В.И. Вернадский об автотрофности человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:14, реферат

Описание работы

Влади́мир Ива́нович Верна́дский (28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург — 6 января 1945, Москва) — выдающийся русский [2] и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 75.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

В.И. ВЕРНАДСКИЙ  ОБ АВТОТРОФНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 


В.И. ВЕРНАДСКИЙ

 

Влади́мир Ива́нович Верна́дский (28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург — 6 января 1945, Москва) — выдающийся русский [2] и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Лауреат Сталинской премии I степени.

Учение о биосфере и ноосфере

В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества:

      живое;

      биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);

      косное (абиотическое, образованное вне жизни);

      биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва);

      вещество в стадии радиоактивного распада;

      рассеянные атомы;

      вещество космического происхождения.

Вернадский был сторонником гипотезы панспермии. Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определённой структурой, симметрией и дисимметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский связывал особенности пространства живого вещества с его предполагаемым неевклидовым характером, но по неясным причинам отказался от этой трактовки и стал объяснять пространство живого как единство пространства-времени.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

 

 

 

В.И. ВЕРНАДСКИЙ  ОБ АВТОТРОФНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

Под автотрофностью понимается свойство некоторых живых организмов самостоятельно производить внутри себя все необходимые для жизни вещества.

Человек не может жить вне биосферы, потому что был создан жить и развиваться именно в этой среде, получая все необходимые компоненты для существования из окружающей среды.

Однако в ХХ появилась популярная идея автотрофности человека, когда его питание не будет зависеть от других форм жизни. Это означало, что наука должна путём химического синтеза питательных веществ создать различные компоненты искусственной пищи.

Весь вопрос в том, обоснованно ли научно применение для питания синтетическoй пищи. Особенно это может быть актуально при планировании многолетних космических экспедиций на другие планеты.

Мы должны быть благодарны В.И.Вернадскому, что благодаря ему заговорили о некой геологической силе в биосфере. Эта геологическая сила выражена в силе разума человека. Когда мы говорим, что деятельность человека воздействует на биосферу планеты, обычно под проявлением человеческого разума подразумеваются различные научно-технические, биохимические достижения, которые со временем изменяют экологию и биосферу планеты [1].

Вернадский в своих работах подчёркивал, что не только достижения научно-технического прогресса как проявления разума способны воздействовать на биосферу, но и сама сила человеческого разума влияет на течение земных энергетических явлений внутри самой планеты.

Таинство происхождение человека на Земле, его генетическая связь с миллионами живших до него людей, вновь и вновь заставляет учёных и археологов искать следы зарождения жизни, чтобы найти научное объяснение смысла жизни человека на Земле.

Ф. Реди утверждал, что всякий живой организм происходит от другого живого же организма.

В своих работах Вернадский подчёркивает, что следов самозарождение человека на Земле в любых его проявлениях не было отмечено. Хотя многочисленные учёные упорно доказывают, что самозарождение человека на Земле в виде прямого синтеза организма из материально составляющего его элементов есть основосоставляющая причина возникновения жизни на Земле, что и остаётся доказать научной элите.

Человек связан с окружающей его средой в первую очередь питанием.

Может ли человек существовать сам по себе, не получая необходимый минимум питания?

Вернадский говорит, что вопросы питания человека должны быть пересмотрены.

Как известно, в природе существуют зелёные растения, которые сами могут вырабатывать вещества, необходимые для их жизни, пользуясь косными, с жизнью не связанными химическими продуктами земной коры.

Немецкий физиолог В. Пфеффер назвал организмы, обладающие этими свойствами, автотрофными, потому что они в своём питании ни от кого не зависят.

Вернадский подчёркивает, что человек - это существо животное общественное, гетеротрофное. И существовать человек может только лишь при условии существования других организмов в окружающей среде, в том числе и зелёных растений.

Наличие у человека разума даёт ему возможность влиять на окружающую среду. В этом случае, человек с его разумом проявляет себя как обособленная от окружающего мира новая геологическая сила, способная изменять экологию планеты. На протяжении веков разумная деятельность человека на планете только лишь ухудшает экологическое состояние планеты. Если же человек будет продолжать в том же духе и в тех же масштабах свою разумно-хозяйственную жизнь на планете, то в ближайщем будущем может наступить истощение природных ресурсов и неминуем энергетический кризис.

Поэтому, осознавая такую перспективу, учёные снова и снова поднимают вопрос о возможной автотрофности человеческого общества.

С научной точки зрения историю развития человеческого общества на планете можно рассматривать лишь как результат длинного естественного процесса, начало которого, как подчёркивает Вернадский, для нас теряется, но который длится непрерывно в течение всего геологического времени.

Действительно, ни одна научная теория не смогла до сих пор внятно и доказательно объяснить палеонтологическую эволюцию организованных существ, последним важным проявлением которой было возникновение человека. В отношении появлении человека на Земле учёные имеют множество версий.

Вернадский пишет, что для ученого эмпирическое обобщение есть основа всех его знаний, самая достоверная их форма.

В своих работах Вернадский подчёркивает, что именно человеческий разум изменяет окружающую среду обитания человека и изменяет процессы, происходящие в ядре Земли.

Смогло ли человеческое общество за всё время своего существования на планете полностью удовлетворить свои потребности? Конечно же, нет. Больше половины населения Земли считается необеспеченным, а 20-30% населения планеты находятся на грани нищеты, голода или разрухи. Тревожит также и социальное неравенство большинства населения планеты, которое не соответствует элементарным нормам социального государства и не отвечает нравственным и религиозным идеалам этих групп населения.

Природные запасы планеты не безграничны и Вернадский говорит, что необходимы радикальные изменения в общественновые научные открытия, чтобы избежать всеобщего энергетического кризиса.

Что же для этого нужно сделать?

Вернадский пишет, что необходимо изменить форму питания и источники энергии, используемые человеком.

Можно согласиться с Вернадским, когда он говорит, что необходимо использовать в качестве источника энергии силу морских приливов, радиоактивную и атомную энергию, энергию Солнца.

Но до сих пор человеческое общество не смогло понять истинное предназначение природных ресурсов Земли. Мы убеждены, что все природные ресурсы созданы для того, чтобы люди их использовали для своих нужд.

Вернадский с уверенностью говорит, что возможен непосредственный синтез пищи, без посредничества организованных существ и как только он будет открыт, то коренным образом изменит будущее человека.

Что означал бы подобный синтез пищи в жизни людей и в жизни биосферы?

Его создание освободило бы человека от его зависимости от другого живого вещества, отвечает Вернадский, добавляя, что из существа социально гетеротрофного человек сделался бы существом социально автотрофным.

Действительно, трудно сейчас предсказать возможные последствия такого синтеза на человеческое общество, но без всякого сомнения это будет одним из величайщих открытий для человечества.

В появлении автотрофного человека и общества Вернадский видит как завершение большого и длительного природного процесса, длящегося миллионы лет и не являющего на всем этом протяжении признака разложения. Наоборот, Вернадский убеждён, что именно автотрофность откроет перед человеческим обществом доселе отсутствующие возможности использования его вековых духовных стремлений и реальные пути лучшей жизни.

На мой взгляд, превращение социально гетеротрофного человека в социально автотрофного вполне возможно, если человек в своём духовном развитии поднимется на более высшую ступень и, без сомнения, при активном участии его разума.

 

Список использованной литературы

1. Ваха Дизигов. Автотрофность человечества в концепции Вернадского. http://nauka.izvestia.ru/blogs/article103439.html

2. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./Сост. Г. П. Аксёнов. — М.: Современник, 1993. — 688 с ISBN 5-270-01747-4

 

2

 



Информация о работе В.И. Вернадский об автотрофности человечества