Экология в системе естественных наук и ее структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:41, контрольная работа

Описание работы

Современная экология — это фундаментальная наука о природе, являющаяся комплексной и объединяющая знание основ нескольких классических естественных наук: биологии, геологии, географии, климатологии, ландшафтоведения и др. Согласно основным положениям этой науки, человек является частью биосферы как представитель одного из биологических видов и так же, как и другие организмы, не может существовать без биоты, т. е. без совокупности живущих ныне на Земле биологических видов, которые и составляют среду обитания человечества.

Работа содержит 1 файл

Экология в системе естественных наук и ее структура.doc

— 476.00 Кб (Скачать)

ология в системе  естественных наук и ее структура 

Современная экология — это фундаментальная наука  о природе, являющаяся комплексной  и объединяющая знание основ нескольких классических естественных наук: биологии, геологии, географии, климатологии, ландшафтоведения и др. Согласно основным положениям этой науки, человек является частью биосферы как представитель одного из биологических видов и так же, как и другие организмы, не может существовать без биоты, т. е. без совокупности живущих ныне на Земле биологических видов, которые и составляют среду обитания человечества.

Экологические системы, как и живые системы  других уровней организации, являются весьма сложными, характеризуются нелинейной динамикой и их поведение в  математических моделях описывают  такие современные науки, как динамическая теория систем и синергетика. В моделировании экосистем определенную роль сыграли также представления кибернетики (науки об управлении) о теории регулирования, об устойчивости и неустойчивости, об обратных связях.

В наше время термином «экология» все чаще обозначают совокупность взаимоотношений природы и общества. Рассматривая структуру современной экологической науки, примерно соответствующую структуре естественнонаучной дисциплины в высших учебных заведениях, можно выделить три основные ветви экологии. 

Первая ветвь.  

Общая экология, или биоэкология, — это изучение взаимоотношений живых систем разных рангов (организмов, популяций, экосистем) со средой и между собой. Эту часть  экологии в свою очередь подразделяют на следующие разделы: 

• аутэкологию, т. е. изучение закономерности взаимоотношений  организмов отдельного вида со средой обитания ;

• демэкологию  или экологию популяций ;

• синэкологию, т. е. экологию сообществ;

• экосистемную и биосферную экологию .  

Вторая ветвь.  

Геоэкология —  это изучение геосфер, их динамики и  взаимодействия , геофизических условий  жизни, факторов (т. е. ресурсов и условий) неживой окружающей среды, действующей  на организмы. 

Третья ветвь. Прикладная экология — это аспекты  инженерной, социальной, экономической охраны среды обитания человека, проблем взаимоотношений природы и обпдества, экологических принципов охраны природы. 

Экология как  мировоззрение

Экологический кризис, в состоянии которого находится  сейчас наша планета, является следствием не только роста населения, но и кризиса сознания. Так, если в XVIII—XIX вв. и ранее в сознании человечества преобладало понятие долга, нравственного, семейного, государственного, религиозного, то в XIX—XX вв. большое распространение получили идеалы потребления, комфортабельной, приятной жизни. Человечество на этом пути не достигло счастья, однако потеряло возможность жить в ладу с природой и с самим собой.

В результате к  концу XX в. термин «экология» перешагнул границы университетских аудиторий  и превратился в политический лозунг и в обозначение определенного типа мировоззрения.

Для специалиста, занимаюшегося экологией, неприемлем термин «окружающая среда», поскольку  предметом экологии является природа, а также взаимодействия и взаимоотношения  организмов в ней, но никак не среда, окружающая и обслуживающая человека.

Если большая  часть XX в. прошла под флагом эйфории  от технологических успехов, то теперь человек понял, что он дитя природы, а не ее хозяин и властелин; сама возможность жизни человека на планете обеспечивается сложившейся в биосфере за тысячелетия скоординированной жизнедеятельностью всех биологических видов. Такое мировоззрение может быть названо биоцентрическим, в отличие от антропоцентрического , в котором в центре природы и мироздания стоит человек, и от социоцентрического, в котором центром и целью жизни самого человека является тоталитарная социальная или производственная система.

В трудах выдающегося  гуманиста XX в. А. Швейцера (1875—1965) —  немецко-французского мыслителя, теолога  и миссионера — биоцентрическая точка зрения выражена в словах «благоговение перед жизнью», которые, по-видимому, представляют собой единственно приемлемую этическую основу взаимоотношений человека и живой природы. 

Футурология (от лат.  — будущее и греч. —  учение) — комплексная дисциплина, основывающаяся на данных общественных и естественных наук и ставящая целью предвидение будущего развития человечества и отдельных сфер жизни общества.

Научные представления  и математические модели, которые  были упомянуты ранее, послужили основанием для современной футурологии^ и различных социально-экономических прогнозов.

в соответствии с произошедшими изменениями  в мировоззрении и науке все  чаш;е акцентируют внимание на концепции  русской классической школы биологов и экологов, направленной на изучение явлений коэволюции в природе, и в том числе возможности сопряженной эволюции человека и биосферы. Эта концепция разработана в трудах В. И. Вернадского, Н. В. Тимофеева-Ресовского и философской школы русских кос-мистов, т. е. исследователей, которые, с одной стороны, изучали естественные законы суш;ествования биосферы, а с другой стороны, философски осмысливали цель жизни человека и человечества в целом. 

Движение за охрану природы зародилось в России еще до 1917 г., причем сушествовали различные взгляды на его необходимость. Одна из концепций, основывающаяся преимущественно на эстетических и этических критериях, представлена в работах А. П. Семенова-Тянь-Шанского. Основа этой концепции — в убежденности, что человечество представляет собой элемент, само существование которого разрушает присущую природе гармонию.

В другой концепции (Г. А. Кожевникова и В. В. Станчинского) природа представлена как некая  четкая структура, характеризующаяся  взаимозависимостью между составляющими  ее биологическими компонентами и относительной равновесностью, а человечество рассматривалось как нечто чуждое гармоничным и исконно существующим природным системам. Приверженцы этой концепции были глубоко обеспокоены тем, что цивилизация с большой скоростью разрушает равновесие в природных системах и рискует разрушить саму себя.

Сторонники третьей, утилитарной концепции исповедовали принцип устойчивого урожая и  максимальной эффективности использования  природных ресурсов. Они были склонны  к узкому толкованию понятия «ресурсы» и руководствовались критериями сиюминутной хозяйственной выгоды. Живое делили на «полезное» и «вредное» и последнее обрекали на истребление. Прагматики не учитывали целостность экологических систем и были восприимчивы к целям и методам, навязываемым политическим руководством.

В первые годы советской  власти возобладал экологический подход к охране природы. Были организованы заповедники, представлявшие собой  уникальные учреждения, с функциями  центров экологических исследований, а также эталонов определенных природных зон.

Несмотря на первоначальные успехи, положение экологически ориентированной охраны природы  не было по-настоящему устойчивым. Главными препятствиями стали новые приоритеты и задачи пятилетних планов. Появились  идеи преобразования и покорения природы. Был сформирован образ человека как «венца эволюции». Прогресс в развитии человечества стали отождествлять с его полным господством над всем ходом жизни на планете.

Преобразовательский пафос стал проявлением крайнего антропоцентризма. Природу превратили в противника, которого следует победить в процессе созидания рукотворной окружающей среды. Результатом этого стало развитие тотальных лесозаготовительных работ с уничтожением лесных экосистем, разработка проектов по повороту рек, проведение работ по акклиматизации различных промысловых животных и по мелиорации (осушению) ценных болотных экосистем, освоение целины, а также множество иных проектов, приведших к уничтожению многих естественных экосистем России.

Справедливости  ради следует заметить, что многие развитые страны к середине XX в. достаточно преуспели в деле «покорения природы» как на территории своих стран, так и в колониях.

В настоящее  время Россия активно участвует  в работе международных конференций  и организаций по охране окружающей среды, присоединилась к многочисленным международным соглашениям в этой области.

Усилиями средств  массовой информации и экологов в  сознание людей и в государственную  практику России внедряют понятие экологической  безопасности как элемента государственной  и личной безопасности. Важное место в программе действий в области экоразвития занимает всеобщее экологическое образование, первостепенное значение которого, а также бытовой и производственной экологической культуры определяет следующая формула: 

Уровень экологического сознания ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ     (образования и бытовой культуры) БЕЗОПАСНОСТЬ Численность Уровень населения потребления 

Анализ положения  России на экологической карте мира показывает, что она является одной  из восьми стран, состояние природной  среды в которой определяет состояние биосферы в целом. Помимо России, к числу таких стран относят США, Японию, Германию, Китай, Индию, Индонезию и Бразилию.

Несмотря на печальные последствия проводившихся  преобразований природы и длительного  экстенсивного развития, в России сохранились достаточно большие нетронутые деятельностью человека экосистемы (в основном на севере и в Сибири).

По современным  данным ООН Россия находится на четвертом  месте в мире по видовому разнообразию наземных экосистем. Она имеет 99 заповедников и 33 национальных парка (к сожалению, занимающих всего 2% территории страны). Это — наследство будущих поколений россиян, шанс на сохранение жизнеспособности страны.

По другим важнейшим  показателям состояния природной  среды и человеческой популяции в России, а именно по средней продолжительности жизни и по показателю здоровья населения, страна находится на значительно более низком уровне. Экономические и социальные кризисы последних лет, низкая культура производства привели к тому, что по показателю здоровья населения Россия занимает 35—40-е место, по средней продолжительности жизни женщин — 100-е, а мужчин — 135-е место в мире.

Здоровье природной  среды и здоровье населения России необходимо внести в число приоритетов  государственной политики нашей страны. Столь же необходимо грамотное отношение к проблемам здоровья каждого отдельного человека. Именно эти обстоятельства послужили причиной введения в программы общего обязательного образования вузов России самостоятельной дисциплины «Экология».

30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экосистема или  экологическая система (от греч. óikos — жилище, местопребывание и система), природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например атмосфера, или биокосной — почва, водоём и т. п.), связанными между собой обменом веществ и энергии. Одно из основных понятий экологии, приложимое к объектам разной сложности и размеров. Примеры Экосистем — пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, донными отложениями, с характерными для него изменениями температуры, количества растворённого в воде кислорода, состава воды и т. п., с определённой биологической продуктивностью; лес с лесной подстилкой, почвой, микроорганизмами, с населяющими его птицами, травоядными и хищными млекопитающими, с характерным для него распределением температуры и влажности воздуха, света, почвенных вод и др. факторов среды, с присущим ему обменом веществ и энергии. Гниющий пень в лесу, с живущими на нём и в нём организмами и условиями обитания, тоже можно рассматривать как Экосистему 
 

Основные сведения 

Экологическая система (экосистема) — совокупность популяций различных видов растений, животных и микробов, взаимодействующих  между собой и окружающей их средой таким образом, что эта совокупность сохраняется неопределённо долгое время. Примеры экологических систем : луг, лес, озеро, океан. Экосистемы существуют везде — в воде и на земле, в сухих и влажных районах, в холодных и жарких местностях. Они по-разному выглядят, включают различные виды растений и животных. Однако в «поведении» всех экосистем имеются и общие аспекты, связанные с принципиальным сходством энергетических процессов, протекающих в них. Одним из фундаментальных правил, которым подчиняются все экосистемы, является принцип Ле Шателье — Брауна: 

при внешнем  воздействии, выводящем систему  из состояния устойчивого равновесия, это равновесие смещается в направлении, при котором эффект внешнего воздействия  ослабляется. 

При изучении экосистем анализируют прежде всего поток энергии и круговорот веществ между соответствующими биотопом и биоценозом. Экосистемный подход учитывает общность организации всех сообществ независимо от местообитания. Это подтверждает сходство структуры и функционирования наземной и водной экосистем. 

Информация о работе Экология в системе естественных наук и ее структура