Принципы экологического законодательства Украины и экономико – экологическая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Экологическое законодательство Украины как самостоятельная отрасль права начало формироваться в 1990 г. после принятия Декларации о государственном суверенитете Украины. В разделе этой Декларации «Экологическая безопасность» провозглашено право Украины самостоятельно устанавливать порядок организации охраны природы на ее территории и порядок использования природных ресурсов. Год спустя, в 1991 г. Верховная Рада (Парламент) Украины приняла первый экологический закон «Об охране окружающей природной среды», который определил правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущих поколений.

Работа содержит 1 файл

самостоятельная по региональной.docx

— 30.33 Кб (Скачать)

Кодекс  регулирует вопросы собственности  на землю, ее использования и аренды, определяет компетенцию органов  государственного управления в области  регулирования земельных отношений.

Вода

Водные  отношения в Украине регулируются Водным кодексом (1995 г.) и другими актами законодательства. Их цель - обеспечить сохранение, научно обоснованное, рациональное использование вод, воспроизводство водных ресурсов, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предотвращение вредных действий вод и ликвидацию их последствий, улучшения состояния водных объектов, а также охрану прав водопользователей.

Кодекс  устанавливает, что воды (водные объекты) являются исключительной собственностью народа Украины и предоставляются  только в пользование.

Леса

Лесные  отношения в Украине регулируются Лесным Кодексом (1994 г.) и другими актами законодательства. Их цель - обеспечить повышение продуктивности, охраны и воспроизводства лесов, усиление их полезных свойств, удовлетворение нужд общества в лесных ресурсах на основе их научно обоснованного рационального использования.

Кодекс  устанавливает, что все леса являются собственностью государства. Земельные  участки лесного фонда могут  предоставляться в пользование. Он определяет компетенцию законодательных  и исполнительных органов власти в области регулирования лесных отношений и участие в этом граждан и их объединений, а также  права и обязанности лесопользователей.

Недра

Горные  отношения в Украине регулируются Кодексом Украины в недрах (1994 г.), Горным законом Украины (1999 г.) и другими актами законодательства. Их цель -- обеспечение рационального, комплексного использования недр для удовлетворения нужд в минеральном сырье и других нужд общественного производства, охраны недр, гарантирования безопасности людей, имущества и окружающей природной среды при пользовании недрами, а также охраны прав и законных интересов предприятий учреждений, , организаций и граждан.

Фауна

Отношения в области охраны, использования  и воспроизводства животного  мира на территории Украины (исключая домашних животных) регулируются Законом  Украины «О животном мире» (1993 г., изм. и доп. 1996 г.) и другими актами законодательства. Их цель - сохранение и улучшение среды пребывания диких животных, обеспечения условий постоянного существования всего видового и популяционного разнообразия животных в состоянии естественной свободы, неволи или в полусвободных условиях.

Закон дает определение объектов животного  мира, относящихся к природным  ресурсам общегосударственного значения. Субъектом права общегосударственной  собственности на животный мир является государство в лице Верховной  Рады Украины. Закон устанавливает  право коллективной и частной  собственности на отдельные объекты  животного мира. В нем сформулированы основные требования и принципы охраны, рационального использования и  воспроизводства животного мира, права и обязанности граждан в этой области. В законе закреплены формы и виды использования объектов животного мира, обязанности пользователей.

Атмосферный воздух

Правовые  и организационные основы и экологические  требования в области охраны атмосферного воздуха определяет Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» (1992г., изм. 2001 г.).

Закон направлен на сохранение и восстановление природного состояния атмосферного воздуха, создание благоприятных условий  для жизнедеятельности, обеспечение  экологической безопасности и предотвращение вредного влияния атмосферного воздуха  на здоровье людей и окружающую природную  среду.

Закон регламентирует вопросы стандартизации и нормирования в области охраны атмосферного воздуха, меры по его охране (регулирование выбросов, организационно-экономические  меры, требования к проектированию, строительству и реконструкции  предприятий и др.). В нем рассмотрены вопросы контроля, учета и мониторинга, а также перечислены виды правонарушений, влекущие за собой ответственность в соответствии с законом.

Территории  и объекты особой охраны

Законодательство  Украины о природных территориях  и объектах особой охраны (природоохранное  законодательство) включает Законы Украины «О природно-заповедном фонде Украины» (1992 г.) и «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» (1995 г.), Положение о Красной книге Украины (1992 г.), другие акты законодательства.

Эти акты определяют правовые основы природоохранной  деятельности на территориях (акваториях), подлежащих особой охране. В них  регламентированы вопросы классификации, форм собственности, видов использования, управления, природоохранных требований, ответственности за нарушение законодательства.

Экологическая безопасность

В этом разделе условно объединены та акты законодательства, которые не вошли  в приведенные выше разделы, и  прежде всего, относящиеся к химической и ядерной безопасности, а также  к отходам. Основными правовыми  актами являются Законы Украины: «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» (1991 г.), «О пестицидах и агрохимикатах» (1995 г.), «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» (1995 г.), « Об обращении с радиоактивными отходами» (1995 г.), «О гражданской обороне» (1993 г.), «О чрезвычайном состоянии» (1992 г.), «О защите человека от воздействия ионизирующих излучений» (1998г.), «Об отходах» (1998 г.).

 
3. ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА. ЕГО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

Право строится и функционирует на определенных принципах, отражающих его главные  особенности, а также выражающих его сущность и социальное назначение. Этими принципами должны руководствоваться  все участники правоотношений –– органы законодательной, исполнительной и судебной власти, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и формирования, а также индивиды, т.е. граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории нашего государства.

Принципы  экологического права –– это основные руководящие начала и общеобязательные правила, закрепленные в эколого-правовых нормативных актах и призванные содействовать реализации государством базовых задач экологической  политики.

Традиционно принципы экологического права разделяют  на две группы. Во-первых, следует  выделить общие принципы, которые  определяют сущность права в целом: принципы социальной справедливости и  свободы; законности; равенства всех перед законом; единства юридических  прав и обязанностей; ответственности  за совершенные правонарушения и  др.

Отраслевые  принципы, т.е. присущие непосредственно  отрасли экологического права в  украинском законодательстве отражены в статье 3 Закона Украины «Об  охране окружающей природной среды». Ими являются:

-        приоритетность требований экологической безопасности, обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности;

-        гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей;

-        предупредительный характер мероприятий по охране окружающей природной среды;

-        экологизация материального производства на основе комплексности решений в вопросах охраны окружающей природной среды, использование и воспроизводство восстанавливаемых природных ресурсов, широкого внедрения новейших технологий;

-        сохранение пространственного и видового разнообразия и целостности природных объектов и комплексов;

-        научное обоснование согласования экономических, экологических и социальных интересов общества на основе объединения междисциплинарных знаний экологических, социальных, естественных и технических наук и прогнозирование состояния окружающей природной среды;

-        обязательность экологической экспертизы;

-        гласность и демократизм при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей природной среды, формирование у населения экологического мировоззрения;

-        научно обоснованное нормирование влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

-        безвозмездность общего и возмездность специального использования природных ресурсов для хозяйственной деятельности;

-        взыскание платы за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов, компенсация ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды;

-        разрешение вопросов охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов с учетом антропогенной изменяемости территории, совокупных действий факторов, которые негативно влияют на экологическую обстановку;

-        объединение мер стимулирования и ответственности в деле охраны окружающей природной среды;

-        разрешение проблем охраны окружающей природной среды на основе широкого международного сотрудничества.

Экологическое право, являясь самостоятельной  отраслью права, напрямую взаимодействует  с другими отраслями права, которые  имеют отличный от экологического права  предмет и метод правового  регулирования.

Так, в  административном праве предусматривается  большое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды: это прежде всего нормы, предусматривающие административную ответственность за экологические правонарушения.

Уголовное право Украины также содержит немало эколого-правовых норм, закрепляющих общественную опасность совершаемых  деяний. Уголовный Кодекс Украины  содержит несколько разделов, в которых  сосредоточены экологические преступления, подлежащие уголовному наказанию: –– «Преступления против собственности», «Преступления против окружающей природной среды», «Преступления против общественной безопасности», «Преступления против безопасности производства», «Преступления против общественного порядка и моральности» и «Преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка».

Следует отметить, что взаимодействие экологического права с другими отраслями  права происходит, как правило, на заключительной стадии, т.е. тогда, когда  наступает необходимость применения мер эколого-правовой ответственности. Об этом свидетельствует также взаимосвязь  экологического права с гражданским  и трудовым правом, поскольку данные отрасли регулирует порядок применения мер дисциплинарной и имущественной  ответственности. Трудно назвать отрасли  права, с которыми не взаимодействовало  бы экологическое право. В этот перечень можно включить хозяйственное и  финансовое право, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные нормы  и т.д.

Можно считать, что только брачно-семейное право не имеет прямого отношения  к регулированию охраны окружающей среды, хотя можно с уверенностью утверждать, что процесс укрепления семьи, ее благоденствие во многом определяется благоприятными условиями жизни. 
 
 

Ответственность за экологические правонарушения —  это обязанность соблюдать нормы  взаимоотношений общества и природы  в целях сохранения экологических  и экономических интересов. В  основе экологической ответственности  лежит экологическое правонарушение. Ответственность за экологические правонарушения имеет две формы — экономическую и юридическую, которые регулируются административно-правовыми методами. Единство цели и общность интересов позволяют рассматривать экономико-правовой комплекс как единый блок ответственности человека перед природой.

Эколого-экономическая  ответственность в отличие от юридической, которая наступает по факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда и состоит из следующих функций:

- стимулирующая (проявляется в наличии экономических и правовых стимулов);

- компенсационная (восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации);

- превентивная (предупреждение контрагента путем применения мер наказания и взыскания ущерба);

- карательная (наказание лица в совершении экологического правонарушения). Действие экологической ответственности проявляется через эколого-экономический механизм путем обязательных платежей предприятий за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы, захоронение вредных отходов, а также за возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии земель, например под строительство. Существует и взимание платы за использование вод в промышленности. Таким образом, во всех случаях присутствуют два момента: плата за пользование природными ресурсами (воздуха, воды и т.д.) и материальный интерес. Компенсация за нанесенный ущерб является инструментом стимулирования природоохранной деятельности.

Информация о работе Принципы экологического законодательства Украины и экономико – экологическая ответственность