Виды органов государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение видов органов государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть цели и задачи управления экологией и природопользованием.
2. Исследовать структуру органов управления экологией и природопользованием на федеральном уровне.
3. Рассмотреть основные полномочия органов управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов……………………………………………………………….…....5
Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..23
Литература………………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

к.р экологическое право.docx

— 48.16 Кб (Скачать)

     Кроме этих трех ведомств, окружающую среду  фактически контролирует Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, входящая в систему Министерства здравоохранения и социального развития, а также Россельхознадзор, который тоже наделен полномочиями по регулированию природопользования и контроля за состоянием окружающей среды.

     При этом полномочия этих органов не были четко определены, в результате чего произошло их дублирование, а, следовательно, общее увеличение численности аппарата при недостатке его в каждом конкретном органе. Например, контроль и надзор за водными биологическими ресурсами  и средой их обитания возложены на Росприроднадзор и Россельхознадзор.

     Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразована  в Федеральную службу по надзору  в сфере природопользования (Росприроднадзор), а функции в сфере экологического надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

     Дополнительные  изменения в управление природопользованием  и охраной окружающей среды по распределению прав, обязанностей и  ответственности между уровнями власти внес Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122 – ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     В сфере природопользования, среди  основных изменений, внесенных этим законом, можно выделить перераспределение  прав и ресурсов на уровень федеральный, а ответственности за состояние  природной среды – на уровень  региональных.

     Министерство  природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

     Министерство  природных ресурсов Российской Федерации  на основании и во исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также  разрабатывает и представляет в  Правительство Российской Федерации  проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

     а) геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

     б) использование, охрана, защита лесного  фонда и воспроизводство лесов;

     в) использование и охрана водных объектов;

     г) эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных  систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

     д) охрана, использование и воспроизводство  объектов животного мира и среды  их обитания;

     е) особо охраняемые природные территории;

     ж) охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности;

     з) охрана атмосферного воздуха;

     и) обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

     к) совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

     Важнейшую роль в управленческой деятельности в сфере природопользования и  охраны окружающей среды играют подведомственные Министерству природных ресурсов РФ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов, а также Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, подведомственная непосредственно Правительству.

     Министерство  осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его  ведении федеральной службы и  федеральных агентств. Оно самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в частности:

     – о порядке государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых;

     – о порядке переоформления лицензий на пользование участками недр;

     – требования к использованию и охране водохранилищ, а также по другим вопросам, указанным в Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства №370 от 22 июля 2004 г.2

     Приказом  Министерства природных ресурсов РФ от 10 августа 2004 г. №608 утверждена структура Министерства.

     Федеральная служба по надзору  в сфере природопользования (Росприроднадзор). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. №370» была утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.3

     Росприроднадзор осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения и является:

     – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования;

     – уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

     – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности.

     Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • осуществляет контроль и надзор:
  • в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
  • в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
  • за использованием и охраной водных объектов;
  • за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
  • за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
  • за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;
  • государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий;

     В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 2007 г. функции осуществления государственного лесного контроля и надзора переданы субъектам Российской Федерации.

     В полномочия региональных управлений Росприроднадзора дополнительно включены функции:

     – государственного пожарного надзора в лесах;

     – контроля за исполнением органами власти субъекта переданных им полномочий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора;

     – осуществления контроля за исполнением субъектом федерации переданных полномочий по организации государственного лесного контроля и ряда функций в соответствии с Водным кодексом России.

     Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Свою деятельность оно осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации.

     Агентство организует:

     – государственное геологическое изучение недр и экспертизу проектов этого изучения;

     – проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых; проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами;

     – проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

     – экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий, использования имущественного комплекса, а также выполняет другие функции, указанные в Положении о нем, утвержденном постановлением Правительства от 17 июня 2004 г.4

     Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

     Агентство реализует свою деятельность непосредственно  или через свои территориальные  органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации. Агентство организует:

     – перераспределение водных ресурсов водных бассейнов, находящихся в федеральной собственности;

     – подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;

     – подготовку и осуществление противопаводковых мероприятий;

     – проведение государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.

     Агентство осуществляет ведение государственного реестра договоров пользования  водными объектами и государственного водного кадастра, Российского регистра гидротехнических сооружений; управление водным фондом; планирование рационального  использования водных объектов, а  также другие функции, указанные  в Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г.5

     Федеральное агентство лесного  хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы или подведомственные организации.

     Агентство организует:

     – предоставление гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде;

     – осуществляет государственный мониторинг лесов, государственный учет лесного фонда, владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде;

     – установление возраста рубок;

     – утверждает расчеты лесосек;

     – ведет государственный лесной кадастр;

     – организует оказание лесопользователям помощи в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевными и посадочными материалами, проведение лесоустройства;

     – осуществляет деятельность государственной лесной охраны Российской Федерации, за исключением функций государственного контроля и надзора.

     Для реализации перечисленных и других функций, указанных в Положении, утвержденном Постановлением Правительства  от 16 июня 2004 г.6, Агентство наделено необходимыми правами.

Информация о работе Виды органов государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды