Земли облость охраняемых территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Земля – ресурс особого рода, один из важнейших компонентов окружающей среды. Контроль над ней является важнейшим условием государственности. Статьей 9 Конституции РФ определено, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Земля – основа жизни и деятельности любого человеческого общества. Она представляет собой главный объект хозяйственной деятельности человека1.

Работа содержит 1 файл

курсач экологическое право.docx

— 68.66 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПОВЕДНИКАХ

Государственные природные заповедники и национальные парки призваны обеспечить качественное функционирование естественных экологических систем и природных комплексов, заключенных в их границы, кроме того, они обеспечивают качество окружающей среды на региональном и глобальном уровнях. Хотя законодательстве нигде напрямую не сказано, что функционирование и развитие заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий обеспечивают экологические права граждан, однако это очевидно.

В преамбуле Экологической  доктрины Российской Федерации от 31 августа 2002 г. подчеркнуто, что сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

В пункте 3 сказано, что для сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности, необходимо «создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и страны в целом, сохранение уникальных природных комплексов».

В пункте 4 указа  Президента «О государственной стратегии  Российской Федерации но охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236 говорится, что развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий является одним из элементов сохранения, защиты и восстановления экосистемы Земли.

Таким образом, особо  охраняемые природные территории имеют, своего рода, двойное предназначение. Если в Экологической доктрине говорится, что особо охраняемые природные территории являются неотъемлемым компонентом для сохранения природы на уровне региона, то в соответствии с названной стратегией они имеют глобальное значение, что подтверждается и ч. 6 указа Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Кроме того, в концепции указано, что для оздоровления окружающей среды предлагается постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды (ч. 1)20.

Казалось бы, все основания для развития особо  охраняемых природных территорий имеются, как существует и необходимость  этого. Распоряжением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 572-р был одобрен перечень государственных природных заповедников и национальных парков, рекомендуемых для организации на территории РФ в 1994-2005 гг. Перечень предусматривал создание в Российской Федерации 72 государственных природных заповедников общей площадью свыше 16 млн. га и 42 национальных парка общей площадью свыше 10 млн. га. Общая площадь государственных природных заповедников и национальных парков должна была составлять 3,2% от всей территории страны (54,5 млн. га). Однако из 114 запланированных к созданию особо охраняемых природных территорий, создано было всего 23, а аналогичным распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 725-р «О перечне государственных природных заповедников и национальных парков которые предусматриваются организовать на территории Российской Федерации в 2001-2010 годах» предыдущее распоряжение было вовсе отменено. Вместо 91 особо охраняемой природной территории, предусмотренной к организации заповедников и национальных парков, вновь принятым распоряжением предусматривалось создать всего 21, но и это распоряжение реализовано не было.

Необходимо отметить, что в России до сих пор не предусмотрена обязательная для исполнения, программа развития особо охраняемых природных территорий, в которой устанавливались бы сроки реализации и участки природы, предназначенные под создание особо охраняемых природных территорий. Полагаю, что в базовом законе целесообразно закрепить положение, в котором было бы закреплено, что создание и функционирование особо охраняемых природных территорий является одним из элементов, обеспечивающим реализацию экологических прав граждан, а развитие и совершенствование особо охраняемых природных территорий является обязанностью государства.

Сегодня основным препятствием совершенствования и  развития государственных природных заповедников и национальных парков является недостаток бюджетного финансирования. Об этом официально сообщает Министерство финансов Российской Федерации.

Возможно, в какой-то мере проблему финансирования создания новых заповедников и национальных парков поможет привлечение материальных и иных ресурсов со стороны экологической общественности, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. При этом, разумеется, необходимо решить вопрос о соответствии таких действий пункту 1 ст. 11 Закона об особо охраняемых природных территориях, где указано, что государственные природные заповедники создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения21.

Общественные экологические  организации и граждане могли  бы участвовать в финансировании деятельности заповедников, осуществлять научно-исследовательские мероприятия либо брать в аренду     территории для осуществления определенных функции по их управлению.

Следует отметить, что в России уже есть небольшая  практика предоставления экологическим организациям и частным лицам в аренду природных территорий под создание особо охраняемых природных территорий. Так, в Амурской области на территории Муравьевского заказника Социально-экологический союз взял в аренду земельный участок (представляющий огромную ценность для сохранения популяции редких видов птиц), где организовал неправительственную особо охраняемую природную территорию —"Муравьевский парк устойчивого развития".

Но в тоже время, к практике передачи в аренду природных  территорий под создание иных, кроме заповедников, особо охраняемых природных территорий необходимо относиться с большой осторожностью, так как вероятность подмены охраны природы коммерческой выгодой велика.

Представляется, что для привлечения финансовых ресурсов экологической общественности, регионов, органов местного самоуправления в целях создания новых заповедников, государственному органу, в ведении которого они находятся, необходимо вступить с ними в соответствующий диалог для решения указанных проблем.

Кроме вышеуказанного, полагаю необходимым предусмотреть  следующие меры для совершенствования правового режима государственных природных заповедников и национальных парков.

 В Законе  об особо охраняемых природных  территориях целесообразно внести следующие изменения и дополнения:

В преамбулу Закона внести следующее понятие особо  охраняемым 
природным территориям. Особо охраняемые природные территории – участки планетарной поверхности, воздушного пространства над ними и подземного пространства под ним  и расположенные  в них  природные комплексы  и объекты,  которые имеют особое природоохранное,  научное, эстетическое, оздоровительное значение. В пункт 1 ст. 6 Закона об особо охраняемых природных территориях заменить «природоохранными, научно-исследовательскими учреждениями» на «особо охраняемыми природными территориями».

Кроме того, в  ст. 6 следует ввести запрет на использование  воздушного пространства над территорией  заповедников.

Внести   в   Закон   статью,   определяющую   права   и   обязанности 
природоохранных организаций.

В ст. 9 важно предусмотреть, что «территории заповедников зонироваться не могут, участки частичного хозяйственного использования могут выделяться в охранных зонах». А также закрепить норму, в которой бы предусматривалось, что индивидуальные положения о конкретных заповедниках не должны противоречить Закону об особо охраняемых природных территориях.

Также, в указанный  Закон целесообразно внести положения, согласно которым отношения по использованию, охране, собственности, изъятию, обороту природных комплексов и объектов заповедных зон национальных парков регулируются нормами о государственных природных заповедниках.

В ст. 1 Закона «Об  охране окружающей среды» следует закрепить 
норму, установив в ней, что воздушное пространство является одним из компонентов природной среды.

Полагаю, что  Закон о животном мире должен содержать  положения, запрещающие оборот объектов животного мира, находящихся на территориях  государственных природных заповедников, заповедных зонах национальных парков. То же самое можно отнести и  к Закону о недрах в отношении  недр.

В отраслевом законодательстве и в Законе об особо охраняемых природных территориях следует закрепить нормы, в соответствии с которыми, в случае их конфликта между отраслевым и специальным законодательством, применяются нормы, максимально отражающие интересы сохранения в естественном состоянии природы государственных природных заповедников и заповедных зон национальных парков.

Государственное управление в сфере государственных  природных 
заповедников и национальных парков необходимо осуществлять на основе разделения контрольно-надзорных и хозяйственно-управленческих функций. Федеральная     служба     осуществляет     контрольно-надзорные функции. Федеральное   агентство - хозяйственно-управленческие. Таким образом, представляется   целесообразным   создание   Федерального   агентства   особо охраняемых    природных    территорий,    а   также    создание    в    структуре Росприроднадзора полноценного отдела способного эффективно осуществлять контрольно-надзорные      функции в  области      функционирования государственных природных заповедников и национальных парков.

На органы, в  ведении которых находятся государственные  природные заповедники и национальные парки, необходимо возложить задачи по обеспечению реализации принципа снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, путем закрепления соответствующего положения в Законе об особо охраняемых природных территориях. Этого можно достичь на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов, закрепленных в ст. 3 Закона об охране окружающей среды.

В ст. 10 Федерального закон «О переводе земель или земельных  участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. целесообразно внести положение, в соответствии с которым, в случае рассмотрения вопроса перевода земель особо охраняемых природных территорий или их участков в другую категорию, устанавливается обязательность предварительного проведения всех необходимых природовосстановительных мероприятий на соответствующих особо охраняемых природных территориях с учетом долгосрочного характера.

Полагаю, что  применение указанных предложений  усилит правовой режим государственных природных заповедников и национальных парков, а также существенно снизит расходы федерального бюджета на обеспечение деятельности указанных особо охраняемых природных территорий, обеспечит развитие сети заповедников и национальных парков. При этом необходимо учитывать, что сохранение типичных и уникальных экосистем невозможно без решения множества социальных и иных проблем, к которым относятся проблемы материального и финансового обеспечения заинтересованных лиц (сотрудников заповедников и национальных парков, жителей районов, граничащих с рассматриваемыми особо охраняемыми природными территориями), повышения уровня экологического сознания и культуры, и др.

На основании  данного исследования можно сделать  вывод о том, что действующее законодательство, регулирующее отношения в сфере особо охраняемых природных территорий, оставляет еще много вопросов, от решения которых во многом зависят перспективы и возможности развития и совершенствования сети государственных природных заповедников и национальных парков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционно в  России природные заповедники рассматриваются как наиболее строгие по режиму охраны виды особо охраняемых природных территорий. В границах таких особо охраняемых природных территорий заключены самые ценные природные комплексы и системы нашей страны.

Развитие и  совершенствование строгих форм особо охраняемых природных территорий является существенным фактором сохранения экологических систем в естественном состоянии, снижения процесса сокращения биологического разнообразия, поддержания экологического баланса планеты.

С момента принятия Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ по настоящее время исследования, посвященные проблемам особо охраняемых природных территорий, проводились применительно ко всем категориям особо охраняемых природных территорий.

При определении  границ и природной составляющей любой категории особо охраняемой природной территории решающее значение имеет ее понятие.   

В   законодательстве   понятие   «особо   охраняемые   природные территории» не дает ясного представления о том, каковы пространственно-территориальные границы и берутся ли под охрану, например недра и воды. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты. В буквальном смысле такой территорией можно представить как полусферу, основанием которой является земная и водная поверхность, над которыми простирается воздушное пространство. Неясно, включают ли в себя участки земли недра, а водная поверхность - весь водный объект и находящуюся в нем фауну и флору. Кроме того, часть указанной формулировки (где располагаются природные комплексы и объекты) дает представление о том, что особо охраняемая природная территория является отдельным объектом регулирования в отрыве от природных комплексов и объектов. Для устранения этих недостатков в законодательстве об особо охраняемых природных территориях следует более четко определить пространственно-территориальные границы и указать на неразрывную ее связь с природными комплексами и объектами, расположенными в ее границах.

Согласно некоторым подсчетам, различными формами охраняемых территорий и уникальных природных комплексов охвачено ныне до 15 процентов площади  суши.

В России исторически сложилось  так, что при выделении первых уникальных и охраняемых природных  комплексов явно превалировал не эстетический, а ресурсный подход: первые охраняемые территории в начале столетия создавались  в основном для восстановления подорванных  запасов соболя и других ценных охотничьих животных.

  К сожалению, несмотря  на неоспоримую актуальность, процесс  выявления и организации охраны  уникальных природных комплексов  в нашей стране сильно затянулся,  и одной из основных причин  этого послужило отсутствие единого  мнения относительно целевого  назначения таких охраняемых  территорий. В результате чисто  теоретическое разногласие в  среде специалистов привели к  сильному торможению всего процесса. В итоге первыми российскими  уникальными природными комплексами  стали – национальные парки   «Лосиный остров» и Сочинский  – были учреждены только в  1983 г. (после создания в США  Йелоустона, первого НП в мире, прошло целое столетие).

Информация о работе Земли облость охраняемых территорий