Экономические методы регулирования охраны природы

Автор: Санникова Мария, 22 Ноября 2010 в 13:22, реферат

Описание работы

Введение.
Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с экологией на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно. “Озоновая дыра”, радиоактивное загрязнение, глобальное потепление климата, состояние воздушных бассейнов в крупных городах наглядно свидетельствуют о том, что наша среда обитания истощена до предела. От нашей активности в сфере охраны окружающей среды зависит решение вопроса о выживании, сохранение здоровья людей и создание нормальных условий их жизнедеятельности. Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой и использованием недр. Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности.
В этой связи, весьма актуальным становится экономический аспект проблемы. В самом деле, благие призывы - “не сорить”, в обязательном порядке должны быть подкреплены комплексом экономических и других мер воздействия на тех, кто эти призывы игнорирует. Об охране экологии, в век бизнеса, нельзя говорить иначе, как в экономических категориях. В предлагаемой работе сделана попытка такого разговора

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.04 Кб (Скачать)
 

Введение.

 
         Проблема  защиты экологии встала перед  человечеством сравнительно недавно.  Но уже в нашем веке, который  ознаменовал себя масштабным  истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных  выбросов в атмосферу и океан,  уничтожением лесов и множеством  иных факторов, усугубляющих положение  с экологией на нашей планете,  экологическая катастрофа приблизилась  необычайно. “Озоновая дыра”, радиоактивное  загрязнение, глобальное потепление  климата, состояние воздушных  бассейнов в крупных городах  наглядно свидетельствуют о том,  что наша среда обитания истощена  до предела. От нашей активности  в сфере охраны окружающей  среды зависит решение вопроса  о выживании, сохранение здоровья  людей и создание нормальных  условий их жизнедеятельности.  Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой  и использованием недр. Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности.

В этой связи, весьма актуальным становится экономический  аспект проблемы. В самом деле, благие призывы - “не сорить”, в обязательном порядке должны быть подкреплены  комплексом экономических и других мер воздействия на тех, кто эти  призывы игнорирует. Об охране экологии, в век бизнеса, нельзя говорить иначе, как в экономических категориях. В предлагаемой работе сделана попытка  такого разговора 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Контроль за состоянием окружающей 
среды.

 
          Для обеспечения  объективной информацией процессов  создания, реализации и оценки  экологической политики необходима  система экологического мониторинга.  Более того, в некоторых странах,  например в Японии, в каждом  регулирующем законе содержится  требование к административным  органам осуществлять постоянный  надзор загрязнения. 
Экологический мониторинг может быть задействован на следующих этапах экологической политики:

1) Оценка  стратегии с целью проверки  возможности возникновения нежелательных  последствий в перспективе.

2) Деятельность  по уменьшению загрязнения окружающей  среды, например:

- краткосрочный  мониторинг при катастрофическом  загрязнении в целях охраны  здоровья людей;

- мониторинг  соблюдения стандартов выбросов  и качества окружающей среды;

- мониторинг  при комплексной оценке экологического  воздействия.

3) Выявление  новых проблем и создание политики  по их решению.

Распределение ролей в экологическом мониторинге  между национальным правительством, штатными (региональными) и местными властями зависит от структуры институтов в каждой конкретной стране. Обычно мониторинг проводится местными властями. Они должны контролировать выбросы  предприятий и реагировать на превышение лимитов и других разрешающих  условий, а также, если деятельность предприятия осуществляется при отсутствии требуемого разрешения. Если разрешение не предусмотрено, местные власти должны проверять, ведется ли деятельность в соответствии со специальными требованиями законодательства в этой области.

Частные агентства и Фирмы также вовлечены  во многих случаях в схемы мониторинга. Происходит это в основном как  часть принципа "загрязнитель платит”. Очевидно, что первым шагом в контроле загрязнения является знание типа и  объема выброса загрязнителя. Поэтому  фирмы занимаются мониторингом своих  собственных выбросов в целях  оценки соблюдения ими разрешений или  лицензий и нормативного (стандартного) состояния окружающей среды в  окрестностях данного объекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономическое регулирование охраны  
окружающей среды.

 
         Многие специалисты, в том числе и юристы, в развитых странах считают экологические проблемы по сути проблемами экономическими. Такая позиция согласуется с тем, что в настоящее время во многих странах наблюдается ослабление административного регулирования экономики. Экономические методы регулирования адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная особенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.

 Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов. В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:

 -платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;

- компенсационные  платежи за выбытие природных  ресурсов из целевого использования  или ухудшение их качества, вызванное  производственной деятельностью;

- платежи  или налоги за выбросы загрязняющих  веществ в окружающую среду;

- дополнительный  налог с прибыли предприятий,  выпускающих экологически вредную  продукцию или применяющих экологически  опасные технологии.

 
Эмиссионный налог  и платежи.
 

         Давно известна точка зрения, объявляющая противозаконной любую загрязняющую деятельность и полагающая, что загрязнение окружающей среды можно просто запретить. Этот подход экономически не обоснован, так, как любая деятельность, связанная с природопользованием, приводит к загрязнению.

В качестве основной меры контроля за загрязнением в развитых странах предусмотрено введение налогов природопользователей и загрязнителей окружающей среды, преимущественно на региональном и местном уровнях. Так в ФРГ сравнительно недавно законодательно введена система налогообложения всех загрязняющих производств. В Нидерландах такая система функционирует уже на протяжении 10 лет, во Франции - начиная с 60-х годов.

 Система налогов на загрязнение воздуха и вод очень сложна. Она заключается в установлении платы за единицу загрязнения для всех источников на таком уровне, при котором стремление к минимизации издержек привело бы к общему снижению загрязнения, достаточному для достижения стандартов.

Налоговая система имеет два главных  преимущества по-cpавнению с системой административного достижения стандартов ПДВ или ПДК.

Во-первых, в результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает  ситуация, при которой борьба с  загрязнением будет концентрироваться  на тех объектах, где она дешевле  всего. Каждый загрязнитель будет уменьшать  загрязнение до тех пор, пока предельные издержки предотвращения загрязнения  не сравняются с установленной платой за загрязнение.

Во-вторых, налоговая система может функционировать  при недостатке исходной информации. Иногда можно просто установить величину налоговой ставки, наблюдать за последствиями, а затем повышать или понижать ее до тех пор, пока не будет найден правильный уровень.

В экологическом  плане эмиссионный налог, то есть налог за выбросы в атмосферу, размещение твердых отходов, сбросы в водоемы, способствует замене или сокращению экологически вредных производственных процессов, смене структуры выпуска продукции в сторону ее экологизации, введению более экологически ценных технологий производства, технологий очистки, переработки вторичных ресурсов. На первом этапе налоговый “гнет” естественно сказывается на конечной цене готовой продукции. Однако после адаптации фирм к перечисленным изменениям соотношение спроса и предложения нормализуется и цены установятся на прежнем уровне.

Альтернативой эмиссионному налогу являются платежи, устанавливаемые для любого источника  выбросов и взимаемые только в  том случае, если выбросы превышают  заранее установленный уровень.

Применяя  для осуществления экологической  политики эмиссионные налоги или  платежи надо учитывать следующие  ограничения:

1) недоучет  некоторых загрязняющих веществ  ведет к занижению суммы платежей;

2 ) точный расчет стоимости ограничения выбросов для каждого загрязнителя весьма накладен и довольно ненадежен;

3) для  каждого вида загрязнений должна  быть предусмотрена система регулирования  поэтапного повышения ставок  налогов или платежей, отражающая  рост предельных издержек по  мере достижения более высокого  качества окружающей среды;

4) эмиссионный  налог не применим к регулированию  некоторых видов загрязнений  (опасных отходов, шумового загрязнения  в городе);

5) налог  неэффективен для принятия экстренных  мер в условиях чрезвычайной  экологической ситуации;

6) побудительный  эффект налогов может ослабляться  под действием ряда объективных  факторов (инфляции, быстрого экономического  роста и некоторых других);

Первые  три проблемы не носят принципиального  характера и по всей видимости, могут быть решены технически. Остальные пункты в известной степени ограничивают сферу воздействия эмиссионного налога загрязнениями воздуха и вод.  
 

Налоги  и платежи за ресурсы.

Налоги  на использование ресурсов применяются  для ограничения спроса, когда  нет необходимости установления максимума совокупного использования  ресурсов. Перед введением налога должны быть ликвидированы субсидии и другие факторы, искажающие цена на ресурсы.

 Налоги и платежи должны отражать реальную стоимость ресурсов. Высокие налоги и цены на ресурсы должны стимулировать более высокие технологии и структуру потребления, но они должны вводиться постепенно, чтобы избежать экономических срывов.

Залоги  и облигации.

В некоторых  странах Запада применяется схема  залогов - возмещений. Согласно этой схеме  залог взимается с экологически грязных и нежелательных продуктов  и возмещяется, как только этот продукт надлежащим образом уничтожается. Залоговые вклады на возмещение экологического ущерба позволяют также избежать нелегальных сбросов загрязнителей, ибо залог больше расходов на захоронение отходов. 
Экологические цели могут быть достигнуты и посредством совместного несения расходов фирмами. Примером тому могут служить водные ассоциации в районе Рура в Германии. В этих ассоциациях членство обязательно для каждого загрязнителя.

Экологические фонды.

         Экологические фонды обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов.

 Местные экологические фонды складываются из следующих средств:

 - эмиссионные налоги и платежи предприятий (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов);

- налоги  и платежи за ресурсы;

- залоги-возмещения  и облигации пользования;

- средства, изысканные в возмещение ущерба, причиненного при нарушении средоохранного законодательства;

Информация о работе Экономические методы регулирования охраны природы