Рынок прав на загрязнение окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:17, реферат

Описание работы

Выбор оптимальной формы интернализации внешних эффектов не может осуществляться по шаблону. Он определяется спецификой конкретной ситуации, формой внешнего эффекта и практической целесообразностью достижения результата с наименьшими издержками. Степень участия государства в интернализации внешних эффектов зависит от масштабов охвата внешними эффектами населения, размером нанесенного ущерба, величиной необходимых трансакционных издержек по его устранению.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

    Основным  понятием ординалистской теории полезности считается предельная норма замещения MRSколичество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. 
 
 
 
 

     Предельная  норма замещения двух благ, взятых в определенном количественном соотношении, графически выражается наклоном касательной к кривой безразличия в точке, представляющей это сочетание. Так, в случае, представленном на рис. 2.4, предельная норма замещения блага Y благом X равна тангенсу угла наклона кривой безразличия:  .

    Значения  предельной нормы замещения двух благ всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого.

    На  рис. 2.5 предельная норма замещения одежды продуктами питания представляет собой максимальное количество одежды, от которого готов отказаться человек, чтобы получить одну дополнительную единицу продуктов питания. Из-за выпуклости кривой безразличия к началу координат абсолютное значение MRS уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия слева направо, т.е. потребитель соглашается отдавать все меньшее количество замещаемого блага (одежды) за одно и то же количество замещающего (продукты питания).

     При потреблении  практически любого товара наступает  момент насыщения, за пределами которого данный товар перестает быть для потребителя желанным. Дальнейшее увеличение потребления этого товара приводит не к росту полезности, а к ее убыванию. В точке А (рис. 2.6) находится самый лучший для потребителя набор. Карта предпочтений делится на четыре квадранта, и только в I выполняется аксиома ненасыщения. В теории поведения потребителей в основном изучается выбор в пределах этого квадранта. В квадранте II представлен набор кривых безразличия для X – блага и – антиблага (потребление насыщено по товару Y), в квадранте IV – обратная ситуация, в квадранте III наблюдается перенасыщение по обоим благам.

    Количественная  и порядковая теории полезности –  это теории, построенные на основе различных предположений о поведении потребителей, при этом имеющие много общего:

    • кривые безразличия в порядковой теории можно рассматривать как линии уровня функции общей полезности TU = f(X, Y) в количественной теории;
    • предположение об уменьшающейся предельной норме замещения в порядковой теории имеет тот же смысл, что и закон убывающей предельной полезности в количественной теории;
    • .

    Кривые  безразличия позволяют выявить  потребительские предпочтения, однако при этом не учитываются: цены товаров и доход потребителя. Они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение, показывающее все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах.

    Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения)это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых доход потребителя тратится полностью.

     Точки пересечения  бюджетной линии с осями координат  можно получить следующим образом. Если потребитель весь свой доход расходует только на покупку товара X, то он сможет приобрести единиц этого товара, аналогично единиц товара Y (рис. 2.7). Наклон бюджетной линии равен коэффициенту при X в уравнении бюджетной линии. Экономический смысл данного наклона состоит в измерении альтернативной стоимости товаров, в данном случае стоимости одной единицы товара X в единицах товара Y.

    Например, товар X – столовое вино ценой 20 тыс. руб. за бутылку, а Y – безалкогольный напиток ценой 5 тыс. руб. за бутылку. Тогда, купив на одну бутылку меньше вина, потребитель имеет дополнительные 20 тыс. руб. для покупки четырех дополнительных бутылок безалкогольного напитка, т.е. альтернативная стоимость одной бутылки вина составляет четыре бутылки безалкогольного напитка.

     Из уравнения  бюджетной линии следует, что бюджетная линия имеет отрицательный наклон; угол ее наклона определяется соотношением цен, а отдаленность от начала координат – величиной бюджета.

    Если  при фиксированных ценах благ изменяется бюджет потребителя, то происходит параллельный сдвиг бюджетной линии. Наклон бюджетной линии не изменится, поскольку он определяется только соотношением цен. При увеличении дохода и неизменных ценах будет наблюдаться параллельный сдвиг бюджетной линии вверх (рис. 2.8).

     Если при фиксированном бюджете и неизменной цене блага Y цена блага X изменяется, то изменяется наклон бюджетной линии (рис. 2.9). Происходит поворот бюджетной линии вокруг точки пересечения бюджетной линии с вертикальной осью координат: угол наклона уменьшается при удешевлении товара (снижении цены на величину a) и увеличивается – при его подорожании (росте цены на величину a). Это объясняется изменением максимального количества потребления товара X.

     Оптимальный набор потребительских благ должен находиться на бюджетной линии и предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание. Совмещение линии бюджетного ограничения и карты кривых безразличия позволяет определить равновесное положение потребителя, которое достигается в точке A (рис. 2.10), где линия бюджетного ограничения касается кривой безразличия U2.

    Точки B и С пресечения бюджетной линии и кривой безразличия U1 не могут быть равновесными, т.к. точки на кривой безразличия U1 обладают меньшей совокупной полезностью, чем точки кривой безразличия U2. Точки же кривой безразличия U3 хотя и обладают большей совокупной полезностью, но лежат за пределами бюджетного ограничения.

    В точке А наклоны бюджетной  линии и кривой безразличия совпадают. Наклон бюджетной линии равен  . Наклон кривой безразличия равен . Это условие можно интерпретировать следующим образом: соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения.

    Оптимальное решение, представленное на рис. 2.10, называют внутренним оптимумом, так как точка А лежит внутри двумерного пространства товаров. Однако в некоторых ситуациях бюджетная линия, прямая и кривая безразличия имеют разный наклон на всем их протяжении, и точки их касания не существует. В этом случае оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию, и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной линией, одной из осей координат и кривой безразличия (рис. 2.11).

    Оптимальный выбор потребителя достигается  либо в точке А (рис. 2.11, a), если , либо в точке B (рис. 2.11, б), если .

    Рис. 2.11. Угловое решение задачи выбора потребителя 

    ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ.

       Но  на выбор потребителя влияют не только бюджетное ограничение и кривые безразличия, но и другие факторы:

    Культурные  факторы

           Самое сильное влияние на поведение  потребителя оказывают культурные факторы, особенно общий его уровень, принадлежность к определенной субкультуре и социальному классу

    Социальные  факторы

          Кроме культурных на потребительское  поведение оказывают влияние  такие социальные факторы, как  референтные группы, семья, роли и статусы.

    Личностные  факторы

           На решение покупателя влияют  его личностные характеристики: возраст и этапы жизненного  цикла семьи, работа, экономическое  положение, образ жизни, особенности  характера и самооценка.

    Психологические факторы

           На выбор покупателем товара воздействуют 4 основных психологических фактора - мотивация, восприятия, усвоение, убеждения и отношения.

    Решив задачу оптимального выбора потребителя  можно найти количества товаров X и Y, максимизирующие полезность потребителя при данном бюджетном ограничении. Эти количества (X* и Y* – координаты точки оптимума потребителя) отражают спрос потребителя на указанные товары. Определим характер зависимости спроса, проследив динамику изменения спроса на товар при изменении цен и дохода.

    При снижении цены Р1 до Р2 бюджетная линия поворачивается против часовой стрелки. Покупатель может теперь приобрести больше товара X, если он израсходует на него весь свой доход. В то же время ему становятся доступными все более удаленные от начала координат кривые безразличия. Оптимум потребителя смещается из точки E1 в точку E2. Соединяя все подобные точки, получим линию, называемую кривой «цена – потребление». Она представляет множество всех оптимальных комбинаций товаров X и Y при изменении цены товара X.

Таким образом, кривая, связывающая все точки  равновесия потребителя при изменении в ценах, представляет собой кривую «цена – потребление».

Рис. 2.19. Построение кривой

  «цена – потребление» и кривой спроса

    На  основе кривой «цена-потребление» можно  построить линию индивидуального спроса (нижняя часть рис. 2.19). Если потребитель покупает Х1 товара X при цене Р1 и X2 при цене Р2, то на основании этой информации можно построить кривую спроса D.

    Кривая  «цена – потребление» аналогично кривой «доход – потребление» дает информацию о характере изменения величины спроса по обоим товарам. На рис. 2.19 кривая «цена – потребление» и кривая спроса представлены для нормального товара; с падением цены товара X количество спроса на товар Y растет. Товар Y выступает по отношению к товару X комплиментом, и кривая «цена – потребление» имеет положительный наклон. Однако при сохранении отрицательности наклона кривой спроса на X, Y может выступать по отношению к X и субститутом; изменения цены товара X и величины спроса Y однонаправленны; кривая «цена – потребление» имеет положительный наклон. В случае, когда величина спроса на Y не реагирует на изменения цены товара X (X и Y независимы), кривая «цена – потребление» горизонтальна.

     На рис. 2.20 кривая «цена – потребление» имеет отрицательный наклон, а кривая спроса – положительный. Кривая «цена – потребление» построена для некачественного товара. Товар, для которого положительный наклон кривой спроса сочетается с некачественностью, называется товаром Гиффена. Однако положительный наклон кривой спроса потребителя на тот или иной товар может и не сочетаться с некачественностью данного товара.

    Кривая  спроса у каждого потребителя  своя, т.е. она отличается от кривых спроса других потребителей, поскольку люди неодинаковы. Будем различать индивидуальный и рыночный спрос.

    Индивидуальный  спрос (спрос конкретного потребителя) – это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

    Рыночный  спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене блага. Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.

    В ходе формирования рыночного спроса возникают социальные эффекты, усложняющие этот процесс из-за образования обратных связей между индивидуальным и рыночным спросами. Среди аргументов функции индивидуального спроса может оказаться объем рыночного спроса. Наиболее известны два таких эффекта.

    Эффект  подражания выражается в том, что индивид увеличивает свой спрос на благо, если растет число покупателей последнего.

    Эффект  сноба – явление, противоположное эффекту подражания. Объем спроса «сноба» тем меньше, чем больше данного блага покупают другие. Особой разновидностью эффекта сноба является эффект престижа, выражающийся в покупке благ, обладание которыми подчеркивает исключительность их владельцев, позволяющих себе то, что недоступно другим.

      Взаимосвязь факторов производства. Предельная норма  технологического замещения. Равновесие производителя.

      Все рынки в экономической теории делятся на две большие группы:

  • рынки потребительских благ;
  • рынки факторов производства (производственных ресурсов).

     Факторами производства называют те производственные ресурсы, которые включены в процесс производства благ.

Информация о работе Рынок прав на загрязнение окружающей среды