Правовые основы экологического контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Понятие и сущность экологического контроля. Правовая база проведения экологического контроля на современном этапе. Характеристика отдельных видов экологического контроля. Компетенция уполномоченных органов в сфере проведения экологического контроля.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика экологического контроля

1.1 Понятие и сущность экологического контроля

1.2 Виды экологического контроля

2. Характеристика отдельных видов экологического контроля

2.1 Государственный экологический контроль

2.2 Общественный экологический контроль

3. Пути совершенствования проведения экологического контроля

3.1 Правовая база проведения экологического контроля на современном этапе

3.2 Компетенция уполномоченных органов в сфере проведения экологического контроля

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 50.28 Кб (Скачать)

Цель  общественного контроля (в  том виде, как она  определена в действующем  законодательстве) - оказать содействие государственным органам в проведении мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Правовую  основу участия общественности в охране окружающей среды составляют Конституция РФ, закрепившая  долг граждан беречь природу, их право  объединяться в общественные организации и  право граждан  участвовать в  управлении государственными и общественными  делами, закон №309-ФЗ "Об охране окружающей среды", уставы (положения) общественных организаций Боголюбов, С.А. Экологическое  право: Учебник для  вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА.М, 2008. - 121 С.

.

Общественный  экологический контроль по действующему законодательству осуществляется общественными  объединениями, трудовыми  коллективами и гражданами в рамках их участия  в управлении охраной  природы и рациональным природопользованием.

Органы  общественного контроля могут быть: специальными и сочетающими  функции охраны природы  с основной деятельностью; отраслевыми и  универсальными, т.е. осуществляющими  комплекс природоохранительных мероприятий; республиканскими и местными.

Специальными  универсальными организациями  являются общества охраны природы. К отраслевым органам общественного  контроля относятся  общественные рыбоохрана, охотничья, лесная и  санитарная инспекции.

Молодежные, научные и другие общественные организации  принимают участие  в деятельности, направленной на обеспечение охраны окружающей среды  и рационального  природопользования, в соответствии с  их уставами (положениями).

Трудовым  коллективам предоставлено  право принимать участие в осуществлении мер по улучшению охраны окружающей среды, ставить вопросы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства об охране окружающей среды, контролировать выполнение планов санитарно-оздоровительных мероприятий.

Граждане  участвуют в охране окружающей среды  в основном через  общественные организации, реализуя свое право  обращаться в государственные  органы с письмами, заявлениями, жалобами, в том числе  и по вопросам охраны окружающей среды, и  в других формах.

 

3. Пути совершенствования  проведения экологического  контроля

3.1 Правовая база  проведения экологического  контроля на современном  этапе

Государственный общий экологический  контроль проводится на современном этапе  Президентом России, Федеральным Собранием  РФ, представительными  органами субъектов  РФ, Правительством РФ, правительствами  субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и  органами местного самоуправления.

Полномочия  Президента России как  главы государства  по проведению экологического контроля регулируются Конституцией РФ, другими  актами. Такой контроль проводится в форме  непосредственного  контроля Президента РФ и опосредованного - через подразделения  его администрации  Дубовик, О.Л. Экологическое  право: учебник для  вузов / О.Л. Дубовик. - М.: Проспект, 2008. - 345 С.

.

Непосредственный  контроль Президент  РФ осуществляет через  подбор и расстановку  на федеральном уровне кадров, имеющих отношение  к решению экологических  проблем в стране. По представлению  Председателя Правительства  РФ он назначает на должности министров, председателей государственных  комитетов, руководителей  федеральных служб. При этом в соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных  органов исполнительной власти» ряд федеральных  органов, выполняющих, в частности, природоохранные  функции, подчинен и  подотчетен Президенту РФ. Это - МВД РФ, Федеральная  пограничная служба России, Федеральная  служба безопасности России, Федеральный  надзор России по ядерной  и радиационной безопасности.

Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства  РФ, что позволяет  ему контролировать обоснованность и  целесообразность принятия экологически значимых решений.

Президентский контроль реализуется  также через Контрольное  управление Президента РФ и его территориальные  подразделения (окружные инспекции), полномочных  представителей Президента РФ в субъектах  Федерации. От имени  и по поручению  Президента РФ Контрольное  управление осуществляет контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ Конституции РФ, законов, указов и распоряжений Президента РФ. Свои задачи Контрольное управление решает посредством проверок. По их результатам оно вправе вносить Президенту РФ предложения, направлять предписания руководителям федеральных органов и главам исполнительной власти субъектов РФ об устранении выявленных нарушений, а также направлять соответствующие материалы в Прокуратуру РФ и контрольные органы.

Хотя  государственный  экологический контроль осуществляется преимущественно  в системе органов  исполнительной власти, федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов  РФ также обладают рядом имеющих  отношение к охране окружающей среды  контрольных полномочий, предусмотренных  Конституцией России, конституциями (уставами) субъектов РФ. Контроль органов представительной власти проводится с соблюдением ст.10 Конституции РФ о самостоятельности органов всех трех ветвей власти.

На  федеральном уровне контрольные полномочия принадлежат главным  образом Государственной  Думе. Они проявляются  в том, что Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России и решает вопрос о  доверии Правительству  РФ. Весьма значимым может быть контроль Государственной  Думы за деятельностью  Правительства РФ при формировании бюджета. В соответствии с Законом «Об  охране окружающей природной  среды» финансирование природоохранных  мероприятий должно предусматриваться  в государственном  бюджете отдельной  строкой. Контроль за выполнением этого требования - задача Государственной Думы.

Важным  является также контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе по статьям, касающимся охраны окружающей среды: он относится к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания РФ. На регулярной основе такой контроль от имени Федерального Собрания РФ осуществляет специально созданный орган - Счетная палата. Контрольная деятельность Счетной палаты регулируется Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации».

1. Она, в частности,  проводит оперативный  контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

2. Комплексные ревизии  и тематические  проверки по отдельным  статьям федерального  бюджета, бюджетов  федеральных внебюджетных  фондов; экспертизу  проектов федерального  бюджета и др. (ст. 9 названного Федерального  закона).

Контрольные полномочия представительных органов субъектов  РФ, как правило, шире федеральных. Так, согласно конституциям республик  Татарстана и Башкортостана  представительные органы являются высшими  законодательными и  контрольными органами. Они контролируют деятельность всех подотчетных  им государственных  органов, каковыми являются, в частности, правительстваЭкологическое право России: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Румянцева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - 355С..

Государственный общий экологический  контроль осуществляют также органы исполнительной власти общей компетенции - Правительство РФ, правительства субъектов  Федерации. Экологический контроль проводится ими путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнением законов, иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствующими органами исполнительной власти; отмены принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям правительств.

Администрации краев, областей и  других субъектов  РФ осуществляют контроль за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, радиационным состоянием территорий, соблюдением утвержденных проектов строительства, состоянием учета и отчетности на предприятиях и в организациях, находящихся в собственности субъекта РФ.

3.2 Компетенция уполномоченных  органов в сфере  проведения экологического  контроля

Государственный специальный (надведомственный) экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, а также граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов:

1. Государственный  комитет РФ по  охране окружающей  среды;

2. Министерство природных  ресурсов РФ;

3. Государственный  комитет РФ по  земельным ресурсам  и землеустройству.

Федеральная служба лесного хозяйства  России.

Специально  уполномоченные органы проводят государственный  экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. Согласно ст. 25 Закона «0 недрах», проектирование и строительство промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Эффективным способом проведения превентивного экологического контроля может служить участие представителей специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды в государственных приемочных комиссиях Экологическое право России: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Румянцева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - 355С.

.

К специфическим способам осуществления предупредительного экологического контроля относится также  проведение государственной  экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, что представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству (ст. 80 ВК РФ).

Текущий государственный  экологический контроль осуществляется специально уполномоченными  органами на стадии эксплуатации предприятий  и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Поскольку в систему специально уполномоченных органов  управления природопользованием  и охраной окружающей среды входит ряд  министерств и  ведомств, необходимо выяснить, в каких  сферах они осуществляют контроль.

В соответствии с постановлением Правительства РФ. «Вопросы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды» на данный Комитет возложено  осуществление государственного экологического контроля. Что понимается под  экологическим контролем. Его содержание определяется Законом РФ «Об  охране окружающей природной  среды» (ст. 70).

При обнаружении экологического правонарушения государственный  инспектор обязан составить Протокол об экологическом  правонарушении в  соответствии об административных правонарушениях. На основании Протокола  инспектор в пределах своих прав, определенных должностной инструкцией, принимает решение  о применении к  нарушителю одной  или одновременно нескольких мер воздействия  в зависимости  от тяжести совершенного экологического правонарушения:

дает  предписание об устранении экологического правонарушения на основании ст. 70 (п. 2) Закона РФ «Об охране окружающей природной  среды»;

выносит постановление о  наложении штрафа за административное правонарушение на основании  «Об охране окружающей природной среды».

выносит постановление о  возмещении вреда, причиненного окружающей;

дает  предписание об ограничении (приостановлении, прекращении) хозяйственной  и иной деятельности;

дает  предписание о  прекращении финансирования хозяйственной и  иной деятельности;

направляет  руководству предприятия, организации, учреждения (или  вышестоящему органу) представление о  применении мер дисциплинарного  взыскания к правонарушителю  на основании направляет материалы в следственные органы для решения  вопроса о привлечении  к уголовной ответственности  за экологическое  преступление.

Информация о работе Правовые основы экологического контроля