Экология России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Тема интересна еще и тем, что в настоящее время ей уделяется незаслуженно мало внимания, ведь концепция устойчивого развития (УР) принята почти всеми государствами, включая Россию, как основополагающая для развития всего мирового сообщества XXI века и поэтому имеет огромное значение и сегодня.
В данной работе хотелось бы ответить на два вопроса: возможен ли переход РФ к устойчивому развитию и если да, то что для этого сделано.
Метод, использованный в работе - и ретроспективный анализ, т.к. рассматриваются некоторые моменты истории экологической политики России, и сравнительный анализ, т.к. для большей объективности российскую политику необходимо сравнивать с политикой других стран, и анализ документов, т.к. именно они являются базой для перехода России к устойчивому развитию.

Содержание

Глава 1. Экологический потенциал России …………………………………………..

1.1 Природно-ресурсный потенциал регионов……………………………….

1.2 Комфортность климата и бытовая обустроенность жизни……………..

1.3 Система показателей оценки экологической обстановки………………

1.4 Экологическая политика России…………………………………………

1.5 Экологическое движение России……………………………………
1.6 Экологические проблемы ……………………………………………
Глава 2. Состояние окружающей среды в Российской Федерации: территориальная дифференциация…………………………………………..

2.1 Воздействие отраслей хозяйства на экологическую обстановку………

2.2 Экологические проблемы урбанизированных территорий……………..

2.3 Очаги острого экологического неблагополучия………………………….

2.4 Особо охраняемые территории – экологический потенциал страны….

2.5 Нормативно-правовые основы экологической политики………………

2.6 Принципы экологической политики России……………………………

2.7 Основные пути и формы осуществления экологической политики...

2.8 Органы управления природоохранной деятельностью…………………

2.9 Основные направления государственного экологического менеджмента ……………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 132.97 Кб (Скачать)

- несовершенного законодательства  по разграничению полномочий  и ответственности органов власти  и управления по вертикали  и горизонтали, что ведет к  несогласованности принимаемых  решений в области использования  ресурсов и обеспечения экологической  безопасности, безответственным действиям в распоряжении природными ресурсами и их фактическому расхищению.

И в то же время изменения, произошедшие с нашей страной  в последнее время дают нам  и немало возможностей улучшить экологическую  политику России - например, прекратились громадные плановые стройки, разрушавшие  экологический баланс земли, земля  стала платной и возможно это  повысит стремление граждан охранять и беречь ее, постепенно усиливается  экологическое законодательство, граждане все больше осознают глобальные экологические  проблемы и, наконец, у России и у Запада появилась возможность совместных действий в обхасти охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Экологические проблемы

Теперь кратко рассмотрим основные современные экологические  проблемы в России. Для того чтобы  их описать, понадобился бы ни один десяток печатных страниц, но для  того, чтобы у читателя сложилось  базовое представление о них, остановимся на главных.

В России ежегодно публикуются  Отчет по состоянию и охране окружающей среды и с помощью него можно  проследить основные экологические  проблемы

Экологическая ситуация в  России остается сложной. Несмотря на продолжающийся спад производства, объем  выбросов и сбросов загрязняющих веществ остается высоким. Серьезными проблемами остаются качество питьевой воды, загрязнения воздушного пространства, озоновый слой Земли, загрязнение почвенного покрова и его эрозийное разрушение, низкое плодородие почв, облесение  и опустынивание земнль. В горнодобывающем секторе природоохранительные мероприятия практически не финансируются. Растет потенциальная опасность радиоактивных отходов, загрязнение отходами производства и потребления. 90% аварийных разливов нефти вызывают сильные и во многом необратимые повреждения природных комплексов. в 1997 г. перечень животных, занесенных в Красную книгу РФ увеличилсь в 1,6 раза; огромные суммы не приходят в государственную казну из-за браконьерства и незаконной торговли предметами растительного и животного мира. Усиливается влияние неблагоприятных экологических факторов на сохранение культурного наследия: памятников истории, архитектуры, искусства, гидростроительства и т.д. Крайне неблагоприятное состояние окружающей среды сильно влияет на здоровье населения.

Всего и не перечислишь. Для  становления России на путь УР решение  этих и многих других экологических  задач должно стать стать одной из наиболее важных и срочных целей. Хотелось бы отметитить, что у России есть потенциал для разрешения этих проблем. Немалую помощь в этом может оказать опыт зарубежных государств. Недаром ведь А.Д.Сахаров говорил, что России нужно не следовать какому-то направлению развития, отвергая все остальные возможности, а перенимать как можно больше позитивного опыта у иностранных государств для выработки своего собственного пути развития.

Посмотрим, как можно эффективно решить серьезнейшую экологическую  проблему, используя зарубежный опыт, на примере проблемы глобального  потепления и применения экологических  квот. Автору работы представляется данный проект очень интересным.

В 1997 г. в Киото прошла крупнейшая за последние годы международная  конференция по предотвращению глобального  потепления. На ее заключительном этапы страны-участницу пришли к выводу, что экономически развитые страны виновны в парниковом эффекте и более не имеют права повышать уровень выбросов веществ в атмосферу, нарушающих озоновый слой. Свой вклад в сокращение выбросов им предлагается внести в виде квот менее развитым странам. Суть состоит в том, что неотъемлемым элементом перехода к устойчивому развитию является распределене между государствами соответствующих обязательств (квот), сопряженных с потреблением ограниченной хозяйственной емкости биосферы.

Один из ведущих российских экологов - профессор Н. Реймерс предложил систему распределения между государствами и регионами квот на изъятие тех или иных природных запасов и изменение естественных условий на планете и в крупнейших ее экосистемах. Одним словом, страны волей или неволей поддерживающие экологический баланс (сюда же относится Россия) на планете должны получать за это финансовые средства от стран, более всего загрязняющих окружающую среду.

По своей продуктивности в стабилизации окружающей среды  нетронутая антропогенным воздействием территория России имеет такое же значение в Северном полушарии, как  и вся бразильская часть Амазонии в Южном. В России такие пространства составляют около половины площади государства. В соотношении с общей поверхностью девственной природы в мире на долю России приходится около 25%.

Т.о. Россия может сегодня выгодно воспользоваться своими экологическими квотами и оказать влияние на формирование рынка экологических товаров и услуг в соответствии со своими национальными интересами. На базе комплексных и научно обоснованных оценок можно будет получить информацию о реальном потенциале российского участия в международной торговле правами на эмиссию парниковых газов (углеродный кредит). По некоторым оценкам, даже при резком изменении тенденций развития российской экономики выбросы С02 на протяжении не менее трех лет будут в стране на 1 млрд. тонн ниже базового (1990) года, и государство сможет продавать соответствующий объем разрешений на мировом рынке (в 1996 г. на внутреннем рынке США такие разрешения продавались по цене 60-70 долл. за 1 т.). Вскоре после встречи в Киото прошла серия кулуарных переговоров между потенциальными продавцами (Украина, Россия, Австралия) и покупателями квот (КНР, США, Германия, Япония, страны ЕС). Диапазон обсуждавшихся цен простирался от 17 до 155 долл. за 1 т.

По оценкам ученых из американского  института Уорллуотч, замена государственного регулирования эмиссий системой квот (разрешений) и предоставление компаниям права торговли ими открывает для промышленности такую свободу экономического маневра, которая позвали предприятиям экономить от 1,9 до 3,1 млрд. долл.

Повышение эффективности  использования углеродного кредита  как национального ресурса России потребует решения такой острой проблемы как законодательное определение  права собственности на леса для  субъектов Федерации, разработки системы  управления лесами на основе сочетания  государственного регулирования с  рыночным механизмом и привлечения  частных финансовых структур. На Западе уже ряд лет развивается институт посредников в лице экологических  банков, обеспечивающих, в частности, торговлю разрешениями на выбросы парниковых газов на национальном уровне. Активный интерес к проблеме международной  торговли разрешениями проявляют Всемирный  банк и Международный банк реконструкции  и развития. В этих условиях предлагаемое ведущими российскими предпринимателями  создание собственных транснациональных  корпораций, которые будут эффективно обеспечивать отражение интересов  России на мировом рынке экологических  квот, заслуживает серьезного рассмотрения.

Финансирование деятельности России по сохранению дикой природы  должно рассматриваться как плата  за услуги мировому сообществу (и в  особенности наиболее развитым странам) в обеспечении глобальной экологической  безопасности. Важно учитывать специфический  характер такой услуги, которая представляет собой не одноразовый акт, но процесс  создания и сохранения экологического ресурса, обеспечивающего компенсацию  антропогенного вмешательства. Иными  словами, речь идет о возврате экологического долга как важном шаге к достижению международной социальной справедливости.

По мнению российских ученых, в недалеком будущем ценность дикой природы превысит все другие ценности, и Россия, обеспечивающая ее сохранность на своей территории, станет неизмеримо богаче других стран  мира. Наряду с этим, признание мировым  сообществом глобальной роли российского  экологического потенциала повысит  имидж нашей страны среди государств, способствующих стабилизации окружающей среды и тем самым продвижению  человечества к устойчивому развитию[11] .

Теперь рассмотрим некоторые  моменты экологической политики в Российской Федерации сегодня. На пороге XXI в. для любого государства  экологическая политика является необходимой  частью его общей политики при  переходе к устойчивому развитию общества. Поскольку экологические  проблемы порождены социально-экономическим  развитием и связаны практически  со всеми аспектами современного общества, постольку и экологическая  политика должна тесно координироваться с социальной, демографической, экономической, научно-технической, культурной политикой.

За последние годы Россия осуществляет тесное международное  сотрудничество по проблемам экологии со многими странами мира: заключила  более 70 международных соглашений, договорв, конвенций, поддерживает связь с имеющимися национальными и международными организациями. В января 1990 в Москве состояля "Глобальный форум по защите окружающей среды и развитию в целях выживания". В данной работе международное сотрудничество России в решении экологических проблем не рассматривается (из-за обширности темы), но можно смело сказать, что Россия, особенно после окончания холодной войны активно включилась в мировое движение за спасение планеты.

Международное природоохранное  сотрудничество развивается по линии  взаимодействия с международными организациями  в рамках конвенций и соглашений и двусторонних договоров с 28 странами.

Основными документами, в  реализации которых участвует Российская Федерация, являются: решения Конференции  ООН по окружающей среде и развитию (г.Рио-де-Жанейро, 1992г.), Программа действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век (принята Генеральной Ассамблеей ООН, 1997 г.), решения и Министерская Декларация Конференции Министров "Окружающая среда для Европы" (г. Люцерн, 1993 г.), Министерская декларация и материалы Конференции Министров "Окружающая среда для Европы" (г. София, 1995 г.), Программа действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, а также Межправительственное соглашение стран - членов СНГ от 8 августа 1992 г. "О взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды", выполняются решения Международной Конференции по проблеме глобального потепления (Киото, 1997). Принято более 45 различных постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в области международного природоохранного сотрудничества.

Хотелось бы лишь кратко упомянуть значение экологической  политики России для стран СНГ. Для  них в настоящее время имеются  уникальные возможности разработки приоритетных направлений деятельности по реализации концепции УР, поскольку  главной задачей для них является структурная перестройка экономики, ее технологическое обеспечение  и формирование законодательной  базы ее функционирования. На очередном  заседании Совета Межпарламентской Ассамблеи принято решение о  координации деятельности Постоянных комиссий по экономике и финансам, по социальной политике и правам человека, по проблемам окружающей среды с  целью определения общих задач  и путей реализации декларации, принятой в Рио-де-Жанейро. Основным направлением сотрудничества стран-членов Содружества  должно стать изменение приоритетов  инвестиционной и налоговой политики в целях экологизации экономики; разработка новой политики в области топливно-энергетического комплекса; формирование правовых, экономических и организационных условий для рационального природопользования; разработка рекомендаций по восстановлению и сохранению природно-ресурсного потенциала; создание условий для социального развития и содействия социальной интеграции и т. д. Программа по разработке и реализации концепции УР должна осуществляться поэтапно на протяжении двух лет. Поскольку одним из основных вопросов законодательного обеспечения модели УР является согласование этой деятельности в масштабах различных регионов, существенную роль в решении этих проблем может сыграть Межпарламентская Ассамблея СНГ и ее рабочие органы - соответствующие комиссии. В немалой степени повышению эффективности этой деятельности послужит создание Координирующей группы по разработке и реализации концепции УР для стран СНГ, решение о создании которой принято Советом МПА

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Состояние окружающей среды в Российской Федерации: территориальная дифференциация 

2.1 Воздействие  отраслей хозяйства на экологическую  обстановку 
Несмотря на спад производства и осуществление ряда природоохранных мер как на федеральном, так и на региональном уровне, экологическая обстановка в наиболее населенных и промышленно развитых районах страны остается неблагополучной, а загрязнение природной среды – высоким. 
 
Среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха во многих городах и поселках превышают санитарные нормы. Не отвечает нормативным требованиям качество воды в большинстве водных объектов. Усиливаются масштабы эрозии и утраты плодородия почв, деградации полезащитных лесонасаждений, сокращается численность и исчезают популяции редких видов растений и животных, беднеют ландшафты. 
 
Использование как невозобновляемых, так и возобновляемых природных ресурсов недостаточно регулируется государством, хищническая эксплуатация природных ресурсов ведет к деградации целых природных комплексов, в том числе к деградации и уничтожению территорий традиционного природопользования. 
 
Усугубляются экологические проблемы городов – территорий, на которых проживает большая часть населения России. В результате строительства в водоохранных и лесопарковых зонах ухудшается качество питьевой воды и санитарное состояние пригородных территорий, сокращаются возможности массовой рекреации. 
 
Значительные территории России опасно загрязнены в результате чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий. Растет или остается на неприемлемо высоком уровне заболеваемость населения, обусловленная загрязнением окружающей среды, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, в местах интенсивного развития промышленности и химизации сельского хозяйства растет число новорожденных с врожденными дефектами. 
 
В результате несвоевременно принимаемых (и постоянно сокращаемых в объемах) противопожарных мер, лесные пожары остаются основным фактором, снижающим эколого-ресурсный потенциал лесов России. Увеличиваются площади лесов, погибающих от промышленных выбросов. Органы государственной власти не принимают мер, обеспечивающих в необходимом объеме лесовосстановительные работы. Сокращению площади наиболее ценных лесов способствуют неправомерные и необоснованные решения органов государственной власти по переводу земель лесов первой группы в нелесные земли. 
 
При организации работ по ликвидации накопленных опасных видов вооружений (химического и ядерного) проблемы обеспечения экологической безопасности не привлекают должного внимания на государственном уровне. Выведенные из строя атомные подводные лодки, ракетно-космические системы и ракетное топливо, места хранения, уничтожения и объекты по производству химического оружия создают в ряде случаев неприемлемый риск для населения и экосистем. 
 
Нерешенной и чрезвычайно острой остается проблема переработки бытовых и промышленных отходов. Предпринимаются попытки ввоза в Россию опасных отходов, не пригодных для употребления продуктов питания и товаров, переноса на территорию России экологически грязных и опасных технологий из других стран. 
 
Растет число техногенных аварий с неблагоприятными экологическими последствиями в промышленности, на транспорте и строительстве. Многие гидротехнические сооружения оказались бесхозными, технически устарели или эксплуатируются без соблюдения норм безопасности; растет число разрывов трубопроводов с опасными последствиями для окружающей среды. 
 
Значительная часть основных производственных фондов не отвечает требованиям экологической безопасности. Доля экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и на транспорте превышает 90 %. 
 
Нередко проекты и программы принимаются и осуществляются без требуемой законом государственной экологической экспертизы, а в проектах отсутствует раздел “Оценки воздействия на состояние окружающей среды “ (ОВОС). 
 
Неэффективны экономические механизмы обеспечения неистощающего и рационального природопользования, защиты окружающей среды и связанного с ней здоровья населения. Заниженная исходная стоимость природных ресурсов не стимулирует их бережного использования. В ходе приватизации и разгосударствления остались нерешенными вопросы компенсации ущерба, нанесенного прошлой хозяйственной деятельностью. 
 
За последние годы произошла деэкологизация государственного управления: сократилась государственная поддержка природоохранной деятельности, перманентные реорганизации (сопровождавшиеся снижением статуса и сокращением штатной численности и объемов бюджетного финансирования) поставили государственную систему охраны природы в критическое положение. Продолжение этого процесса реально угрожает разрушением природоохранных структур. Деэкологизация государственного управления сопровождается усилением секретности и противозаконных ограничений в распространении экологической информации. 
 
Лишь в малой степени финансируются уже принятые на федеральном уровне целевые экологически ориентированные программы; слабеют и оказываются недостаточными системы государственного экологического, санитарно-эпидемиологического и радиационного контроля и мониторинга; неоправданно затянулось принятие государственной стратегии устойчивого развития. 
 
Нарушаются законные права граждан на благоприятную окружающую среду, компенсацию ущерба в результате ее ухудшения, на объективную и своевременную информацию о состоянии окружающей среды, право на непосредственное участие граждан в принятии решений, влияющих на состояние окружающей среды. 
 
Не в полной мере реализуются возможности решения экологических проблем на уровне субъектов федерации. Органы местного самоуправления часто устраняются от участия в решении экологических проблем территорий. 
 
Правоохранительные органы недостаточно активно способствуют укреплению экологического правопорядка, защите прав граждан и решению проблем охраны природы; рассмотрение природоохранных дел часто затягивается или необоснованно прекращается; принятые судебные решения не выполняются или выполняются не в полном объеме. 
 
Федеральные и региональные органы представительной власти недостаточно активно устраняют противоречия и пробелы в природоохранном и ресурсном законодательстве. 
 
Средства массовой информации не уделяют должного внимания экологическим проблемам, не дают полной и объективной информации по проблемам охраны окружающей среды. 
 
Не получает должной государственной поддержки система экологического образования и просвещения. 
 
Экологический императив является для нас безусловным фактором в подходе к таким регионам, в которых опасное загрязнение или безответственное уничтожение природы стало зловещей реальностью. С этой точки зрения наше особое внимание привлекают: 
 
территории России, пострадавшие от чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; 
 
зоны опасного промышленного загрязнения – Кемеровская, Оренбургская, Томская, Пермская, Свердловская, Челябинская, Иркутская, Омская, Вологодская области, Красноярский край и др.; 
 
территории варварского разграбления природных ресурсов – Приморский и Хабаровский края, Сахалин, Амурская и Камчатская области, республики Карелия, Калмыкия и Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий НО. 
 
XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения (атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражения территории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов, оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территорий. 
 
Проблемы возникают в результате такого взаимодействия природы и человека, при котором антропогенная нагрузка на территорию (ее определяют через техногенную нагрузку и плотность населения) превышает экологические возможности этой территории, обусловленные главным образом ее природно-ресурсным потенциалом и общей устойчивостью природных ландшафтов (комплексов, геосистем) к антропогенным воздействиям. 
 
Значительно загрязняют атмосферу автомобильный транспорт, ТЭЦ, предприятия черной и цветной металлургии, нефтегазоперерабатывающей, химической и лесной промышленности. Большое количество вредных веществ в атмосферу поступает с выхлопными газами автомобилей, причем их доля в загрязнении воздуха постоянно растет; в России — более 30%, а в США — более 60% от общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу. 
 
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха регионов нашей страны — машины и установки, использующие серосодержащие угли, нефть, газ. Больше половины добываемых в европейской части страны углей содержат свыше 2,5% серы. Поэтому ежегодно в атмосферу в результате промышленной деятельности человека попадает примерно 75·106 т окиси серы, 53106 т окиси и двуокиси азота, 304·106 т окиси углерода, 88·106 т углеводородов (предельных, альдегидных и пр.). 
 
Предприятия черной металлургии пускают в отходы породу, содержащую свинец, кобальт, медь. При добыче угля ежегодно на поверхность поднимают около 1 млрд. м2 пустой породы. Строят из нее бесполезные пирамиды — терриконы. При этом впустую растрачиваются тысячи гектаров плодородных земель. Загрязняется атмосфера, терриконы горят, ветер поднимает с их бесплодных склонов тучи пыли.

Информация о работе Экология России