Правовое регулирование рыболовства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: наиболее полная характеристика правового регулирования рыболовства на современном этапе. Структура работы служит обозначенной цели. В работе уделено внимание не только непосредственному понятию и правовому регулированию рыболовства, но и вопросам охраны рыбных запасов РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Проблемы правового регулирования рыболовства ………………………. 6
1.1. Основополагающий закон: ключевые положения …………………... 6
1.2. Новая редакция закона о рыболовстве …………………………….... 10
1.3. Перспектива развития законодательства о водных биоресурсах…...12
2. Принципы законодательства о рыболовстве………………………………13
3. Проблема аквакультуры………………………………………………….…25
4. Платность пользования водными биоресурсами…………………………..31
5. Международно-правовые аспекты охраны и использования водных биоресурсов…………………………………………………………………..…35
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Регулирование рыболовства 2.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

       СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

 

       Тема  курсовой работы обозначена как: «Правовое регулирование рыболовства».

       В течение не долгового времени происходит активное формирование и редактирование нормативно-правовой базы по данному вопросу, приняты специализированные федеральные законы. На публично-правовом уровне признана необходимость надлежащего регулирования рыболовства, создания юридических гарантий охраны водных биологических ресурсов. Важность указанных общественных отношений обусловлена тем, что промысловая рыба и иные объекты биосферы являются ключевым ресурсом для любого государства.

       Рыбоводство и рыболовство являются важнейшими факторами продовольственной безопасности нашей страны, богатой рыбными  и другими водными биологическими ресурсами. В силу своей природы  рыбное хозяйство не может существовать и развиваться без соблюдения самых жестких требований к качественному и количественному состоянию вод. Однако нынешнее состояние востребованного этой отраслью хозяйства российского водного фонда оставляет желать лучшего.

       Разрушение  экосистем водных объектов, связанное  со строительством в бывшем СССР плотин на крупных равнинных реках, мелиоративных гидроузлов, нерациональным водопользованием, загрязнением и засорением заливов, мелководья, дельт, лиманов, стало гибельным для рыбных запасов. Многочисленные плотины и водозаборные сооружения, не имеющие рыбопропускных устройств, привели к пресечению миграционных путей и изоляции нерестилищ от мест нагула. Особый ущерб был нанесен ценным осетровым и лососевым видам рыб. В то же время добиться ощутимой пользы от существующих рыбопропускных устройств, по меткому выражению специалистов, можно, "научив рыбу читать" указатели.

        Упомянутые устройства зачастую не приспособлены для жизни рыб и нуждаются в совершенствовании. При этом наполненные в ХХ в. водохранилища имеют низкую рыбопродуктивность, слабые механизмы самоочищения и водообмена, "цветут" и становятся накопителями загрязняющих веществ. В эти искусственные водоемы вселилась неприхотливая мелкая рыба, подавляющая более хозяйственно ценные виды1.

     Я, считаю, что тема правового регулирования рыболовства актуальна в данный период, так как ресурсная база рыбного хозяйства находится в состоянии депрессии и деградации, сократились не только абсолютные размеры добычи, но и сильно ухудшился видовой состав уловов (замена ценных промысловых объектов малоценными или не имеющими промыслового значения). Уловы во внутренних водоемах страны сократились почти в два раза, запасы многих водных биоресурсов в полной мере не освоены. Производственный потенциал прудового хозяйства используется менее чем наполовину. Требуются адекватные меры государственного регулирования в целях восстановления таких запасов.

          Еще в советские годы в целях воспроизводства ихтиофауны строились рыбоводные хозяйства индустриального и прудового типа. Были возведены искусственные нерестилища на Волге, Днепре, Кубани, в Балтийском и Беломорском бассейнах, на Дальнем Востоке. В условиях переходной экономики строительство рыбохозяйственных предприятий все-таки продолжалось. Так, например, на Дальнем Востоке построена сеть новых рыбозаводов, реконструируются старые, в Сахалинской области функционирует целая система лососевых хозяйств разных форм собственности.

        Объект исследования составляет концепция управления морскими живыми ресурсами, как современное содержание регулирования рыболовства.

          Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации, которые закрепили обязанности сохранения и использования морских живых ресурсов

           Задачу работы можно сформулировать следующим образом:  
- исследование проблем и перспектив правовой базы рыболовства и охраны рыбных ресурсов.

      Цель работы: наиболее полная характеристика правового регулирования рыболовства на современном этапе. Структура работы служит обозначенной цели. В работе уделено внимание не только непосредственному понятию и правовому регулированию рыболовства, но и вопросам охраны рыбных запасов РФ.

       Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации, которые закрепили обязанности сохранения и использования морских живых ресурсов.

 

Глава 1. Проблемы правового регулирования рыболовства

1.1. Основополагающий закон: ключевые положения.

 

           Согласно Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о водных биоресурсах)2 в России законодательство о водных биоресурсах регламентирует использование, охрану, воспроизводство, как водных животных (рыб, морских млекопитающих), так и водных растений (водоросли). Как представляется, в формирующейся отрасли законодательства по водным биологическим ресурсам требуется напрямую предусмотреть (без отсылочных норм) меры по восстановлению рыбных запасов страны.

       В законодательстве данные направления  деятельности должны быть определены как первостепенные, и необходимо обязать уполномоченные органы деятельно способствовать их осуществлению.

       За  реализацию законодательства о водных биоресурсах в числе других органов  государственной власти отвечает Федеральное агентство по рыболовству.

       Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) — орган исполнительной власти Российской Федерации, созданный на основании  Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 путём  преобразования ранее существовавшего  Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству. Первоначально планировалось, что Росрыболовство будет находиться в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, однако уже 30 мая 2008 года издаётся Указ Президента № 863, которым руководство Росрыболовством было поручено непосредственно Правительству РФ3. 

       Постановлением  Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 утверждено Положение о Федеральном агентстве  по рыболовству.

         Росрыболовство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции4:

    • по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесённых в Красную книгу Российской Федерации;
    • по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса;
    • по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (за исключением промышленного рыбоводства), рыбопереработки, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.

       Закон о водных биоресурсах был буквально "выстрадан" в течение целого десятилетия5. Разногласия между специалистами касались как ключевых положений, так и названия будущего закона. Поэтому проект неоднократно перерабатывался. Была попытка вместо закона о рыболовстве издать постановление Правительства РФ, но была предложена и идея кодифицированного по своему характеру закона: единого объемного, охватывающего по возможности все направления рыбного хозяйства.

       Принятый  Закон о водных биоресурсах создает  единую основу правового регулирования отношений в области водных биоресурсов, дает возможность избавиться от противоречий в действующей правовой базе и отменить многие морально устаревшие акты. С другой стороны, это позволяет "нарастить" новый нормативно-правовой материал.

       В Законе о водных биоресурсах установлена  преимущественно федеральная собственность  на водные биоресурсы. Исключение составляют лишь водные биоресурсы, обитающие  в прудах, обводненных карьерах, которые могут находиться в федеральной  собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности сообразно праву собственности на водоем. Таким образом, собственность на водные биоресурсы производна от собственности на водные объекты (моря, водоемы и водотоки). Право собственности влечет за собой право пользования водными биоресурсами. В течение многих лет общественность, представители рыбохозяйственного комплекса, уполномоченных государственных органов управления высказываются за выдачу квот добычи (вылова) водных биоресурсов не на один год, а на пять лет. Новый закон пошел навстречу подобным требованиям: согласно последней редакции его ст. 31 промышленные квоты, прибрежные квоты, а также квоты РФ в районах действия международных договоров распределяются между соответствующими лицами, указанными в Законе, путем заключения с ними договоров сроком на десять лет. Как представляется, данная мера обеспечивает капитализацию и кредитование рыбного хозяйства. Это необходимо для стабильности и предсказуемости рассматриваемых правоотношений. Впервые институт договоров пользования рыбопромысловыми участками вошел в содержание федерального закона. Раньше он "ютился" в различных и нередко устарелых подзаконных актах, теперь же он получил более высокий статус. Рассматриваемый федеральный закон предусматривает основания заключения договора, его предмет и основные условия. При этом договорные обязательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются гражданским законодательством.

       Одним из важных понятий Закона о водных биоресурсах является понятие рыбопромыслового участка (ст. 18). Именно рыбопромысловый участок является предметом названных договоров. Он состоит из всей акватории водного объекта рыбохозяйственного значения либо ее части. Согласно первоначальной редакции Закона в понятие рыбопромыслового участка включали не только акваторию водного объекта, но и прибрежную полосу суши. Однако согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"6 и Земельный кодекс Российской Федерации"7 законодательное определение рыбопромысловых участков оказалось сужено: "Рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или его части". При этом не упоминающаяся теперь в определении понятия "рыбопромысловый участок" прибрежная полоса может использоваться на основании публичного сервитута в целях охоты и рыболовства, что также указано в поправках в Земельный кодекс РФ. Кроме того, предусматривается приведение в соответствие уже заключенных договоров пользования рыбопромыслового участка требованиям новой редакции Закона о водных биоресурсах.

       В законодательстве в рассматриваемой  сфере следовало бы предусмотреть  детализацию условий договоров  между уполномоченными органами и пользователями. Условия договоров должны различаться в зависимости от направления деятельности (рыболовство, рыбоводство) и от характера водного объекта (от малой реки до моря). Договорные условия должны быть благоприятными для лиц, осваивающих "проблемные" рыбопромысловые участки, в которых нарушены нерестилища, загрязнены донные отложения и т.д. Поскольку хозяйствующий субъект преодолевает названные препятствия для рыболовства и рыбоводства в водных объектах, то его целесообразно поощрять и поддерживать.

1.2. Новая редакция закона о рыболовстве

 

       Весной 2007 г. в законодательство о животном мире и о водных биоресурсах были внесены изменения, направленные против "теневого рынка" водных биоресурсов. Согласно ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8 предусматриваются следующие важные положения:   

       безвозмездно  изъятые или конфискованные особи, относящиеся к осетровым и  лососевым видам рыб, крабам, крабоидам, морским гребешкам, трепангам, морским ежам, подлежат возвращению в среду обитания;

       в случае, если физическое состояние  особей данных видов водных биоресурсов  не позволяет возвратить их в среду  обитания, то они подлежат незамедлительному  уничтожению (как и продукты их переработки, в том числе икра);

       безвозмездно  изъятые или конфискованные водные биоресурсы иных видов и продукты их переработки подлежат реализации или уничтожению в порядке, предусмотренном  Правительством РФ.

       С 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250 -ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"9.

       Разработчики "поправочного" закона стремились обеспечить непрерывность пользования водными биоресурсами со стороны добросовестных хозяйствующих субъектов, стимулировать отечественные перерабатывающие предприятия, способствовать доставке уловов водных биоресурсов на российский берег, а не в скандинавские страны.

       Таким образом, в силу многочисленных и  существенных изменений возникает  новая редакция Закона о водных биоресурсах. Она призвана усилить договорные начала в области рыбного хозяйства, предусмотрев такую новеллу, как  договор пользования водными  биоресурсами. Углубление договорных начал в области использования и охраны водных биоресурсов в целом соответствует тенденциям развития российского законодательства.

Информация о работе Правовое регулирование рыболовства