Экология и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

В мире к настоящему времени обострились противоречия, поставившие под угрозу возможность дальнейшего существования человека и природы. Назрел экологический кризис, который во многом обусловлен не только социально-экономическими, технико-технологическими, политическими причинами, но и причинами духовного порядка. Глобальный экологический кризис - это не результат какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. В нашей жизни наблюдаются явления духовного упадка за счет трансформации целей и ценностей.

Работа содержит 1 файл

Реферат по экологии.docx

— 36.12 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

 

Факультет конфликтологии

 

 

 

Реферат по дисциплине «Экология» на тему:

«Экология и религия»

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

факультета конфликтологии, группа 7.2.

перевод  переводоведение

Кравченко Елизавета Станиславовна

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Введение

 

     В мире к настоящему времени обострились противоречия, поставившие под угрозу возможность дальнейшего существования человека и природы. Назрел экологический кризис, который во многом обусловлен не только социально-экономическими, технико-технологическими, политическими причинами, но и причинами духовного порядка. Глобальный экологический кризис - это не результат какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. В нашей жизни наблюдаются явления духовного упадка за счет трансформации целей и ценностей. Современная экологическая ситуация явилась следствием социально-экономического развития мирового сообщества, ориентированного на технократические цели, ценности и материальное потребление, отодвинув на второй план духовные факторы существования и обозначившие признаки духовного кризиса.

     Экологический кризис усугубляется кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека. Можно согласиться с мнением основателя и президента Римского клуба Ауреллио Печчеи: «Суть проблемы, которая стала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа. И решение всех этих проблем должно исходить прежде всего из изменения человека, его внутренней сущности».

 

 

 

 

    1. Место экологии в религиях мира: христианство, иудаизм

 

         Согласно Ветхому завету (первая часть Библии) человек был создан как хранитель природного парка, где обитали Адам и Ева до грехопадения. Первой задачей человека было поименование (инвентаризация) всех животных.

       2.19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. 2.20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым.

После изгнания из Рая природа  начала существовать для человека, но, как божье создание, требует  нормативного к себе отношения. Именно поэтому Ной позаботился о  сохранении «всех тварей» при  стихийном бедствии - потопе. Человек  стремится вернуть утраченный рай, блаженное существование на лоне природы, которого он лишился в результате первородного греха. Природа была создана  для человека, но человек, выступает  скорее как ее хранитель, чем пользователь. Тезисы типа "Не убий !", "Плодитесь и размножайтесь !", осуждение самоубийства однозначно запрещают кому-либо, помимо Бога, вмешиваться в регулирование численности популяции человека. Вообще уничтожение какой-либо из форм жизни несовместимо с библейской моралью.

       Уже в первой части Библии рассматривается проблема экологического баланса. "Большего, чем надобно тебе для живота твоего и семьи твоей не собирай и не производи... Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее; А в седьмой - оставляй ее в покое... Когда будешь жать жатву на земле твоей, не дожинай до края поля и оставшегося от жатвы не подбирай... чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые. Также поступай с виноградником твоим и маслиной твоей... не обирай до чиста и попадавших ягод не подбирай..." (Библия - из Второй и Третьей книги Моисеевых).

 

     Основной завет бога: «Плодитесь, размножайтесь» вылился в гомеостаз биосферы Земли, стационарную численность животного мира и безудержный рост популяции человека.

1.22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь.

       Вторая часть Библии - Новый завет - утвердила безусловное превосходство человека над остальными компонентами биосферы, как единственного носителя разума и духовности. Но природные элементы все же присутствуют. Младенец Иисус в яслях окружен животными. Христианство учит любви к природе. Св.Франциск, проповедовал птицам. Во многих христианских странах существует специальное законодательство, обеспечивающее права животных. Христианская мораль включает отказ от регуляции численности народонаселения. Католическая церковь выступает против абортов (мусульманская - вообще против каких-либо мер регулирования семьи).

      Протестантизм открыл путь к научно-технической революции, к решительному преобразованию природы, к созданию техносферы, и, может быть в будущем, Ноосферы. Перестав принимать труд в качестве «божьего наказания» и связав с личным трудовым успехом представление об избранности и спасении, Реформация открыла новый источник человеческой энергии и предприимчивости.

        Как реакция на отрицательные последствия научно-технической революции возник эскапизм, проповедующий бегство от цивилизации на лоно природы.

       Однако, христианство, создавшее систему ценностей и целый ряд глубочайших нравственных положений, вышедших за конфессиональные рамки, ставших общечеловеческими, сыграло, к сожалению, негативную роль в отношениях человека с природой.

 

         Христианская концепция выводит человека за границы природного мира, противопоставляя его как единственно наделенного бессмертной душой всей остальной живой и неживой природе. Живой мир отделяется от человека непроходимой стеной, лишается права на гуманное отношение. Человек становится над природой (венец творения, царь природы) и это провоцирует его пренебрежительное отношение к ней. Развивающаяся рыночная экономика закрепила отношения господства во взаимодействии общества и природы. Библейская притча об изгнании Адама и Евы из рая за то, что Ева, соблазненная змеем, вкусила сама и заставила вкусить Адама от Древа познания - это метафорически выраженная фиксация возникновения у человека самосознания, выделившего его из природы. Так человек лишился бессознательной гармонии животного мира и вынужден был искать качественно иную.

     В религиозно-философских системах 19-20 вв. появилось понятие "вечно женственного", как дополнительное к трем мужским ипостасям божества и олицетворяющее природу, ее плодотворное начало. Мысль В.Гете о вечно женственном, которое нас возвышает (концовка "Фауста"), содержит самое общее определение жизненных целей в рамках данной концепции. Здесь любовь к природе объединяется с любовью к женщине.

 

Великий Потоп

Во время Великого Потопа Бог поручил праведнику Ною построить  ковчег. Других распоряжений не было. Подумав, Ной погрузил семью, а потом всех животных, каждой твари по паре. Не стал разбираться, кто хищник, кто жертва, кто чистый, кто не чистый.

    Если бы Ной заботился о сохранении генофонда, он бы не ограничился одной парой особей, так как при этом неизбежно скажется «эффект основателя» - восстановленная популяция по генетическому разнообразию будет уступать исходной. В результате Ной вовсе не сохранил животный и растительный мир в том виде, в котором его создал Бог, как это кому-то могло показаться. После потопа возник новый мир, новый человеческий род и новая живая природа с обедненным генофондом.

        В христианстве антропоцентристкая иудейская религиозность подверглась влиянию языческих культов и возрожденных элементов тотемизма (в обрядах крещения - приобщения к водному тотему, причастия и др.), образовав устойчивую синкретическую систему. Евангелие утвердило безусловное превосходство человека, как единственного носителя разума и духовности. Но природные элементы все же присутствуют. Младенец Иисус в яслях окружен животными. Христианство учит любви к природе. Св.Франциск, можно сказать - основатель экологии - проповедовал птицам. В средние века монастыри и другие землевладельцы считались с правами животных, и, чтобы вывести мышей или муравьев, нужно было предоставить им подходящее жилье в другом месте. Споры по таким вопросам разбирались в суде, причем интересы животных представлял специально приглашенный для этой цели адвокат.

      А вот завет библейского бога «Плодитесь, размножайтесь» (1.22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь) нельзя признать экологически удачным. Экосистема может вместить и прокормить лишь определенную численность популяции. Так, что придется рано или поздно ограничиться. Если, естественно, не приняться за заселение всего космоса, в целом.

        Помимо социально-экономических, технико-технологических и политических преобразований, необходимо преодоление духовного кризиса. Без этого ни современные информационные технологии, ни система образования не будут плодотворны. Известный французский эколог Ж. Дорст подчеркивает: «В наше время стало ясно, что степень цивилизации измеряется не только количеством киловатт, производимых энергоустановками. Оно измеряется также ростом моральных и духовных критериев, мудростью людей, двигающих цивилизацию, в полной гармонии с законами природы, от которых человек никогда не освободится [5].

 

Стратегия реализации устойчивого  эколого-безопасного развития должна опираться на фундаментальное экологическое  знание и преобразование духовной культуры современного человека, как важной основы его практической деятельности, что, как отмечалось, является тремя  составляющими процесса формирования экологической культуры.

     Переход к экологической культуре предстает как совершенно новый этап в жизни человечества. Совершенствование духовного мира потребует во многих случаях перехода на радикально иные парадигмы как в научной теории, так и в практической сфере.

       Духовное обновление можно рассматривать как один из важнейших источников культурного возрождения современного мира и преодоления экологического кризиса. Разумеется, обновление культурных основ социального развития не может произойти столь быстро, как это желательно, если ссылаться на настоятельность экологических и социальных требований сегодня. Трудно рассчитывать на быстрое формирование творчески активных личностей нового типа, способных осуществлять творческий прорыв к качественно лучшим формам цивилизационной жизни в самых разных областях человеческой деятельности. Но тем не менее, инициативу в деле прокладывания новых путей развития могут взять на себя лишь люди духовно зрелые, которые крайне нужны в структуре принятия и исполнения решений, в институтах образования и воспитания, везде, где сейчас особенно велико отчуждение от всего, что делает человека подлинно человеком.

1.2.Экология с точки зрения буддизма

      В Китае максимально поощряется защита окружающей среды и гармоничные отношения между человеком и природой. В буддизме много мыслей об экологии, которые заслуживают внимания. Буддизм – религия, глубоко уважающая жизнь и природу. Эта идея получила развитие и широко практикуется со времени создания учения через его догмы и обеты. С точки зрения буддизма мир делится на два вида: единицы, отражающие эмоции и их лишенные. Человек и животные относятся к эмоциональным единицам, а растения, космос, горы, планеты – к единицам без эмоции. В буддизме подчеркивается наличие шести родов живых существ: боги, воинственные соперники богов, люди, животные, прэты – вечноголодные существа и обитатели ада. Как говорит учение, эти шесть родов образуют метемпсихоз, между всеми эмоциональными единицами существуют непостижимые отношения родства. В сутре Брахмы сказано: «Все мужчины – мои отцы, все женщины – мои матери, каждое мое рождение происходит благодаря им. Поэтому эмоциональные единицы шести миров – это мои родители. Если кто-то убивает их, значит он убивает моих родителей, т.е. меня самого». Очевидно, что буддизм категорически выступает против лишения кого бы то ни было жизни, нельзя убить не только человека, но и эмоциональных единиц других пяти миров. Нельзя не только убивать, но и вредить, обижать их. В буддийском каноне много правил о запрете хлестать кнутом животных, даже заставлять их переносить слишком тяжелые грузы. Более того, у бодхисатвы Кшитигарбха есть такое выражение: «Моя сердечность будет доказана лишь тогда, когда все единицы будут выправлены мною, я стану буддой только тогда, когда грешный мир станет пустым». Поэтому можно сказать, что сущностный подход в буддизме ко всем проявлениям жизни заключается в равноправии и отплате за добро.

       Подход буддизма к единицам, лишенным эмоций, тесно связан с его подходом к эмоциональным единицам. Буддизм не допускает игнорирования или даже небрежного отношения к цветам, травам, деревьям, горам, рекам только из-за того, что они не имеют эмоций. Согласно учению, мы сами, наша жизнь, наши действия – это прежде всего отражение наших прежних действий, а единицы без эмоции – это вторичное возмездие. Буддизм устанавливает, что окружающая среда является результатом совместных действий эмоциональных единиц, т.е. вторичное возмездие зависит от эмоциональных единиц. Если все эмоциональные единицы сохраняют доброту, творят добрые дела, то и вторичное возмездие будет более совершенным. Например, спокойствие и веселье, зажиточность и торжественность возникли благодаря заслугам и благодеяниям будды Амитабы. В противном случае все будет иначе. Таким образом буддизм подчеркивает происхождение беды больше от человека, а не в результате стихийных бедствий. Суть заключается не во внешнем природном мире, а в нашем внутреннем мире. Нам надо достигать устойчивого внутреннего самосовершенствования, постепенно отказываться от злого и накапливать добро, только так можно перейти от чистого внутреннего мира к идеальному внешнему. В буддийском учении предусмотрено, что нельзя «поджигать горы и леса со злым умыслом», монахам нельзя «топтать траву и уничтожать жизнь», в нем также многократно подчеркивается бережное отношение к природным богатствам и их рациональное использование. Даже во время такого обыкновенного дела, как кушанье, надо учитывать такие факторы, что зерна прошли этапы посадки, выращивания, сбора, молотьбы, очистки, после чего превратились в обед. Кроме того, жертвователи преподносят монахам еду с пожеланием достижения счастья, а монахи должны подумать над своими поступками и над тем, смогут ли они оправдать надежды жертвователей. Во время приема пищи монахи не должны также обращать особого внимания на вкус и не должны брезговать грубой пищей, им надо рассматривать ее как «хорошее лекарство против голода и болезней», как одно из средств для самосовершенствования. Поэтому буддийский подход к единицам без эмоции характеризуется самодисциплиной и их бережным использованием.

     Идеи буддизма по проблемам экологии основаны на милосердии. Относясь ко всем с милосердием и не забывая, что наша жизнь зависит от окружения в целом, мы можем создать гармонию с другими живыми существами и с природой.

    Уже ранний буддизм, резко выступивший против принесения жертвоприношений животными, что было широко распространено в Индии того времени, послужил важнейшим фактором, стабилизирующим экологическое равновесие на континенте. Дальнейшее распространение принципов буддийской экологической этики на другие страны и культуры способствовало формированию ненасильственного мира на значительных пространствах азиатского континента. Исторический опыт буддийской цивилизации небезынтересен в связи с попытками человечества осмыслить свои проблемы и найти оптимальный путь развития.

Информация о работе Экология и религия