Правовое регулирование рыболовства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: наиболее полная характеристика правового регулирования рыболовства на современном этапе. Структура работы служит обозначенной цели. В работе уделено внимание не только непосредственному понятию и правовому регулированию рыболовства, но и вопросам охраны рыбных запасов РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Проблемы правового регулирования рыболовства ………………………. 6
1.1. Основополагающий закон: ключевые положения …………………... 6
1.2. Новая редакция закона о рыболовстве …………………………….... 10
1.3. Перспектива развития законодательства о водных биоресурсах…...12
2. Принципы законодательства о рыболовстве………………………………13
3. Проблема аквакультуры………………………………………………….…25
4. Платность пользования водными биоресурсами…………………………..31
5. Международно-правовые аспекты охраны и использования водных биоресурсов…………………………………………………………………..…35
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Регулирование рыболовства 2.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

       Говоря о проблемах, мешающих ускоренному развитию аквакультуры, нельзя пройти мимо следующих проблем, не требующих особых комментариев и упирающихся, в конечном счете, тоже в проблему недостаточности финансирования20:

-    - низкое техническое состояние водоёмов, используемых для выращивания товарной рыбы, недостаточный объём выполнения противоэпизотических мероприятий;

-      - недостаток специализированных рыбных кормов необходимого качества и по доступным ценам;

-  - отсталость технологий интенсивного рыбоводства, физический и моральный износ имеющейся техники, неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, насосных станций, недостаточный уровень оборотных средств, не позволяющий осуществлять необходимые технологические мероприятия (приобретение кормов, ГСМ, посадочного, материала);

-     - отсутствие механизма круглогодичной оптовой торговли рыбоводной продукцией.

       И, наконец, последней важнейшей проблемой можно считать отсутствие нормативно-правовой базы. Дело в том, что сегодня аквакультура никак не регулируется. Нормальный закон об аквакультурах так и не вышел, а имеющийся закон говорит только о прудах и обводненных карьерах, там даже не предусмотрен термин «марикультура». Хорошей основой для разработки законодательных актов и для развития аквакультуры в целом могла бы стать уже упоминавшаяся в тексте данной статьи «Стратегия развития аквакультуры в России до 2020 года», поскольку в ней четко обозначены все цели и задачи, решение которых позволит обеспечить процесс развития; а также прослеживается понимание того факта, что только государство способно в сложившейся ситуации стать его опорой и двигателем. В этом программном документе предложены действенные меры государственной поддержки развития аквакультуры и изложены принципы контроля над исполнением этих мер. У каждого, кто ознакомился со Стратегией невольно остается вопрос: «А что же препятствует ее реализации?» Неужели он и в этот раз останется риторическим?

       Основными факторами, сдерживающими развитие аквакультуры в нашей стране, являются:

• отсутствие законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования аквакультуры;

• слабо развитая рыночная инфраструктура и отсутствие маркетинговой информации состояния российского и международного рынков рыбопродукции аквакультуры;

• высокая степень износа основных производственных фондов;

• прекращение ввода новых производственных мощностей;

• дефицит инвестиционных ресурсов из-за низкой инвестиционной привлекательности существующих рыбоводных хозяйств;

        Основными факторами, определяющими необходимость развития аквакультуры России в первой четверти ХХI века, являются:

• повышение спроса на продукцию аквакультуры внутри страны в условиях современных тенденций сокращения промысла в морях и океанах;

• необходимость восстановления нормативного потребления рыбы и рыбных продуктов жителями России;

• повышение жизненного уровня и улучшение рациона питания населения;

• формирование благоприятного инвестиционного климата с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;

• повышение доходов и улучшение рациона питания населения.

        Стратегия развития аквакультуры в России на период до 2020 года (далее — стратегия аквакультуры) ставит цели, задачи и определяет основные направления долгосрочной политики государства в области аквакультуры с учетом природных и социально-экономических условий, складывающейся внутренней и внешней ситуации в рыбохозяйственном секторе и его роли в обеспечении макроэкономического и научно-технологического развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса страны.

      Важнейшей задачей настоящего документа является установление главной цели стратегического планирования и определение путей достижения качественно нового состояния аквакультуры, увеличения объемов и роста конкурентоспособности её продукции и услуг на отечественном и мировом рынках на основе использования природно-ресурсного потенциала и установления приоритетов развития аквакультуры, формирования мер и механизмов государственной поддержки с учетом прогнозируемых результатов её реализации.

        В целях оживления рыбоводства во внутренних водах Правительством РФ было принято постановление от 31 октября 1999 г. N 1201 "О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоемах Российской Федерации"21. Однако, если в России о рыбоводстве принимают постановления Правительства, то в странах ЕЭС действуют отдельные директивы. Так, в 1978 г. были приняты две директивы о воде для рыбоводства вообще и для разведения ракушечных, в частности.

       Становится  очевидно, что общественные отношения  по аквакультуре и необходимость  достичь в них прорыва настолько жизненно важны, что требуют принятия федерального закона, что не исключает и принятия постановлений Правительства РФ, законов субъектов Федерации, других актов.

       Представляется, что посредством специального закона "Об аквакультуре" можно обеспечить необходимую правовую базу для товарного выращивания всего разнообразия водных растений и животных как в пресных водах, так и в морях (марикультура). Концептуально в таком законе должны содержаться положения об искусственном рыборазведении, выведении новых пород рыб, акклиматизации водных биоресурсов, а также о рыбохозяйственной мелиорации водных объектов. Сердцевиной такого закона должны быть нормы, регламентирующие договорные отношения по разведению рыбы и других водных биологических ресурсов. Действующий Закон о водных биоресурсах предусматривает договорные отношения по использованию рыбопромыслового участка, в том числе, надо полагать, и по рыбоводству (ст. 39-41). Однако этим законодатель и ограничивается, а особенности договоров по рыбоводству пока не обрисованы. Как представляется, договорные отношения по разведению водных биоресурсов должны быть предусмотрены законом "Об аквакультуре". Будущий Закон позволит максимально задействовать пока еще не до конца востребованный рыбохозяйственный потенциал российских водоемов и водотоков, а также привлечь инвестиции, в том числе льготные кредиты, в область товарного рыбоводства. В результате, с одной стороны, будет поддержана продовольственная безопасность страны, а с другой - созданы рабочие места и обеспечена занятость населения.

Глава 4. Платность пользования водными биоресурсами

 

       Одним из принципов законодательства в рассматриваемой сфере является платность использования водных биоресурсов. Но она не приобрела столь важного для дела охраны природы компенсационного характера. В конце 90-х гг. некоторое время функционировал Федеральный целевой бюджетный фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов. Он обеспечивал компенсационный характер платежей. Затем федеральные целевые бюджетные фонды были отменены, вместо водных неналоговых платежей был введен водный налог.

        С 1 января 2004 года введена в действие глава 25.1 Налогового кодекса, которая посвящена двум новым федеральным сборам в сфере природопользования — сбору за пользование объектами животного мира и сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов. В статье проанализированы положения данной главы, касающиеся сбора за пользование объектами водных биоресурсов22.

      Система взимания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов заменила действовавшую ранее аукционную систему продажи квот на вылов водных биоресурсов в целях промышленного рыболовства. Сегодня аукционная система продолжает действовать только в части вылова водных биоресурсов, вновь разрешенных к вылову, и в части вновь осваиваемых районов промысла.

Кроме того, был введен сбор за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 части второй Налогового кодекса РФ). Эта глава российского Налогового кодекса уже получила научный комментарий. Таким образом, законодательство о водных биоресурсах не может определять, будут ли платежи за пользование водными биоресурсами налоговыми или неналоговыми. Это дело финансового законодательства, что может вызвать и резонную критику.

          Сбор за пользование водными биоресурсами является федеральным и взимается в соответствии с нормами налогового законодательства. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биоресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые в установленном законом порядке получили лицензии (разрешения) на промысел водных биоресурсов.

        Все плательщики сбора за пользование объектами водных биоресурсов условно подразделяются на две категории:

  • организации и индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, не являющиеся предпринимателями.

        Организации и предприниматели осуществляют вылов биоресурсов на основании долгосрочных лицензий и краткосрочных разрешений.

       Все объекты водных биоресурсов в целях взимания сбора подразделяются на две группы:

  • морские млекопитающие;
  • другие (кроме млекопитающих) объекты водных биоресурсов.

        Как представляется, платность использования водных биоресурсов должна, как и платность водопользования, быть финансовым способом обеспечения охраны и восстановления ресурсов рыбных запасов, популяций морских млекопитающих, других водных животных и растений.

       Ставки сбора за пользование объектами водных биоресурсов установлены в абсолютной величине за единицу облагаемой базы (пункты 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ). Причем единица облагаемой сбором базы зависит от вида биоресурса23. Например, при вылове морских млекопитающих облагаемой базой признается одно животное. То есть единицей облагаемой базы является количество биоресурсов данного вида, выраженное в штуках. При пользовании иными водными биоресурсами облагаемая база — это количество ресурсов, выраженное в тоннах. Ставки сбора установлены в рублях за единицу измерения — штуку или тонну.

         По каждому рыбохозяйственному бассейну установлены конкретные ставки только по тем видам биоресурсов, которые имеют наибольшее промышленное значение для данного региона. Например, отдельные ставки сбора предусмотрены для трески, краба камчатского, камбалы, гребешка, морского котика и т. д. Менее значимые виды гидробионтов отнесены к прочим объектам водных биоресурсов, и для них установлены отдельные ставки.

        Практика применения в России введенных норм налогообложения объектов водных биоресурсов выявила необходимость пересмотра и изменения размеров ставок сбора за пользование отдельными видами водных биологических ресурсов в целях приведения их в соответствие с экономической эффективностью хозяйственной деятельности. Так, установленные НК РФ ставки сбора за пользование глубоководными крабами-стригунами дальневосточных морей и белька (детеныш тюленя) в Баренцевом и Белом морях вызвали в 2004 г. ряд протестующих обращений рыбохозяйственных организаций в федеральные органы исполнительной власти и в Федеральное Собрание РФ.

       В силу нерентабельности пользования  этих объектов при установленных  ставках сбора промысел глубоководных  крабов был значительно сокращен, а добыча тюленя полностью прекращена. Федеральным законом от 18 мая 2005 г. N 50-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" ставки сбора за пользование глубоководными крабами и тюленем были изменены24. Внесение таких изменений основывалось на анализе экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятий и уровня освоения квот на вылов объектов промысла.

       Для лиц, которым водные биоресурсы предоставляются для научных исследований и в целях воспроизводства, для предотвращения экономического ущерба, устранения ущерба населению и сельскохозяйственным животным, предусмотрена нулевая ставка сбора25. Иными словами, такие лица фактически не уплачивают сбор. Пользование объектами водных биоресурсов в указанных целях должно быть подтверждено соответствующими записями (отметками) в лицензиях на право пользования водными биоресурсами. Эти записи (отметки) делают лицензирующие органы при выдаче лицензий.

       Льгота по уплате сбора за пользование объектами водных биоресурсов также предоставляется градообразующим и поселкообразующим российским рыбохозяйственным организациям. Они уплачивают сбор по ставке, составляющей 15% от полной ставки по конкретному виду водных биоресурсов соответствующего бассейна.26

Информация о работе Правовое регулирование рыболовства