Земли облость охраняемых территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Земля – ресурс особого рода, один из важнейших компонентов окружающей среды. Контроль над ней является важнейшим условием государственности. Статьей 9 Конституции РФ определено, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Земля – основа жизни и деятельности любого человеческого общества. Она представляет собой главный объект хозяйственной деятельности человека1.

Работа содержит 1 файл

курсач экологическое право.docx

— 68.66 Кб (Скачать)

Среди земель особо  охраняемых территорий три вида —  земли природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения уже давно известны. Впервые под такими названиями эти земли были выделены в землях соответствующей категории в 1991 г. после введения в действие ЗК РСФСР. Новый Земельный Кодекс только подтвердил необходимость сохранения указанных видов земель в составе земель особо охраняемых территорий. 

Земли особо охраняемых природных территорий в ранее  действовавшем земельном законодательстве также выделялись в землях соответствующей категории, но под другим названием «земли природно-заповедного назначения».

Пятым и новым  видом земель особо охраняемых территорий является иные особо ценные земли. Эти земли нельзя путать с особо ценными землями, которые относятся к другим категориям земель. В законодательстве, к сожалению, иногда одними и теми же словами обозначаются разные объекты. Использование соответствующих норм ЗК должно осуществляться с учетом этого обстоятельства.

Целевым назначением  таких земель является обеспечение сохранения природных комплексов, отдельных природных объектов путем полного или частичного ограничении хозяйственной деятельности на этих землях.

Другая отличительная  особенность правового режима земель особо охраняемых природных территорий заключается в том, что он распространяется на смежные с этими территориями земли. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Земли в границах территорий, на которых расположены  природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации11.

Особо охраняемые природные территории могут иметь  федеральное, региональное или местное  значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения как федеральная собственность находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения — собственность муниципальных образований — находятся в ведении органов местного самоуправления.

Территории государственных  природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Особо охраняемые природные  территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, Установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды. Государственное управление в отношении территорий государственных природных заказников, памятников природы. дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляется органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды – Министерством природных ресурсов РФ и некоторыми иными. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления12.

Ведется государственный  кадастр особо охраняемых природных  территорий. В него включаются сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ

Правовой режим земель, объявленных заповедниками, определен  в Федеральном законе «Об особо  охраняемых природных территориях». На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

 Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями. Цель их деятельности — сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

 Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников это федеральная собственность. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления14.

Гарантия сохранения этих территорий — запрет изъятия или  иного прекращения прав на земельные  участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные  природные заповедники (ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). Кроме того, природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством РФ.

На государственные природные  заповедники возлагаются следующие задачи:

охрана природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в  естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

экологический мониторинг в  рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; экологическое просвещение;

участие в государственной  экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных  и иных объектов;

содействие в подготовке научных кадров и специалистов в  области охраны окружающей природной  среды15.

Приказом Госкомэкологии России от 10 апреля 1998 г, № 205 было утверждено Положение о научно-исследовательской  деятельности государственных природных заповедников. Положение регулирует порядок осуществления прикладных и фундаментальных научных исследований в области экологии, биологии, почвоведения, физической географии и охраны окружающей среды, направленных на изучение природных комплексов и объектов и слежение за природными и антропогенными процессами. Цель научно-исследовательской деятельности заповедников заключается в оценке и прогнозе экологической обстановки, разработке научных основ охраны природы, сохранении ландшафтного и биологического разнообразия, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов и предотвращении ущерба экосистемам заповедников.

Государственный природный  заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. Территория государственного природного заповедника расширяется в том же порядке.

Особенность правового режима земель заповедника заключается  в том, что на прилегающих к  территориям заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, который также утверждает положения о ней. Территории государственных заповедников имеют режим особой охраны. В заповеднике запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. В них запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации. На их территориях допускаются только мероприятия и деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; экологический мониторинг; выполнение научно-исследовательских задач; ведение эколого-просветительской работы; осуществление контрольно-надзорных функций.

В государственных природных  заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические  системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный  природный заповедник, допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляемая в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике16.

Пребывание на территории заповедников граждан, не являющихся работниками  заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, введении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

В Положении о государственных  природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РСФСР от 18декабря 1991г. №48, предусмотрено, что на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе:

действия, изменяющие гидрологический  режим земель;

изыскательские работы и  разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;

рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков  лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования;

сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и  заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром;

строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций;

промысловая, спортивная и  любительская охота, иные виды пользования животным миром;

интродукция растений и животных с целью их акклиматизации;

применение минеральных  удобрений и химических средств  защиты растений;

сплав леса;

транзитный прогон домашних животных;

нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования;

сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках;

пролет самолетов и  вертолетов ниже 2000 м над сушен и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера;

иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач1718.

Особенности режима охраны государственных природных биосферных заповедников отражены в ст. 10 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Статус государственных природных биосферных заповедников имеют заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг19.

К территории государственных  природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования. Конкретный режим особой охраны территорий биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники.

Информация о работе Земли облость охраняемых территорий