Экология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:58, реферат

Описание работы

Понятие экологии очень обширно, поэтому в зависимости от акцента на той или иной ее задаче меняется и формулировка определения. Для "долгосрочного употребления" лучшим может быть, например, следующее: "Экология - это биология окружающей среды". Для последних десятилетий XX в. наиболее подходит одно из определений экологии, приведенное в полном словаре Уэбстера: "Предмет экологии - это совокупность или структура связей между организмами и средой". Эрнст Геккель дал этой науке исчерпывающее определение: "Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми оно прямо или косвенно вступает в контакт

Работа содержит 1 файл

Экология как наука.docx

— 24.77 Кб (Скачать)

 Большой  вклад в эту область внесли  Е.Н. Синская (экологический и географический полиморфизм видов растений), И.Г. Серебряков (новая классификация жизненных форм растений), Л.Г. Раменский (закон индивидуальности видов и теория экологи-ческого континуума экологической), М.С. Гиляров (почва – переходная среда в завоевании членистоногими суши), С.С. Шварц (эволюционная экология,  палеэкология).  

В 1926 г. была опубликована книга В.И. Вернадского "Биосфера" в которой впервые показана планетарная роль биосферы, как совокупности всех видов живых организмов. В 30-40-е годы составлены новые по экологии животных (К. Фредерикс – 1930 г., Ф. Болденгеймер – 1938). В это же время вышло много монографий и учебных пособий по географии растений, экологии животных и растений. 

3. Период  синэкологических исследований – с 1936 г. до наших дней 

 Седьмой  этап отражает новый подход  к исследованиям природных систем  – в основу его положено  изучение процессов материально-энергетического  обмена, формирование общей экологии, как самостоятельной науки. Г.  Гаузе в начале 40-х годов прошлого столетия провозгласил принцип конкурентного исключения, указав на важность трофических связей, как основного пути для потоков энергии через природные системы. Вслед за Гаузе, в 1935 г. английский ботаник А. Тенсли ввел понятие экосистемы, и этот год принято считать годом рождения общей экологии как науки, объектом которой являются не только отдельные виды и популяции видов, но и экосистемы, в которых биоценозы рассматриваются с биотопами, как единое целое.

 В общей  экологии с этого времени четко  выделились два направления –  аутэкология и синэкология. В  фитоценологии всеобщее признание  получила парадигма дискретности  растительного покрова, что объясняется  стремлением к классификационным  работам.

 Почти одновременно с А.Тенсли, В.Н. Сукачев в 1942 г., следуя Г.Ф. Морозову, разработал систему понятий о лесном биогеоценозе, как о природной системе, однородной по всем параметрам (растительному покрову, миру животных и микроорганизмов, по поверхностной горной породе, гидрологическим, почвенным, микроклиматическим условиям, по типу взаимодействий, обмена веществом и энергией между его компонентами и между ними и другими явлениями природы).

 Биогеоценоз  В.Н. Сукачева – практически  полный аналог экосистемы А.  Тенсли. Главное в его понятии – общая идея о единстве живой и неживой природы, общности круговорота веществ и превращениях энергии, которые можно выразить через объективные количественные характеристики. В том же 1942 г. американским ученым Р. Линдеманном были изложены основные методы расчета энергетического баланса экологических систем. С этого времени экосистемные исследования являются одними из основных направлений в экологии, а количественные определения функций экосистем и их компонентов (запасы и фракционная структура растительной массы, пулы углерода и др. химических элементов, параметры трофических цепей, и др.) являются одним из основных методов, дающими возможность прогнозировать и моделировать биологические процессы. Последнее, в свою очередь, вылилось в теоретическую, или количественную, экологию, которая становится все более востребованной - изучение динамики экосистем, их продуктивности, моделирование экологических процессов исключительно важны для экологических прогнозов, разработки природоохранных мер, профилактики эпидемических ситуаций. Работа по международным экологическим программам  Человек и биосфера.

 Восьмой  этап. В современной биосфере  одним из наиболее значимых  факторов, определяющих ее состояние,  стала деятельность человека. Возникающие  в связи с этим проблемы  выходят за рамки экологии  как биологической науки, приобретают  направленный социальный и политический  характер (движения "зеленых", борьба  за охрану природы, постановка  экологических вопросов в повестки  дня политических организаций,  и пр.). Решение их должно включать  все естественные науки вкупе  с хозяйственно-экономическими, социальными,  политическими аспектами, что  входит в задачи социальной  экологии, в которой особое положение  занимает экология человека (медико-биологический  и социальный подходы).

 Особую  и важнейшую роль в становлении  и развитии экологии сыграл  Владимир Иванович Вернадский  – создатель учения о биосфере, намного опередивший свое время.  Открытие биосферы В.И. Вернадским  в начале ХХ столетия принадлежит  к величайшим научным открытиям  человечества, соизмеримым с теорией  видообразования, законом сохранения  энергии, общей теорией относительности,  открытием наследственного кода  у живых организмов и теорией  расширяющейся Вселенной. В.И.  Вернадский доказал, что жизнь  на земле - явление планетарное  и космическое, что биосфера - это хорошо отрегулированная  за много сотен миллионов лет  эволюции общепланетарная вещественно-энергетическая (биогеохимическая) система, обеспечивающая биологический круговорот химических элементов и эволюцию всех живых организмов, включая и человека. Не только составом атмосферы и гидросферы обязаны мы работе биосферы, но и сама земная кора – это продукт биосферы. 

Заключение 

 Недооценка  потребности в открытии общих  законов развития живого вещества; изучение взаимоотношений организмов  друг с другом и со средой  должно идти с учетом огромного  разнообразия животного и растительного  мира и их взаимозависимости.  Многие направления экологии  находятся на аналитической стадии.

 Отсутствие  реальных перспектив развития  общей экологии, существовавшее  вплоть до середины прошлого  столетия. Недопонимание того, что  методы общей экологии отличаются  от методов, используемых в  смежных науках (так, нельзя в  экосистеме измерять физиологические  параметры в одном месте, невозможно  выделив один фактор в природе,  устранить измеряемой характеристикой  проявление остальных) и что  нельзя лабораторные методы переносить  на природу. 

 Лишь  в конце XX произошло осознание  того, что деятельность человека  часто не только наносит вред  окружающей среде, но и угрожает  самому существованию человечества. При этом в изменении структуры  и динамики экосистем резко  возросла роль случайных факторов, нередко приводящих к катастрофам  с многочисленными человеческими  жертвами. Человечество лишь в  последние десятилетия начало  всерьез осознавать важность  для себя экологических проблем.  Ведь вопрос стоит однозначно - быть или не быть на Земле  технократической цивилизации. 

 Этим  и объясняется становление экологии, как самой науки, так и других  направлений человеческой деятельности, экологизация всевозможных производств, связанных с потреблением природных ресурсов. 

Список использованной литературы

1.Степановских  А.С. Общая экология: Учебник для  вузов. М.: ЮНИТИ, 2001.

2.Шилов  И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003.

3.Радкевич  В.А. Экология. Минск: Высшая школа, 2003.


Информация о работе Экология как наука