Экологический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 09:16, курс лекций

Описание работы

Экологический менеджмент изучает постоянно меняющиеся, естественные условия
среды обитания человека и уровни использования обществом окружающей
природной среды. Как и другие экономические науки, экологический менеджмент
изучает производственные отношения между людьми, в данном случае по поводу
использования людьми сил и ресурсов природы. Процесс труда есть
взаимодействие между обществом и природой.

Работа содержит 1 файл

Экологический менеджмент.docx

— 108.68 Кб (Скачать)

        . В пределах установленных лимитов  выбросов;

        . Сверх максимально допустимого  объема выбросов.

    Размер второго норматива в  5 раз выше первого, а третьего  в 5 раз  выше

второго.

    Нельзя считать  эффективным   нынешний  порядок  исчисления  штрафов  за

загрязнение окружающей среды, когда берутся  в расчет  только  токсичность  и

объем выбросов и не учитывается их отрицательное  влияние на почву,  водоемы,

растительный  и животный мир.

    Другим постановлением установлено,  что платежи  в  пределах  допустимых

нормативов  включаются в текущие затраты  и входят в себестоимость  продукции,

а  платежи  сверх  допустимых  нормативов  производятся  за   счет   прибыли

предприятия.

    В себестоимость продукции также  включаются текущие затраты, связанные  с

содержанием  и  эксплуатацией  очистных  сооружений,   фильтров   и   других

природоохранных объектов.

    Затраты общества  на  возврат   окружающей  среды  в  прежнее   состояние

зависит  от  многих  факторов,  таких,  как   состояние   природной   среды,

масштабность  намеченных  к  осуществлению  природоохранных  мер,  специфика

природного  объекта и особенности региона  и т.д. 

                3. Плата за пользование природными  ресурсами. 

    Плата за использование земли,  атмосферный воздух, полезные  ископаемые,

водные, растительные и животные ресурсы производится по ставкам,  тарифам  и

ценам, устанавливаемым  государственным и муниципальными органами власти.

    Действующая система платы за  природные ресурсы имеет много   недостатков

и нуждается  в совершенствовании.

    Обычно из руды извлекается  один или два полезных компонента, ради  чего

осваивалось данное месторождение, а  остальные,  может  быть,  менее  ценные

компоненты  идут в отвалы. Разработчик месторождения  не  заинтересован  вести

дополнительные  научные и лабораторные работы по его полному использованию  и

тратить на это материальные и финансовые ресурсы. Для природы и  общества  –

это огромный ущерб.

    Другая проблема состоит в  том, что  разработчики  не  заинтересованы  в

полной  добыче имеющихся запасов сырья  на  данном  месторождении,  поскольку

они  платят  только  за  фактически  добытый  объем.  По  этой  причине   не

извлеченным остается от 30 до 70% утвержденных запасов.

    Земельный  налог  призван   стимулировать   рациональное   использование

земель, ее охрану и повышение  плодородия  почвы.  При  установлении  ставки

налога  учитываются качество земли, ее назначение, категория пользователей.

    Также  утверждены  ставки  арендной   платы   за   земельные   участки,

используемые  на сельскохозяйственные нужды.

    Кроме этого действует так  называемая нормативная  цена  земли,  которая

утверждается  правительством и применяется при  покупке  и  выкупе  земельных

участков,  передаче  их  по  наследству  и  дарении,  получении  банковского

кредита под залог земельного участка  и т.д.

    Плата за воду определяется  по тарифу 1м3 воды, забираемой  потребителем

из водохозяйственных  систем. Для предприятий и  организаций  устанавливаются

лимиты  водопользования.

    Существует также плата за  энергию, три вида лесного налога. 
 
 

                  Лекция 8. Тема: Экологический менеджмент. 

    1. Состояние экологического менеджмента  в Казахстане.

    2. Международный подход к экологическому  менеджменту.

    3. Зарубежные модели организации  мирового хозяйства. 

       1. Каждое государство проявляет   заботу  о  сохранении  и   экономном

          использовании  и  воспроизводстве   природных   ресурсов   станы,

          работает  над  разрешением   противоречия   между   потребностями

          общества  и  возможностями   природы,   занимается   экологическим

          образованием и воспитанием   своих  граждан.  Правительство   стран

          выступают как  представители   народа  или  агенты  по  управлению

          охраной природной среды.

    В  РК  вопросами   управления   охраны   природной   среды   занимаются

государственные, законодательные, исполнительные и  судебные  ветви  власти,

объединения граждан, международные и другие общественные организации.

   Схема.  Государственное управление охраны  природной среды в Казахстане. 
 
 

    Конституцией Казахстана  законодательные   функции  по  вопросам  охраны

природы  возложены  на  Парламент  республики,  который  осуществляет  право

собственности на землю и ее недра, леса, воды, растительный и  животный  мир

и другие природные ресурсы, разрабатывает  и совершенствует  законодательство

об  охране  окружающей  природной  среды  и   отдельных   частей   биосферы,

определяет   государственную   экологическую   политику   и    международное

сотрудничество  в области использования ресурсов и охраны  окружающей  среды,

осуществляет     контроль     за      исполнением      природоохранительного

законодательства.

    В РК приняты следующие законы  и кодексы  (своды  законов)  по  основным

вопросам  природопользования, сохранения и воспроизводства,  а  также  охраны

природы.

    Так, в 1980 г –Закон об охране  атмосферного воздуха,

    В 1990 г – Земельный Кодекс,

    В 1991 г – Закон о земельной  реформе,

    В 1991 г – Закон об охране  окружающей природной среды,

    В 1992 г – Закон об охране  здоровья народа,

    В 1992 г – Кодекс о недрах  и переработке минерального сырья,

    В 11993 г – Лесной, водный, кодексы  и закон об охране, использовании   и

воспроизводстве животного мира.

    Правительством республики возложены   обязанности  по  охране  отдельных

частей  биосферы на министерства и государственные  комитеты.

    Министерство науки и высшего  образования,  Национальная  Академия  Наук

руководит вопросами внедрения в производство передовой техники и  технологий

в области  природопользования, сохранения и воспроизводства, а  также  защиты

природных ресурсов.

    Министерство экологии и биоресурсов  пользуется правом подведомственного

управления  и контроля за деятельностью министерств  и  ведомств,  предприятий

и  организаций  в  области  охраны  окружающей  среды  и  т.д.  Министерство

геологии  и охраны недр  отвечает  за  охрану  минерально-сырьевых  ресурсов,

регулирует  использование и охрану подземных  вод.

    Комитет  здравоохранения   осуществляет   ведомственный   контроль   за

состоянием  природной среды с точки зрения охраны здоровья граждан.

    Министерство сельского хозяйства  осуществляет ведомственный контроль  за

соблюдением Земельного Кодекса,  использованием  химических  средств  защиты

растений  и минеральных удобрений.

    Министерство внутренних дел  ведет надзор за соблюдением   правил  охраны

атмосферного  воздуха  и  водных  источников  транспортными   средствами   и

землеройной техникой.

    Комитет по водному хозяйству  контролирует соблюдение требований  Водного

Кодекса, отвечает  за  состояние  охраны  водные  ресурсов  от  загрязнения,

засорения и истощения.

    Комитет по гидрометеорологии  обеспечивает охрану  атмосферного  воздуха

от  загрязнения,  проводит  физическое  наблюдение  за  состоянием  воздуха,

водоемов  и поверхности почвы.

    Высший  надзор  за  точностью   и  единообразным,  а  также   неуклонным

соблюдением   правоохранительного   законодательства    всеми    министрами,

ведомствами,  предприятиями  и  организациями,   контролирующими   органами,

должностными  лицами  и гражданами возложен на Генерального  прокурора  РК  и

подчиненных ему территориальных и природоохранных  прокуроров.

    Закон  об  окружающей  природной   среде  устанавливает  дисциплинарную,

материальную, административную и у  головную  ответственность  за  нарушение

природоохранительного законодательства,, причинения вреда  окружающей  среде

либо создание реальной угрозы его причинения.

    Привлечение к ответственности  не  освобождает  виновных  от  возмещения

причиненного  вреда окружающей среде. 

       2. Обострение экологической ситуации  в разных частях света заставило

          государства мира искать пути  выхода из сложившегося положения.  Во

          многих  странах  разработаны  5-10  летние  программы   улучшения

          качества окружающей среды.  Например,  Япония  приняла  программу

          финансирования  строительства   водоочистных  сооружений,  ФРГ   -

          федеральную  программу   утилизации   отходов,   США   –программу

          строительства местных систем  канализации и водоснабжения  и др.

    Свыше 100  государств  мира  имеют  государственные  органы  управления

охраны  окружающей среды, названные в  одних  странах  министерствами  охраны

Информация о работе Экологический менеджмент