Экологический кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 23:56, контрольная работа

Описание работы

Становление и развитие человеческого общества сопровождались локальными и региональными экологическими кризисами антропогенного происхождения. Можно сказать, что шаги человечества вперед по пути научно-технического прогресса неотступно, как тень, сопровождали негативные моменты, резкое обострение которых приводило к экологическим кризисам. Но ранее имели место локальные и региональные кризисы, поскольку само воздействие человека на природу носило преимущественно локальный и региональный характер, и никогда не было столь значительным, как в современную эпоху. Древние охотники могли, истребив животных на какой-либо территории, перейти на другое место; древние земледельцы могли, если почва подвергалась эрозии и продуктивность ее снижалась, освоить новые земли.

Содержание

Введение 3
1. Экологический кризис, его признаки 5
2. 7
3. Классификация и формы загрязнения. Загрязнители 12
3.1 Загрязнение атмосферы 12
3.2 Загрязнение пресноводных экосистем 13
3.3 Загрязнение морских экосистем 14
3.4 Загрязнение почвы 17
3.5. Другие загрязнения, воздействующие на человека 19
4. Последствия экологического кризиса. 21
5. Пути решения экологического кризиса 24
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Работа содержит 1 файл

экология.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     Поверхность почвы может быть загрязнена золой, оседающей из дыма ТЭЦ, работающих на угле, предприятий по производству цемента, огнеупорного кирпича и  т.д. Для предотвращения этого загрязнения  на трубах устанавливают специальные  пылеуловители.

     2.5. Другие загрязнения, воздействующие на человека

     Шумовое загрязнение. Источником шумового загрязнения может быть промышленное предприятие или транспорт. Особенно сильный шум производят тяжелые самосвалы и трамваи. Шум влияет на нервную систему человека, и потому в городах и на предприятиях проводятся мероприятия по шумозащите. Железнодорожные и трамвайные линии и дороги, по которым проходит грузовой транспорт, нужно выносить из центральных частей городов в малонаселенные районы и создавать вокруг них зеленые насаждения, хорошо поглощающие шум. Самолеты не должны летать над городами.

     Шум измеряют децибелах. Тиканье часов - 10 дб, шепот - 25, шум от оживленной магистрали - 80, шум самолета при взлете - 130 дб. Болевой порог шума - 140 дб. На территории жилой застройки днем шум не должен превышать 50-66 дб.

     Радиационное  загрязнение.

     Естественный  радиоактивный фон воздействует на каждого человека, даже на того, который  не соприкасается в работе с АЭС  или ядерным оружием. Все мы за свою жизнь получаем определенную дозу радиации, 73% которой приходится на излучения природных тел (например, гранита в памятниках, облицовке домов и пр.), 14% - на медицинские процедуры ( в первую очередь от посещения рентгеновского кабинета) и 14% - на космические лучи.

     За  жизнь (70 лет) человек может без большого риска, набрать радиацию в 35 бэр (7 бэр от естественных источников, 3 бэра от космических источников и рентгеновских аппаратов). В зоне Чернобыльской АЭС в наиболее загрязненных участках можно получить до 1 бэра за час. Мощность излучения на кровле в период тушения пожара на АЭС достигала 30.000 рентген в час и потому без радиационной защиты (свинцового скафандра) смертельную дозу облучения можно было получить за 1 минуту.

     Часовая доза радиации, смертельная для 50% организмов, составляет 400 бэр для человека, 1000-2000 - для рыб и птиц, от 1000 до150.000 - для растений и 100.000 бэр для насекомых. Таким образом, самое сильное загрязнение - не помеха для массового размножения насекомых. Из растений наименее устойчивы к радиации деревья и наиболее устойчивы травы.

     Загрязнение бытовым мусором.

     Количество  накапливающегося мусора постоянно  растет. Сейчас его на каждого горожанина приходится от 150 до 600 кг в год. Больше всего мусора производят в США (520 кг в год на одного жителя), в Норвегии, Испании, Швеции, Нидерландах - 200-300 кг, а в Москве - 300-320 кг. 

     3. Последствия экологического кризиса.

     Деградация  окружающей природной среды прежде всего сказывается на здоровье человека и состоянии его генетического  фона. Более 20% территории России находится в критическом экологическом состоянии, в районах экологического бедствия. Более 70 млн. (из 150 млн.)  населения страны дышит воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами, в5 раз и более превышающими допустимые нормы.

     Сокращается рождаемость и увеличивается смертность населения, особенно детская. Каждый рождается генетически неполноценным (при 13% общество обречено на вымирание). У 45% призывников в армию выявлены нарушения психики. Сейчас более 70% населения имеет ослабленное здоровье, из них 60 млн. человек относится к числу хронически больных, либо физически неполноценных. Каждая четвертая женщина не может родить здорового ребенка по генетическим обстоятельствам, каждый четвертый мужчина – импотент.

     Масштабы  нынешнего демографического бедствия сравнимы только с черными в истории нашей страны тридцатыми годами, отмеченными голодом, массовыми репрессиями, коллективизацией, высылками. В те годы страна потеряла 15 млн. человек за счет смертности и снижения рождаемости. На каждые 100 тысяч населения ежегодно уходили из жизни дополнительно (избыточная смертность и нерождение) 890 человек. За последние 4 года в России этот показатель составил 1150 человек.

     Продолжительность жизни с 60-х годов стала снижаться  во всех странах, но различными темпами. В экономически развитых странах загрязнение окружающей среды, урбанизация, технизация компенсировались улучшением качества жизни и использованием экологически чистых технологий.

     В России по сравнению с другими  странами по экологическим причинам ускоряются процессы старения у взрослых и торможения развития роста и массы тела у детей.

     Если  не будут приняты меры к приостановке негативных экологических и общественных процессов, то численность населения  России к 2060 году сократится вдвое.

     Деградация  окружающей природной среды – лишь одна сторона проявления экологического кризиса. Другая сторона – кризис государственных и общественных структур, неспособных обеспечить проведение эффективных мер по экологической безопасности общества.

     Социальные  аспекты экологического кризиса проявляются, во-первых, в недостаточно эффективной работе специальных органов по охране окружающей природной среды, иных специальных органов по охране лесов, рыбных ресурсов, животного мира, недр, воды и т. д. Эти органы практически никогда не имели в своих руках нитей управления охраной окружающей среды. Принимаемые ими решения, разрабатываемые мероприятия не оказывают какое-либо положительное влияние на экологическую обстановку в стране. На местах – в областях, краях, городах и районах – эти недостатки усугубляются противостоянием представительных и исполнительных органов власти, а также местных органов самоуправления.

     Во-вторых, экологический кризис проявляется  в неспособности правоохранительных органов обеспечить надежный контроль и надзор за выполнением законов об охране  окружающей среды. Из года в год растет противоречие между количеством совершаемых экологических преступлений, уничтожением природных объектов и количеством дел, которые рассматриваются в уголовном или гражданском порядке в судебных или арбитражных органах. Так называемые экологические дела, рассматриваемые прокуратурой, судом и органами внутренних дел, составляют 5-10% от всего количества рассматриваемых дел. Не спасает положение и организация природоохранных прокуратур, которые действуют в России.

       Наконец, в-третьих, экологический  кризис в его социальном аспекте  проявляется в массовом эколого-правовом  невежестве и нигилизме, то  есть в массовом незнании или  неуважении эколого-правовых требований, в нарушении или невыполнении их. Поэтому правомерно говорить, что экологический кризис включает в себя в качестве составной части отсутствие какой-либо законности в экологических отношениях.

     Ни  классовая, ни общечеловеческая оценка сущности экологического кризиса не дает нам основания считать, что он является закономерным порождением научно-технического прогресса. Применительно к России можно выделить следующие две основные группы причин этого социального явления.

     Первая  группа причин носит объективный  характер – главный из них монополия государственный собственности на природные ресурсы, средства производства, исключающая какие-либо экономические стимулы в охране окружающей среды. В одном лице государство через свои предприятия и организации (министерства и ведомства) осуществляло эксплуатацию природных ресурсов, государственный контроль за охраной природы, мер уголовной, административной и гражданской ответственности за нарушения экологических требований. Все это  привело  к безраздельному господству экономических потребностей над  требованиями экологии.

     Вторая  группа причин носит субъективный характер. Все они связаны с нерациональным, порой преступным, расходованием  денежных средств на нужды, не связанные  с благосостоянием  народа и улучшением окружающей природной среды.  Имеется ввиду создание огромного, искусственно взращенного военно-промышленного комплекса. 

4. Пути решения экологического кризиса

     Анализ  как социально-экономической, так  и экологической и политической обстановки в России позволяет, по мнению ведущих ученных, выделить пять основных направлений, по которым наша страна должна выходить из экологического коллапса.

     Технологическое направление – создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных  или малоотходных производств, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов.

     Экономическое направление – развитие и совершенствование  экономического механизма охран  окружающей природной среды. Это  направление можно развить путем  внедрения платежей за выбросы вредных  веществ, введение налоговых льгот за выпуск экологически чистой продукции и других экономических мер. Главная  задача экономического направления – сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности,  чтобы хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем в выпуске конкурентоспособной продукции.

     Административное  и юридическое направление, повышающее ответственность за правонарушение в области охраны природы. Использование  средств административно-правового  воздействия, то есть прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы, привлечение виновных к уголовной или гражданской ответственности, безусловно, будет способствовать повышению экологической дисциплины.

     Эколого-просветительское направление. Оно заключается в создании всеобъемлющей системы экологического образования, просвещения, воспитания, в перестройке потребительского отношения к природе, иначе говоря, в экологической революции мышления человека. Без перестройки создание человека, без экологического воспитания трудно говорить о соблюдении предусмотренных законом правил экологической безопасности.

     Международно-правовое направление, заключающееся в объединении усилий вех стран в решении экологических проблем. Некоторые ученые и политики считают чуть ли не генеральным в решении проблем окружающей среды. Для этого есть свои причины: первая- неуверенность в эффективности национальных средств охраны окружающей среды; вторая – нежелание понять, что международно-правовая охрана окружающей среды, хотя и осуществляется на основе международных договоров и соглашений, в основном выполняется национальными средствами, хотя здесь и не исключена международная помощь.

     Необходим комплексный подход к решению  проблем, то есть использование всех пяти направлений. Однако основополагающим здесь является сочетание экономических и правовых методов для выполнения единой задачи. Это отнюдь не исключает роль и значение других направлений в охране природы, особенно культурно-просветительного.

     Решение проблемы на основе сочетания экономических и административных методов воздействия наталкивается на множество противоречий, мешающих эффективному их использованию.

     Во-первых, до сих пор отсутствуют мощные экономические рычаги, воздействующие на охрану природы. Введенные государством платежи за загрязнение окружающей среды пока плохо себя оправдывают из-за того, что экономика еще не полностью вышла из-под контроля государства. Экологические фонды, образованные за счет платежей предприятий за загрязнение окружающей среды, не оправдали своего назначения, так как стали предметом злоупотребления местных исполнительных и представительных властей.

     Во-вторых, охрана окружающей среды еще не стала  нравственной задачей. Низка экологическая  культура населения и хозяйственников.

     Главной ценностью общества должен стать человек, его здоровье. Принимая любое политическое, экологическое решение властные органы должны предвидеть последствие их влияния на каждого гражданина. Однако, судя по ухудшению демографической ситуации правительство не уделяет этой проблеме должного влияния.

     За  здоровье людей должна отвечать прежде всего власть. И критериями этой ответственности, наряду с экономическими показателями, должны быть конкретные и достоверные  параметры благополучия населения. Это прежде всего здоровье в виде баланса рождаемости, заболеваемости, продолжительности жизни, смертности; условия жизни в виде приемлемого состояния экологии, качества питания, лечения, доступности занятий физкультурой, спортом, туризмом, организованным отдыхом; духовное состояние общества с низким уровнем преступности, наркоманией, алкоголизмом, количества самоубийств; нахождение общества в состоянии войны или мира.

Заключение

     В моем понимании экологический кризис – это та стадия взаимодействия общества и природы, при которой до предела обостряются противоречия между хозяйственной деятельностью человека и экологией, экономическими интересами общества в освоении природных богатств и экологическими требованиями по охране окружающей среды.

Информация о работе Экологический кризис