Экология

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

экологические проблемы

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Понятие сообщество. Биоценоз. Биотоп. Составные части биоценоза и биотопа. Простые и сложные биоценозы…………………………………………..4

2. Роль В.И. Вернадского в определении закона внутреннего динамического равновесия…………………………………………………………………………....6

3. Управление качеством окружающей природной среды………………………11

Заключение………………………………………………………………………… 18

Список литературы…………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

экология.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

     Вернадский  показывает, что в динамическом равновесии такое свойство времени как необратимость  исчезает. Равновесие выражается в  обратимых процессах. А почти  полвека спустя И. Пригожин получает Нобелевскую премию за работы по термодинамике  неравновесных систем. В своей известной книге “Порядок из хаоса” (написанной совместно с И. Стенгерс) он доказывает, что переход от теплового хаоса к порядку, упорядоченной физической структуре может совершатся только в сильно неравновесных условиях. Но, согласно Вернадскому, и биосфера в целом и её живые или неживые компоненты существуют именно в неравновесных условиях. И в этом смысле жизнь предстаёт перед нами как высшее проявление процессов самоорганизации, происходящих в природе.

     Причём  неравновесие само по себе не создаёт стрелу времени, а лишь позволяет ей проявиться, обнаруживает направление развития в сторону равновесия. В синергетической системе реализуется самоорганизация, самоупорядочение в пространстве и времени. Здесь малые изменения начальных условий, от которых существенно зависит дальнейшее поведение системы, возрастают до макроскопического уровня. Тем самым состояние неравновесия даёт возможность увидеть вектор времени, открывая для науки фазовые переходы, качественные изменения, необратимость там, где ранее господствовала обратимость, т.е. повторение одного и того же.

     Таким образом, концепция времени Вернадского, будучи существенно важной стороной его научных и философских  идей, несомненно способствовала, как  и вся его методология познания, формированию современной научной картины мира и продолжает подпитывать её развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Управление качеством окружающей природной среды.

     Экологический контроль (ЭК) в целом — это  проверка соблюдения предприятиями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране ОПС и обеспечению экологической безопасности общества.

     Цель  ЭК состоит в предупреждении и  устранении правонарушений в области  экологии и природопользования экологических  и связанных с ними социальных и экономических последствий в результате осуществления данного проекта.

     Предварительное заключение экспертной комиссии, подготовленное и подписанное комиссией, доводится  до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Закон РФ об охране ОПС (ст. 41) разрешает в ряде случаев принимать решение по результатам обсуждения или референдума.

     Заключение  экспертной комиссии утверждается руководителем  компетентного органа власти РФ или  ее субъекта (края, области и т.д.). После утверждения выводы экологической экспертизы приобретают юридическую силу. В дальнейшем контроль за исполнением требований этого заключения осуществляют органы государственного экологического контроля.

     В случае вынесения экспертной комиссией отрицательного заключения материалы по объекту экспертизы должны быть доработаны и представлены на повторную экспертизу. Организации и лица, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, народный или арбитражный суд. Административный орган, согласившись с жалобой, может отменить заключение экспертизы, одновременно назначив повторную. Народный или арбитражный суд вправе признать заключение экологической экспертизы недействительным, если усмотрит в нем нарушение действующего законодательства. По тем же основаниям прокурор в народном или арбитражном суде выносит администрации, принявшей решение, протест, предусматривающий отмену незаконно принятого заключения по экологической экспертизе.

     Следует подчеркнуть, что председатель и  члены экспертной комиссии несут  персональную ответственность (вплоть до уголовной) за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством РФ.

     В настоящее время сложились две формы ЭК в предупредительная и карательная.

     Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального  использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (например, рекультивации земель после проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.).

     Карательная форма ЭК применяется в тех  случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).

     Объектами ЭК являются: состояние ОПС, ее отдельных  объектов, степень их изменения под  влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране ОПС и ее отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства.

     В целом система ЭК в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» состоит из следующих  подсистем: 1) государственная служба наблюдения за состоянием ОПС; 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический контроль; 4) общественный экологический контроль.

     Государственный экологический контроль (ГЭК). В отличие  от государственного экологического мониторинга, который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информации, ГЭК решает иную задачу: добиться обеспечения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОПС.

     Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов», Положения о министерствах и ведомствах, относящихся к числу специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны ОПС.

     Законом установлен круг полномочий должностных  лиц органов ГЭК. Они имеют  право:

— посещать предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;

— проверять  работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных  требований и нормативов;

— устанавливать нормативы и давать разрешения на сбросы и выбросы вредных веществ;

— назначать  государственную экологическую  экспертизу;

требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы  о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного ОПС и здоровью граждан;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых  предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.

     Общий экологический контроль относится  к компетенции высших звеньев  государственной системы управления. На федеральном уровне — это контрольное  управление Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне — соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

     Что касается специализированного ЭК, законом  установлен правовой статус специально уполномоченных на то государственных  органов РФ в области охраны ОПС и предоставлены им соответствующие полномочия осуществлять экологический контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, а также создание и обеспечение работы государственной службы наблюдений за состоянием ОПС. В частности, по всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена на Министерство природных ресурсов России. Госсанэпиднадзор России контролирует выполнение санитарных требований практически во всех сферах природопользования. Сюда относятся водные ресурсы и различные природные объекты и комплексы, подверженные опасности химического или бактериологического заражения.

     Несмотря на имеющиеся различия, общим для всех государственных органов экологического контроля является надведомственный характер, позволяющий контролировать деятельность всех предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

     Производственный  экологический контроль осуществляется непосредствен но на предприятиях. Следует подчеркнуть, что это  не государственный контроль, который  опирается на нормативные правовые акты, так как деятельность производственного  ЭК регулируется внутрислужебными документами и этот вид контроля выполняется самим предприятием. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприятия на ОПС в пределах установленных нормативов и, благодаря этому, избегать претензий (и соответствующих санкций) со стороны ГЭК.

     К одной из разновидностей производственного  ЭК, а точнее «самоконтроля», можно  отнести экологическое аудирование.

     Экологическое аудирование (аудит). Одним из новых  инструментов в области охраны ОПС  является экологический аудит, представляющий собой вневедомственную, независимую проверку и оценку документированной информации об объекте на предмет соответствия его хозяйственной деятельности определенным экологическим критериям.

     Главное назначение экологического аудита (B.Л. Сидорук, 2001 г.):

— служить  инструментом анализа и описания существующего состояния ОПС;

— определять и оценивать сильные и слабые моменты хозяйственной и иной деятельности на данной территории в  области охраны ОПС;

— определять приоритетность и привлекательность инвестиций, а также обеспечивать широкое участие общественности;

— развить  природоохранную стратегию.

     В 1997 г. принята программа развития экологического аудита в России, которая  включает создание соответствующих  правовых, нормативных и методических документов, создание системы обучения и подготовки экоаудиторов, проведение научно-исследовательских работ и др. В качестве основных нормативных документов используются экологические стандарты ISO 14000.

     Действующие в настоящее время международные стандарты серии ИСО устанавливают процедуры экологического аудита, которые обеспечивают планирование и проведение аудита системы управления качеством окружающей среды. Например, стандарт ИСО 14011 «Руководство по аудированию в области окружающей среды. Процедуры аудита. Аудирование систем управления окружающей средой», ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Общие требования и рекомендации по использованию», ИСО 14004 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования» и др.

     В настоящее время имеется более 60 российских фирм, имеющих федеральную  лицензию (разрешение) на деятельность в сфере экологического аудита.

     Экологическое аудирование осуществляется, как  правило, по инициативе самого предприятия-загрязнителя. Особенностью экологического аудита является то, что он проводится не для наказания, его задачей является поиск возможностей избежать негативных последствий загрязнения ОПС, которые могут обернуться для предприятия-загрязнителя не только потерей части прибыли, но, подчас, и его закрытием.

     Именно  поэтому опытные руководители предприятий  сами, по мере необходимости, обращаются за помощью к аудиторским организациям, специализирующимся в данном направлении; это не только позволяет такому руководителю повысить свой имидж, но в конечном итоге снижает издержки предприятия, связанные с санкциями, штрафами, налогами и т.д. Вследствие этого аудиторская проверка, хотя и оплачивается самим предприятием, тем не менее, является весьма выгодной для последнего.

Информация о работе Экология