Правовые основы экологического контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Понятие и сущность экологического контроля. Правовая база проведения экологического контроля на современном этапе. Характеристика отдельных видов экологического контроля. Компетенция уполномоченных органов в сфере проведения экологического контроля.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика экологического контроля

1.1 Понятие и сущность экологического контроля

1.2 Виды экологического контроля

2. Характеристика отдельных видов экологического контроля

2.1 Государственный экологический контроль

2.2 Общественный экологический контроль

3. Пути совершенствования проведения экологического контроля

3.1 Правовая база проведения экологического контроля на современном этапе

3.2 Компетенция уполномоченных органов в сфере проведения экологического контроля

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 50.28 Кб (Скачать)

Курсовая  работа

По  дисциплине «Экологическое право»

Тема: «Правовые основы экологического контроля»

 

Содержание

Введение

1. Общая характеристика  экологического контроля

1.1 Понятие и сущность  экологического контроля

1.2 Виды экологического  контроля

2. Характеристика отдельных  видов экологического  контроля

2.1 Государственный  экологический контроль

2.2 Общественный экологический  контроль

3. Пути совершенствования  проведения экологического  контроля

3.1 Правовая база  проведения экологического  контроля на современном  этапе

3.2 Компетенция уполномоченных  органов в сфере  проведения экологического  контроля

Заключение

Список  использованной литературы

 

Введение

Актуальность  темы состоит в  том, что экологический  контроль - важнейшая  правовая мера обеспечения  рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных  воздействий, функция  государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь  на роли экологического контроля в механизме  охраны окружающей среды, его можно оценивать  как важнейшую  правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение  соответствующих  субъектов права  окружающей среды  к исполнению экологических  требований. Меры юридической  ответственности  за экологические  правонарушения применяются  либо в процессе экологического контроля, либо с  привлечением иных государственных  органов.

Ранее подчеркивалось, что  функция экологического контроля выполняется  и при осуществлении  иных правовых мер  обеспечения рационального  природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической  экспертизы, экологического лицензирования, экологической  сертификации. Но в  рамках всех этих направлений  деятельности экологический  контроль, т.е. обеспечение  выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к  каждому из названных  видов деятельности. Реализация любой  из таких мер, как  и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных  органов, осуществляемую в рамках установленной  для их процедуры, на основе специальных  правовых норм.

Целью работы является рассмотрение и раскрытие вопроса  о правовых основах  экологического контроля.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить общую  характеристику экологического  контроля;

2) рассмотреть характеристику  отдельных видов  экологического контроля;

3) раскрыть пути  совершенствования  проведения экологического  контроля.

 

1. Общая характеристика  экологического контроля

1.1 Понятие, сущность  экологического контроля

Экологический контроль - важнейшая  правовая мера обеспечения  рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных  воздействий, функция  государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь  на роли экологического контроля в механизме  охраны окружающей среды, его можно оценивать  как важнейшую  правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение  соответствующих  субъектов права  окружающей среды  к исполнению экологических  требований. Меры юридической  ответственности  за экологические  правонарушения применяются  либо в процессе экологического контроля, либо с  привлечением иных государственных  органов.

Функция экологического контроля выполняется и  при осуществлении  иных правовых мер  обеспечения рационального  природопользования и охраны окружающей среды -- экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Главными  задачами государственного экологического контроля являются обеспечение  соблюдения всеми  юридическими и физическими  лицами (в том числе  должностными лицами, гражданами, лицами, не имеющими гражданства  и иностранными лицами) требований природоохранительного  законодательства, нормативных  правовых актов, экологических  норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей природной среды.

Главная задача экологического контроля - выявление  любых изменений  качества окружающей природной среды  и поддержание  его на установленном  уровне. Качество окружающей природной среды  измеряется научно обоснованными  показателями, установленными в государственных  стандартах на различные  виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов Бринчук, М.М. Экологическое право: Учеб./ М.М. Бринчук. - 2-е перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 335 С.

.

Государственные стандарты, конкретизируя  содержание требований законодательных  норм, включают в  себя технические  правила и нормативы  и в соответствии с закрепленной процедурой их утверждения облекаются в форму нормативно-правовых актов.

В системе показателей  качества окружающей природной среды  выделяют нормативы, которые определяют:

а) предельно допустимые концентрации вредных  веществ в воздухе, воде и других природных  объектах;

б) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу  и водоемы;

в) предельно допустимые уровни вредных воздействий - вибрации, электромагнитных излучений.

Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта  одним видом загрязнителя. В действительности хозяйственная и  иная деятельность одновременно действует на различные  по величине и виду природные объекты  и комплексы, загрязняя  их вредными веществами и оказывая иное негативное воздействие.

Содержание  экологического контроля сводится к проверке соблюдения хозяйствующими субъектами (физическими  и юридическими лицами) требований экологического законодательства, нормы  которого призваны обеспечить благоприятную для  здоровья и жизни  обстановку, экологическую  безопасность и рациональное использование природных  ресурсов.

Российское  административное право  выделяет два вида контрольной деятельности -- контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

Административный  надзор представляет собой специфическую  разновидность государственного контроля. Суть его  состоит в наблюдении за исполнением действующих  в сфере управления природоохранных  правил. Надзор проводится в отношении органов  исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд  функций -предупредительную, информационную и карательную.

Роль  предупредительной  функции заключается  в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной  проверке исполнения ими правовых экологических  требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и  предупреждении нарушений.

Информационная  функция связана  с тем, что в  процессе контроля соответствующие  органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция  проявляется в  применении к нарушителям  правовых экологических  требований предусмотренных  законодательством  санкций.

Критериями  такой классификации  являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера  действия контроля.

экологический контроль правовой

 

1.2 Виды экологического  контроля

Выделяют  информационный, предупредительный  и карательный  экологические контроли. Информационный контроль, как правило, предшествует двум другим и сводится к сбору информации для принятия предупредительных  и властно-пресекательных действий.

Предупредительный контроль проводится в целях предотвращения последствий нарушения требований экологического законодательства. Карательный контроль выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям.

В Российской Федерации  осуществляется государственный, производственный, муниципальный  и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Государственный контроль в области  охраны окружающей среды (государственный  экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Перечень  объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с  ФЗ «Об охране окружающей среды» № 309 - ФЗ от 10.01.2009 г., другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.

Перечень  должностных лиц  федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный  государственный  экологический контроль (федеральные  государственные  инспектора в области  охраны окружающей среды), устанавливается  Правительством Российской Федерации.

Перечень  должностных лиц  органов государственной  власти субъектов  Российской Федерации, осуществляющих государственный  экологический контроль (государственные  инспектора в области  охраны окружающей среды  субъектов Российской Федерации), устанавливается  в соответствии с  законодательством  субъектов Российской Федерации.

Запрещается совмещение функций  государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных  ресурсов.

Государственный экологический контроль на континентальном  шельфе представляет собой систему  мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или  законов и правил Российской Федерации  по защите минеральных  и живых ресурсов Закон РФ «Об охране окружающей среды» № 309 - ФЗ от 10.01.2009

.

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское  дно и недра  подводных районов, находящиеся за пределами  территориального моря Российской Федерации  на всем протяжении естественного продолжения  ее сухопутной территории до внешней границы  подводной окраины  материка. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченным на то федеральным органом  по охране окружающей среды и природных  ресурсов в порядке, определяемом законодательством  Российской Федерации.

Порядок проведения государственного экологического контроля в закрытых (обособленных) военных городках, находящихся в  ведении Службы, на иных подведомственных Службе территориях, проведения государственной  экологической экспертизы объектов, сооружений и техники Службы, а также осуществления  государственного контроля за использованием, охраной, защитой  и воспроизводством лесов, находящихся  на закрепленных за Службой земельных  участках, определяется Правительством Российской Федерации.

Производственный  контроль в области  охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в  целях обеспечения  выполнения в процессе хозяйственной и  иной деятельности мероприятий  по охране окружающей среды, рациональному  использованию и  восстановлению природных  ресурсов, а также  в целях соблюдения требований в области  охраны окружающей среды, установленных законодательством  в области охраны окружающей среды.

Информация о работе Правовые основы экологического контроля