Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы состоит в следующем: дать общую характеристику правового регулирования особо охраняемых природных территорий.

Содержание

Введение………………...………………………………………………………3
Глава 1. Правовой статус особо охраняемых природных территорий……...5
§1.1 История развития законодательства об особо охраняемых природных территориях…………………………………………………………………………..5
§1.2 Современное правовое регулирование особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации……………………………………………..11
Глава 2. Виды особо охраняемых природных территорий…………………18
§ 2.1 Классификация особо охраняемых природных территорий…………18
§ 2.2 Правовой режим национальных и природных парков
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

    При учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение особенных общественных интересов. Рассмотрим их применительно к отдельным видам таких территорий. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий:

    а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.

    На  государственные природные заповедники  возлагаются следующие задачи:

    - осуществление охраны природных  территорий в целях сохранения  биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

    - организация и проведение научных  исследований, включая ведение Летописи  природы;

    - осуществление экологического мониторинга  в рамках общегосударственной  системы мониторинга окружающей природной среды;

    - экологическое просвещение;

    - участие в государственной экологической  экспертизе проектов и схем  размещения хозяйственных и иных  объектов;

    - содействие в подготовке научных  кадров и специалистов в области  охраны окружающей природной  среды;

    б) национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

    - сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных  участков и объектов;

    - сохранение историко-культурных  объектов;

    - экологическое просвещение населения;

    - создание условий для регулируемого  туризма и отдыха;

    - разработка и внедрение научных  методов охраны природы и экологического  просвещения;

    - осуществление экологического мониторинга;

    - восстановление нарушенных природных  и историко-культурных комплексов  и объектов;

    в) природные парки - это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

    - сохранение природной среды, природных ландшафтов;

    - создание условий для отдыха (в  том числе массового) и сохранение  рекреационных ресурсов;

    - разработка и внедрение эффективных  методов охраны природы и поддержание  экологического баланса в условиях  рекреационного использования территорий природных парков;

    г) государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

    - комплексными (ландшафтными), предназначенными  для сохранения и восстановления  природных комплексов (природных  ландшафтов);

    - биологическими (ботаническими и  зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

    - палеонтологическими, предназначенными  для сохранения ископаемых объектов;

    - гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

    - геологическими, предназначенными  для сохранения ценных объектов  и комплексов неживой природы;

    д) памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения;

    е) дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности;

    ж) К лечебно-оздоровительным местностям и курортам могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств;

    з) хотя в Законе «Об особо охраняемых природных территориях» зеленые зоны городов и других поселений не выделены в качестве самостоятельного вида особо охраняемых природных территорий, но по существу они являются таковыми. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» этот вид включен в главу «Природные объекты, находящиеся под особой охраной». Такие зоны выполняют средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции;

    и) к природным объектам особой охраны относятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их охрана преследует главную цель сохранения биологического разнообразия.

    Развитие  системы особо охраняемых природных  территорий в России теснейшим образом  связано с обеспечением соблюдения и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду. Окружающую среду можно считать благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в природоохранительном законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. В значительной степени характеристики благоприятной окружающей среды, связанные с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечиваются именно посредством объявления особо охраняемых природных территорий и объектов.

    С учетом особой значимости особо охраняемых природных территорий законодательством  установлены специфические требования в отношении их. Так, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» запрещает изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации. 

§ 2.2 Правовой режим национальных и природных парков 

    Национальные  парки в России, в отличие от США, - относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Они стали создаваться в нашей стране лишь в 80-е годы прошлого века. Первые национальные природные парки в России – «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) - были созданы лишь в 1983 г. В США национальные парки стали создаваться в XIX веке.

    С учетом специфики данного вида особо  охраняемой территории и задач, которые  на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

    - заповедная, в пределах которой  запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

    - особо охраняемая, в пределах  которой обеспечиваются условия  для сохранения природных комплексов  и объектов и на территории  которой допускается строго регулируемое  посещение;

    - познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

    - рекреационная, в том числе  предназначенная для отдыха, развития  физической культуры и спорта;

    - охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

    - обслуживания посетителей, предназначенная  для размещения мест ночлега,  палаточных лагерей и иных  объектов туристского сервиса,  культурного, бытового и информационного  обслуживания посетителей;

    - хозяйственного назначения, в пределах  которой осуществляется хозяйственная  деятельность, необходимая для обеспечения  функционирования национального  парка.

    На  территории национального парка  запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

    Одновременно  в национальных парках, расположенных  в районах проживания коренного  населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

    С учетом того что национальные парки  создаются в целях туризма  и отдыха, актуальным является вопрос регулирования организации обслуживания посетителей национальных парков. Обеспечение  регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков осуществляется в соответствии со специальными проектами. При этом земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка могут быть предоставлены в аренду специализированным организациям на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки. Такой договор может быть заключен при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. Лицензии выдаются дирекциями национальных парков при условии, что предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.

    Что касается порядка образования национальных парков, то он отличается от порядка  образования государственных природных  заповедников. Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

    В отличие от национальных парков, которые являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Решение об их образовании принимают органы государственной власти субъектов РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Если создание природных парков связано с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, то соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством России.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий