Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:43, контрольная работа
Экологическое законодательство Украины как самостоятельная отрасль права начало формироваться в 1990 г. после принятия Декларации о государственном суверенитете Украины. В разделе этой Декларации «Экологическая безопасность» провозглашено право Украины самостоятельно устанавливать порядок организации охраны природы на ее территории и порядок использования природных ресурсов. Год спустя, в 1991 г. Верховная Рада (Парламент) Украины приняла первый экологический закон «Об охране окружающей природной среды», который определил правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущих поколений.
Министерство образования и науки
молодежи и спорта Украины
экономический
факультет
Самостоятельная работа на тему:
«Принципы экологического законодательства Украины
и экономико
– экологическая ответственность»
студентки 101 Ф
Гаврилюк А.А.
Симферополь 2011
Экологическое
законодательство Украины как самостоятельная
отрасль права начало формироваться
в 1990 г. после принятия Декларации о
государственном суверенитете Украины.
В разделе этой Декларации «Экологическая
безопасность» провозглашено
Он явился рамочным законом, на основе которого началась разработка земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране атмосферного воздуха, растительного и животного мира и другого специального законодательства.
Структура экологического законодательства Украины имеет следующий вид.
· Общие положения и принципы
· Земельное законодательство
· Водное законодательство
· Лесное законодательство
· Горное законодательство
· Фаунистическое законодательство
· Законодательство об охране и использовании атмосферного воздуха
· Законодательство о природных территориях и объектах особой охраны
· Законодательство об экологической безопасности
Основные нормы экологического законодательства закреплены в принятой в 1996 г. Конституции Украины.
Из 159 статей Конституции Украины 15 статей имеют прямое или опосредованное отношение к охране природы, экологической безопасности и природопользованию. Это статьи 3, 13, 14, 16, 49, 50, 66, 85, 92, 106, 116, 119, 132, 138, 142. В них закреплены основные экологические права и обязанности граждан, сформулированы полномочия законодательной и исполнительной ветвей государственного управления. Таким образом, в Украине впервые создан надежный фундамент для возведения на нем всей системы экологического законодательства. И хотя нормы Конституции сформулированы в весьма общих терминах: обеспечение экологической безопасности, поддержание экологического равновесия, не причинение вреда природе, вместе с тем ясно, что достижение этих целей возможно прежде всего путем предотвращения или минимизации любых негативных воздействий человека на окружающую природную среду, создающих экологический риск.
Иерархию нормативно-правовых актов можно представить в таком виде.
1. Международные
конвенции и соглашения, принятые
Верховной Радой Украины (
2. Законы Украины
3. Подзаконные акты Верховной Рады Украины
4. Указы Президента Украины
5. Нормативно-правовые
акты Кабинета Министров
6. Общеобязательные акты Министерства экологии и природных ресурсов, других министерств и ведомств
7. Ведомственные акты органов государственного управления.
Регулирование
экологических правоотношений обеспечивается
также эколого-правовыми
Количество
действующих нормативно-
Всего в настоящее время действует более 400 актов экологического законодательства, в том числе около 80 законов и постановлений Верховной Рады Украины, около 40 Указов Президента, около 250 постановлений Кабинета Министров Украины. Для обеспечения их выполнения издано несколько сот приказов министерств и ведомств.
2.1 Общие положения и принципы
Первым
по времени создания и наиболее общим
и важным по значению рамочным законом,
в соответствии с которым строится
все экологическое
В преамбуле
и статье 1 закона сформулированы цели
и задачи экологического законодательства,
предусматривающие проведение такой
экологической политики, которая
была бы направлена на сохранение безопасной
для существования живой и
неживой природы окружающей среды,
защиту жизни и здоровья населения
от негативного воздействия, обусловленного
загрязнением окружающей природной
среды, достижение гармонического взаимодействия
общества и природы, охрану, рациональное
использование и
Важно, что в законе приведены 14 основных принципов охраны окружающей природной среды (статья 3). Однако, к сожалению, многие их них практически в значительной степени до настоящего времени не реализованы.
Это касается, например, приоритетности требований экологической безопасности, обязательности соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов, гарантирования экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей. В настоящее время в Украине экологические приоритеты отодвинуты на второй план, о чем свидетельствует хотя бы то, что далеко не весь объем средств, поступающих в государственный и местные бюджеты от сборов за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, фактически используется для уменьшения воздействия на окружающую среду основных источников ее загрязнения. При таком положении дел ни о каком гарантировании экологически безопасной среды не может быть и речи.
Принцип экологизации материального производства на основе комплексности экологических и технических решений также реализуется далеко не полностью. Это связано не только с тем, что процесс внедрения новейших технологий в Украине еще не приобрел сколько-либо заметного размаха, но и с тем, что в национальном законодательстве даже не упоминается такое принятое в развитых странах понятие, как “наилучшая доступная технология” (Best Аvailable Technology - BAT), которая является основой экологизации производства на Западе.
Продекларированный
в статье 3 закона принцип научно
обоснованного согласования экологических,
экономических и социальных интересов
общества на основе объединения междисциплинарных
знаний экологических, социальных, естественных
и технических наук и прогнозирования
состояния окружающей природной
среды носит чисто
Экологические права граждан и их гарантии более детально, чем в Конституции, выписаны в статьях 9, 10, 11 закона. Однако приходится признать, что не все из девяти пунктов статьи 9 о правах граждан осуществляются везде, всегда и в полной мере.
Это относится
к случаям нарушения
Раскрывая
конституционные нормы
В разделах III и IV закреплены полномочия законодательной и исполнительной ветвей органов государственной власти в области охраны окружающей природной среды.
В рамочном законе также выписаны нормы относительно:
· наблюдения, прогнозирования, учета и информирования
· экологической экспертизы
· стандартизации и нормирования
· контроля и надзора
· регулирования
использования природных
· экономического механизма охраны окружающей природной среды
· мер экологической безопасности
· охраняемых территорий
· чрезвычайных экологических ситуаций
· споров и ответственности
· международных отношений.
Общие положения рамочного закона получили развитие в Законе Украины «Об экологической экспертизе» (1995 г.), в отдельных разделах других законов: о здравоохранении (1992 и 1994 гг.), о собственности (1991 г.), о предприятиях и предпринимательстве (1991 г.), об информации (1992 г.), о налогообложении (1991 г.); в Кодексе Украины об административных правонарушениях, в Уголовном кодексе Украины и других законодательных актах.
С этой же целью Кабинет Министров принял ряд подзаконных актов. Среди них положения о порядке выдачи разрешений на специальное использовании природных ресурсов, установления лимитов их использования, положение о государственном мониторинге окружающей природной среды. Ряд постановлений Кабинета Министров регулирует деятельность экологической инспекции.
В 1999 г.
Кабинет Министров Украины
Земля
Основным правовым документом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс Украины (1990 г., изм. 1992 г.). Его цель - создание условий для рационального использования и охраны земель, равноправного развития всех форм собственности на землю и хозяйствования, сохранения и воспроизводства плодородия земель, улучшения природной среды, охраны прав граждан, предприятий, учреждений и организаций на землю.