответственности.

     При обнаружении экологического правонарушения государственный инспектор обязан составить Протокол об экологическом  правонарушении в соответствии со ст. 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. На основании Протокола инспектор в пределах своих прав, определенных должностной инструкцией, принимает решение о применении к нарушителю одной или одновременно нескольких мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения:

    • дает предписание об устранении экологического правонарушения на основании ст. 70 (п. 2) Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды »;
    • выносит постановление о наложении штрафа за административное правонарушение на основании ст. 70 (п. 2) Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и ст. 261 КоАП РСФСР;
    • выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, на основании ст. 70 (п. 2), 86 и 87 (п. 1) Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и ст. 261 КоАП РСФСР;
    • дает предписание об ограничении (приостановлении, прекращении) хозяйственной и иной деятельности;
    • дает предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности;
    • направляет руководству предприятия, организации, учреждения (или вышестоящему органу) представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю на основании ст. 70 (п. 2) Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»;
    • направляет материалы в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности за экологическое преступление на основании ст. 70 (п. 2) Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

     Если  государственный инспектор по охране природы не уполномочен принимать  решения о привлечении нарушителей  к ответственности, он представляет Протокол вышестоящему государственному инспектору для принятия решения  в 15-дневный срок.

     Предписание об устранении экологического правонарушения является обязательным для исполнения нарушителями в установленные сроки.

     Постановление о наложении штрафа за административное правонарушение составляется в соответствии со ст. 261 КоАП РСФСР и принимается  в отношении каждого нарушителя в отдельности (юридического лица, должностного лица, гражданина). В случае обжалования  нарушителем постановления в  суде сумма штрафа уплачивается не позднее 15 дней со дня уведомления  нарушителя о том, что его жалоба остается без удовлетворения (ст. 285 КоАП РСФСР). При неуплате штрафа виновным лицом в течение 15 дней со дня  вручения ему постановления (или  со дня уведомления об оставлении его жалобы без удовлетворения) сумма  штрафа взыскивается в порядке, установленном  законодательством РФ.

     В соответствии со ст. 84 (п. 3) Закона РСФСР  «Об охране окружающей природной  среды» наложение штрафов на виновных в экологических правонарушениях  не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде. Постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, составляется в соответствии со ст. 261 КоАП РСФСР и является обязательным для исполнения. При наличии нескольких правонарушителей постановление принимается в отношении каждого виновного в отдельности.

     Предписание об ограничении (приостановлении) хозяйственной  и иной деятельности направляется нарушителю при ведении им хозяйственной  и иной деятельности с нарушением природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов и  причиняющей вред окружающей природной  среде. Предписание является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами в соответствии со ст. 70 (п. 2) Закона РСФСР « Об охране окружающей природной среды ».

     Предписание о прекращении финансирования хозяйственной  и иной деятельности, причиняющей  вред окружающей среде, направляется в  соответствующий финансово-кредитный  орган одновременно с предписанием об ограничении (приостановлении) хозяйственной  и иной деятельности.

     Для привлечения должностных лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной ответственности (невыполнение планов и мероприятий  по охране окружающей природной среды  и рациональному природопользованию, нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или  должностного положения) государственный  инспектор по охране природы направляет руководству предприятия, организации, учреждения (или вышестоящему органу, если виновным является руководитель) представление о наложении на виновных определенного вида дисциплинарного  взыскания.

     Представления о привлечении физических лиц  к уголовной ответственности  за экологические преступления направляются государственным инспектором по охране природы в следственные органы.

     Таким образом, государственные инспектора по охране природы имеют достаточные  полномочия для выполнения возложенных  на них задач. Однако, как показывает практика, этими правами органы контроля не пользуются. По данным Волжской природоохранной  прокуратуры, министерства и областные  комитеты по охране окружающей среды  и природных ресурсов, другие контролирующие органы Волжского региона не выполняют  в полном объеме возложенных на них  обязанностей, не принимают мер по приостановлению деятельности экологически неблагополучных объектов, не решают вопросы о привлечении виновных к ответственности. Природоохранная  прокуратура выявила, что в 1994 г. из 126 запланированных проверок «Саратовтеркомвод» провел лишь 13. При нынешней распространенности нарушений природоохранного законодательства их выявлено всего 6 и выдано 5 предписаний. Имея право привлекать виновных лиц к административной ответственности*, «Саратовтеркомвод» это право не использует, хотя оснований для привлечения виновных к ответственности вполне достаточно**.

     Рассмотренные столь подробно вопросы организации  проведения и полномочий государственного экологического контроля в системе  Госкомэкологии России применимы к характеристике экологического контроля, осуществляемого другими специально уполномоченными органами с учетом специфики статуса органа и объекта контроля. Поэтому ограничимся в основном перечислением иных органов государственного экологического контроля и изложением его направлений.

     Министерство  природных ресурсов РФ и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной недр и водных ресурсов.

     Государственный комитет РФ по земельным  ресурсам и землеустройству и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель. Он проверяет соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями (в том числе оборонными с учетом режима их посещения) и гражданами требований земельного законодательства по использованию и охране земель.

     Федеральная служба лесного хозяйства  России и ее территориальные органы организуют и осуществляют государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов. Такой контроль проводится Федеральной службой во взаимодействии с Госкомэкологией России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 76 ЛК РФ его задачей является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством России.

     Государственный экологический контроль и надзор, осуществляемый функциональными  и иными органами

     Помимо  специально уполномоченных органов  в области природопользования и  охраны окружающей среды, специальными функциями по осуществлению экологического контроля и надзора наделены следующие  функциональные министерства и ведомства.

     Министерство  сельского хозяйства  и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) через свои департаменты по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству проводит государственный контроль за использованием и охраной охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ. Минсельхозпрод России осуществляет также государственный контроль за охраной и использованием водных биологических ресурсов; контролирует: целевое использование рыбохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности выделяемых им государственных средств; работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений; выполнение обязательств по межправительственным соглашениям, конвенциям и другим договоренностям в области регулирования рыболовства, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов.

     Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г. «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» осуществляет государственный контроль за охраной биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

     Министерство  здравоохранения  РФ (Минздрав России) через систему органов санэпиднадзора осуществляет государственный надзор за обеспечением мер по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

     Министерство  внутренних дел РФ через Государственную автомобильную инспекцию проводит надзор за соблюдением владельцами автотранспортных средств правовых требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами.

     Министерство  строительства РФ (Минстрой России) осуществляет государственный контроль за соблюдением норм и правил планировки и застройки городов и других поселений и установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности, за использованием и охраной земель в городах и других поселениях и применяет установленные законодательством санкции.

Информация о работе Понятие, виды и задачи экологического контроля