Экология и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:59, реферат

Описание работы

В своей работе мы проведем теоретический анализ взаимосвязи экологии и культуры человечества. Рассмотрим составляющие этих двух понятий. Проведем исследование особого статуса народных, бытовых экологических представлений простого жителя индустриальных центров.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретический анализ взаимосвязи экологии и культуры. 5
1.1. Общие понятия экологии и культуры. 5
1.2. Актуальные проблемы экологии. 10
1.3. Пути преодоления кризисных явлений в культуре. 13
1.4. Исторический экскурс по культуре экологии. 19
2. Исследование экологических представлений жителей индустриальных центров 24
2.1. Ход исследования. 24
Заключение. 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 85.03 Кб (Скачать)
="1">
  • Составили анкету, содержащую 10 вопросов по данной теме, которые не только проверяли уровень знаний у исследуемых, но выявляли их направленность и установки.
  •  

         Анкета 

      вопросы да нет не  знаю
      1 Способна  ли совокупная человеческая деятельность коренным образом подорвать природное  равновесие биосферы и тем самым  привести к гибели человеческую цивилизацию?  
      5
       
      5
       
      5
      2 Верно ли определение: «Глубинная экология –  это путь, индивидуальная практика, противопоставляющая себя господствующему  технократическому мировоззрению»?  
      5
       
      5
       
      5
      3 Вы считаете, что современном мире преобладают принципы милосердия, любви, ненасилия гораздо больше чем раньше?  
      5
       
      5
       
      5
      4 Итак, некоторые  мыслители полагают, что технику  необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, возможно ли это?  
      5
       
      5
       
      5
      5 Влияет  ли развитие индустриализма на отчуждение человека (общества, культуры) от природы?  
      5
       
      5
       
      5
      6 Является  ли техника продуктом культуры, а  не цивилизации? 5 5 5
      7 Могут ли цивилизация и наука, без культуры, сами по себе обеспечить духовного  прогресса? 5 5 5
      8 Верно ли, что цивилизация — это преобразованный  человеком мир материальных объектов?  
      5
       
      5
       
      5
      9 Верно ли определение: «Культура — это  внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его  подавленности или свободы, его  полной зависимости от окружающего  социального мира или его духовной автономности»?  
      5
       
      5
       
      5
      10 Экология  это:      
      а) учение о взаимоотношении организмов с окружающей средой. 5
      б) отрасль биологии, которая изучала воздействие  на организм неорганической и биотической  среды. 5
      в) наука, изучающая  все сложные взаимосвязи и  взаимоотношения в природе. 5
      г) идея вторжения  социального человека в экосистемы. 5
      д) изучает природную  сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья. 5
      е) система наблюдения, оценки, анализа и прогноза состояния  окружающей среды. 5
      ж) изучает природную  сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья 5
     
         
    1. Опросили  по составленной анкете 20 человек, из которых 10 в возрасте 20-25 человек – они  вошли в первую группу, и 10 в возрасте 25-30 – вторая группа. Пол и сфера  деятельности и образование также  учитывались при анализе данных.
     

         Таблица 1.

         Ответы  первой группы.

         да       +

         нет      –

         Не  знаю  /

      Возраст Пол Образование Профессия Номер вопроса
      1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
      1 20 ж среднее техническое оператор ПК + / - + + - + + + е
      2 21 ж высшее педагогическое менеджер по продажам + + - + + / - + + е
      3 22 м высшее техническое менеджер по продажам / / + + + - / + + е
      4 22 ж среднее гуманитарное менеджер по продажам + + / + + + - + + ж
      5 23 м среднее специальное водитель - / - + + / - + + е
      6 23 м среднее техническое водитель-экспедитор + / - + + + - + / ж
      7 24 м высшее культурологическое менеджер по продажам - + + + + + - - + е
      8 24 ж высшее экономическое бухгалтер-кассир + - - / + - + + + ж
      9 24 ж высшее экономическое администратор зала / + - + + - - + + а
      10 24 м высшее экономическое администратор зала + / - + + - - + / в
     

     

          Таблица 2.

         Ответы  второй группы 

      Возраст Пол Образование Профессия Номер вопроса
                1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
      1 25 м среднее специальное охранник - / - + + - - + + е
      2 25 ж высшее экономическое менеджер по продажам + / + - + / - + + в
      3 26 ж высшее техническое оператор ПК + / - - + + - + / е
      4 27 ж высшее гуманитарное менеджер по продажам - + + + + - - / + ж
      5 27 ж высшее психологическое менеджер по продажам + + - + + + - + + е
      6 29 м среднее техническое водитель + / - + + / / + / е
      7 29 ж высшее экономическое бухгалтер + - + + + / - + + е
      8 29 ж высшее психологическое менеджер по персоналу + + + / + - - + + е
      9 30 м незак. высшее техническое охранник - + / - + - - + + ж
      10 30 м среднее специальное охранник / / - + + / - + + е
     

         Значительная  группа респондентов отметила, что  экология это система наблюдения, оценки, анализа и прогноза состояния  окружающей среды – 60%. Остальные  разделились:

         25% считают, что экология изучает  природную сущность человека, среду  его обитания, экологические факторы  здоровья, 10% - экология – наука,  изучающая все сложные взаимосвязи  и взаимоотношения в природе;  и 5% - учение о взаимоотношении организмов с окружающей средой.

         Часть вопросов, на наш взгляд, выявляют отношение  человека к экологии:

         1. Способна ли совокупная человеческая  деятельность коренным образом  подорвать природное равновесие биосферы и тем самым привести к гибели человеческую цивилизацию?

         3. Вы считаете, что современном  мире преобладают принципы милосердия, любви, ненасилия гораздо больше чем раньше?

         4. Итак, некоторые мыслители полагают, что технику необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, возможно ли это?

         5. Влияет ли развитие индустриализма  на отчуждение человека (общества, культуры) от природы?

         Мы  разделили ответы на эти вопросы  на две группы: в первую вошли  ответы с негативной окраской, Их процент  составил большую часть – 28,75%

         Во  вторую группу вошли вопросы с  положительной установкой – 11,4%

         Представим  полученные результаты в графическом  изображении.

         Рис. 1.

         Отношение к экологии первой группы.

         

         Рис 2.

         Отношение к экологии второй группы

           

         Примечательно, что все респонденты считают, что развитие индустриализма на отчуждение человека (общества, культуры) от природы.

         Вопросы:

         Верно ли определение: «Глубинная экология –  это путь, индивидуальная практика, противопоставляющая себя господствующему  технократическому мировоззрению»?

         Является  ли техника продуктом культуры, а  не цивилизации?

         Могут ли цивилизация и наука, без культуры, сами по себе обеспечить духовного  прогресса?

         Верно ли, что цивилизация — это преобразованный  человеком мир материальных объектов?

         Верно ли определение: «Культура — это  внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его  подавленности или свободы, его  полной зависимости от окружающего  социального мира или его духовной автономности»?

         Экология  это:

         Выявляют  на наш взгляд уровень осведомленности  респондентов о понятиях культуры и  экологии.

         Мы  заметили, что возрастные категории  не влияли на ответы, а вот образование  и профессия, как нам кажется, играют свою роль в формировании экологических  представлений.

         Заключение.

     

         Проанализировав полученные ответы, мы пришли к выводу, что одним из важных признаков  трансформации мировоззренческих  установок членов общества является, с моей точки зрения, совокупность доминирующих у населения экологических  представлений. Именно эти представления  характеризуют отношение людей  к “природе” либо как к чуждой (возможно, враждебной) внешней среде (негативные ценностные установки), либо как к источнику средств существования (утилитарные установки), или как  к среде обитания, нуждающейся  в заботе и соохранении (этические установки), а, может быть, и как к Миру (эстетические установки).

         Реальная  возможность дегуманизации человека, ограбления природных ресурсов, разрушения природной среды и, наконец, гибель человечества в огне ядерной катастрофы - все это вместе вызывает настоятельную необходимость пересмотра "технократической парадигмы".

         Именно  с таким прогнозом мы подошли  к данной теме. Однако изучив специальную  литературу, вникнув в поставленный вопрос мы пришли к выводу: единственной альтернативой технократическому вызову может стать "гуманистическая парадигма", объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемы "человек и мир", "человек и природа", "человек и общество", "человек и человек" на основе общечеловеческих ценностей.

                Список  литературы

     
      1. Воронков  Н.А. Экология: общая социальная, прикладная. – М., 1999, с.- 20.
      2. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М., 1987
      3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
      4. Кохановский В.П. и др. Философия для средних специальных учебных заведений: Учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс,2000. – гл.15.
      5. Кошелева В. Экология и нравственность // Общественные науки и современность. - 1993. - №1 - С. 159-160
      6. Личность. Внутренний мар и самореализация. Г.С. Сухобская. СПб., 1996г., с.147-151.
      7. Моисеев Н. Природный фактор и кризисы цивилизации // Общественные науки и современность. - 1992. - №5
      8. Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 26
      9. Моисеев Н. Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. № 4. С. 4, 10
      10. Основы экологии и охрана природы. Учебное пособие для профессиональных учебных заведений. – Самара: Самар. Дом печати,1995. – с. 5-9.
      11. Розин В.М. Введение в культурологию - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
      12. Соколов Э.М., Ветров В.В., Панферова И.В. Региональная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения // Экология и промышленность России, 1998 г. С.43-44
      13. Франкл В. Человек впоисках смысла. – М., 1990.
      14. Фромм Э. Психоанализ и этика - М.: Республика, 1993.

    Информация о работе Экология и культура