Анализ хозяйственной деятельности Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 19:22, реферат

Описание работы

Италия - средиземноморская страна, располагающаяся на географической карте на Аппенинском полуострове, на котором находится большая часть Италии, со всех сторон окружен теплым Средиземным морем. Мягкий климат и великолепные пляжи, обилие курортов, виноград и оливки — вот что делает Италию южным приморским раем. Но Средиземное море — это еще и удобные морские пути, которые связывают Италию с Западной Европой, Северной Африкой и странами Восточного Средиземноморья. Италия находится в центре Южной Европы, на перекрестке средиземноморских путей, поэтому еще в древности многие города Аппенинского полуострова процветали, занимаясь международной торговлей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1.
1.1. Общая экономико–географическая характеристика.………………..…..5
1.2. Государственно – политическое устройство……………………………..7
1.3. Краткая историко-экономическая характеристика ……………………..8
Глава 2. Общая экономическая характеристика……………………………...12
2.1. Краткая макроэкономическая характеристика…………………………..12
2.2. Структура хозяйственного потенциала………………………………….15
2.1.1. Промышленность…….........……………………………………..15
2.1.2. Сельское хозяйство…………………………………………….......18
2.1.3. Транспорт………..………………………………………………....19
Глава 3. Внешняя торговля Италии…………………………………………..20
Глава 4. Двусторонние экономические отношения Италии и России……...24
4.1 Товарооборот……………………………………………………………….24
4.2 Инвестиционное сотрудничество………………………………………….25
4.3 Российские инвестиции в Италию………………………………………….28
Заключение……….………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

    Исполнительная  власть осуществляет правительство  — Совет министров, который состоит из председателя и министров (в том числе министров без портфеля). Правительство ответственно перед парламентом.

    Судебная власть: Конституционный суд (из 15 судей: одна треть, назначенная президентом, одна треть, избранная парламентом, одна треть, избранная обычными и административными Верховными Судами), Высший кассационный суд, суды общей юрисдикции (трибуналы, мировые суды). 

      Конституцией  Италии, вступившей в силу 1 января 1948 года, закреплено административное деление  страны на 20 областей, 5 из которых имеют особый статус. Области составляют 103 провинции, 8 из которых образованы в 1992 году. Провинции состоят из 8013 муниципалитетов. Каждая область имеет свой парламент и администрацию со своими законодательными органами, каждая провинция и муниципалитет – свои советы. Члены областных, провинциальных и муниципальных советов избираются каждые 4 года всеобщим голосованием.

     Текущая конституционная реформа в 2001 году предоставляет больше самостоятельности  всем субнациональным органам власти. Реформа была проведена совсем недавно и должна исполняться на региональном и местном уровне. Это означает, что реальные результаты воздействия реформы на данный момент оценить трудно.

     На  территории Италии расположены два  независимых «карликовых» государства: Ватикан и Сан-Марино.

    Италия  – полноправный член Большой семерки, НАТО, ООН, Евросоюза, ОБСЕ, зоны Евро и  Шенгенского соглашения. Сегодня  Италия – страна с низким уровнем  безработицы и преступности, здесь  практически отсутствует проблема наркомании. Это страна с развитой социальной сферой, равноправными и уважительными отношениями между гражданином и государством, прерогативой прав и свобод человека над интересами государства, с гарантиями неприкосновенности права собственности.

1.3. Краткая историко-экономическая характеристика 

      Италия  по своему экономическому потенциалу занимает место в группе ведущих  промышленно развитых стран мира, в частности, входит в состав “большой восьмерки”, куда, помимо Италии, входят США, РФ, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания и Канада.

      В период после Второй мировой войны  итальянская экономика значительно  окрепла и утвердилась на мировом рынке. По темпам накопления Италия уступала только Японии.

      Вместе  с тем ряд специфических причин исторического, политического и социального характера замедлял и тормозил процесс экономического роста. Поэтому динамика развития народного хозяйства характеризовалась сменой высоких темпов роста производства экономическими спадами и стагнацией. Так, высокая общехозяйственная конъюнктура 60-х годов была прервана спадом и депрессией 70-х годов, а впоследствии затяжным кризисом начала 80-х годов, из которого страна вышла только в середине десятилетия. С середины 1990 года по конец 1993 года страна пережила очередной затяжной кризис.

      Недуги  итальянской экономики - существенный разрыв в уровнях хозяйственного развития между Севером и Югом, межотраслевые диспропорции, относительная слабость научно-технического потенциала, безработица, высокие темпы роста дороговизны и другие - вели к тому, что в период международных экономических потрясений Италия более чувствительно реагировала на возникающие трудности и медленнее других восстанавливала докризисные позиции. Так было, в частности, в середине 60-х годов, а также в годы “нефтяных шоков” в 1974-1975 и 1979-1981 гг.

      В 1995 году ВВП Италии составил 1771 трлн. лир. Для структуры ВВП Италии характерным является рост доли услуг за счет сокращения удельного веса сельского хозяйства и промышленного производства. Если в 1960 году доля сельского хозяйства равнялась 12,3%, промышленности - 41,3%, сферы услуг - 46,4%, то в 1995 году эти показатели составили, соответственно, 3,3%, 32,9% и 63,8%.

      Существенные  изменения происходят также в  структуре экономически активного населения страны. В 2005 году его доля в сфере услуг составила 63,4%, против 47,3% в 1979 году; в промышленности - соответственно 28,4 и 37,8%; в сельском хозяйстве - 8,2 и 14,9%. Также в экономике страны работало 22,2 млн. человек (на 1,3 млн. человек меньше, чем в 1991 году), из которых 69% являлись наемными работниками.

      Острой  социальной проблемой Италии является эффективность использования трудовых ресурсов. Значительная часть молодежи, вступающей в жизнь, переместившиеся из сельской местности крестьяне, потерявшие работу в промышленности и некоторые другие группы населения не могут найти работу и формируют армию безработных. Если в 1970 году число безработных составило 609 тыс., или 3% экономически активного населения, то в 1985 году оно выросло до 2327 тыс. (10,2%) и в 1995 году - до 2724 тыс. (12,0%).

      Интенсивность инвестиционного процесса или норма  накопления,

характеризующаяся долей валовых капиталовложений в ВВП, колеблется в Италии в зависимости от общехозяйственной конъюнктуры от 17 до 26%. В 1980-1987 гг. средняя норма накопления составила 21,6%. В 90-х годах наивысшего уровня норма накопления достигла в 1991г. - 20,2%, а в 1995г. она составила 17,6%.

      Наиболее  важную роль в развитии народного  хозяйства Италии играет промышленность. Ее первостепенная значимость определяется динамизмом, качественными изменениями в производстве и активным воздействием на весь ход общественной жизни. В 70-х и начале 80-х годов промышленность Италии развивалась в сложных условиях, порожденных нефтяными “шоками”. Многократное повышение цен на нефть, крупным импортером которой является Италия, положило конец эпохе дешевых энергоносителей и дало импульс структурным изменениям в промышленности, переходу от энергоемких производств к новым трудоемким и наукоемким технологиям.

      Традиционная  классификация промышленного производства Италии, в котором выделялись горнодобывающая, обрабатывающая и электроэнергетическая отрасли, была заменена в 70-е годах и в связи с обострением энергетической проблемы стала выделяться топливно-энергетическая отрасль. В 1995 г. промышленность страны выпустила продукцию на 560 трлн. лир (по добавленной стоимости), из которых 66% приходилось на обрабатывающую промышленность, 18% - на топливно-

энергетическую  и 16% - на строительство.

      Италия  покрывает свои энергетические потребности  в основном за счет импорта. В 1996 г. национальное производство первичных энергоносителей составило 32,9 млн.т нефтяного эквивалента (н.э.) в то время как импорт достиг 139,6 млн. т н.э. В 1995 г. доля природного газа в общем производстве первичных энергоносителей составила 49,8%, электроэнергии (гидро- и геотермо) - 30,4, нефти - 15,8, твердого топлива - 4,0%.

      Строительная  промышленность включает в себя жилищное строительство, сооружение промышленных и административных зданий и объектов, а также общественные работы - строительство дорог, коммуникаций и других объектов общественного характера. Деловая активность в строительстве тесно связана с финансированием различных правительственных программ по укреплению и развитию инфраструктуры. В Италии около половины валовых инвестиций в основной капитал приходится на строительство, которое в первой половине 90-х годов переживало большие трудности в связи с волной разоблачений в коррупции и взятках  лиц, действующих в этой отрасли. В целом в 1995 г. инвестиции в строительство в неизменных ценах уменьшились по сравнению с 1991г. на 13,4%, в том числе в возведении зданий жилого назначения - на 4,0%, а в строительство нежилых помещений и общественные работы - на 23,4%, что в определенной степени обусловлено также политикой правительства по уменьшению государственных расходов и дефицита бюджета с целью оздоровления финансовой системы страны. В структуре итальянской промышленности преобладающую роль играет обрабатывающая промышленность, которая является основой итальянской индустрии. Именно в ее отраслях сосредоточены наиболее квалифицированные трудовые ресурсы, основная часть расходов на НИОКР также падает на обрабатывающую промышленность. В 1994-1995 гг. кризисное состояние экономики сменилось оживлением, ростом капиталовложений и активизацией внутреннего и внешнего спроса. В 1995 г. объем производства обрабатывающей промышленности достиг 309,5 трлн. лир (в ценах 1990 г.), что превысило уровень предкризисного 1990 г. на 6,9%. В частности, прирост производства в 1995 г. по сравнению с 1990 г. составил в черной и цветной металлургии 17,8%, в химической и фармацевтической - 6,4%, в машиностроении (включая транспортное) - 10,2%, в текстильной, швейной и обувной - 13,8%, деревообрабатывающей и мебельной - 6,8%, пищевой - 8,9%.

      Ведущее место в обрабатывающей промышленности занимает машиностроение, доля которого в общем выпуске продукции обрабатывающих отраслей превышает 35%. Италия в силу некоторого отставания от других стран по уровню научного потенциала специализируется на производстве машин и оборудования средней и малой наукоёмкости, поставляя на мировой рынок довольно широкую гамму машиностроительной продукции. В частности, она является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, занимая среди стран Западной Европы второе место после ФРГ по выпуску и экспорту машин для сельского хозяйства.

      Высокая конкурентоспособность характерна для итальянского электробытового, упаковочного и пищевого оборудования. Прочные позиции на мировом рынке занимают итальянские производители таких видов технологического оборудования, как химическое, металлургическое, текстильное, горнодобывающее, а также ряда электротехнических товаров.

      Важную  роль в экономике Италии играют отрасли  легкой промышленности, продукция которых пользуется значительным спросом на мировом рынке. Что касается сельского хозяйства Италии, то следует отметить негативное влияние, которое оказало на ее развитие участие страны в ЕС. Создание единого сельскохозяйственного рынка в рамках Сообщества поставило итальянских производителей в неравное положение с поставщиками из других стран, имеющих более развитое сельское хозяйство. Расчеты на широкое использование созданного при ЕС специального Фонда по ориентации и гарантированию сельского хозяйства не оправдались. Для структурных преобразований, в которых остро нуждалось сельское хозяйство Италии, выделялось только 3,7% Фонда, в то время как остальная часть средств расходовалась на поддержку доходов фермеров в северных регионах ЕС. Взносы Италии в Фонд значительно превышали суммы ассигнований, выделяемых ее сельскому хозяйству. Аграрная политика Сообщества не способствовала решению ни одной из серьезных проблем итальянского сельского хозяйства, а скорее усугубила трудности, которые привели к тому, что с конца 70-х годов Италия сводит баланс внешней торговли сельскохозяйственной продукцией со значительным отрицательным сальдо. Не располагая каким-либо существенным влиянием в руководящих органах ЕС, определяющих направления аграрной политики, представители Италии длительное время не выдвигали своих предложений, а ограничивались одобрением мероприятий, разрабатываемых партнерами с более развитым сельским хозяйством, в частности Францией и Нидерландами. Только во второй половине 70-х годов – в обстановке острого кризиса, охватившего сельскохозяйственный Юг, итальянское правительство потребовало провести срочную реорганизацию Фонда по ориентации и гарантированию сельского хозяйства и распространить практику обеспечения твердых доходов на фермеров южных областей. В мае 1978 г. компетентные органы ЕС одобрили так называемый Средиземноморский пакет, в соответствии с которым Юг Италии получил от Сообщества финансовую поддержку. Вступление в ЕС Греции, а затем Испании и Португалии, с одной стороны, обострило конкуренцию на рынках средиземноморской продукции и осложнило экономические проблемы Италии, а с другой - способствовало объединению этих стран для отставания их общих интересов в Сообществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Общая экономическая характеристика 

2.1. Краткая макроэкономическая характеристика 

     Италия - высокоразвитая страна, входящая в ряд мировых сообществ, имеет сильное влияние на общемировой рынок. У Италии дифференцированная индустриальная экономика, которая разделена на развитый индустриальный север, во власти частных компаний, и развивающийся, зависимый от благосостояния населения, сельскохозяйственный юг, с высоким уровнем безработицы.

     Итальянскую экономику составляет в значительной степени изготовление высококачественных товаров народного потребления, произведенных маленькими и предприятиями среднего размера, многими из них находящейся в собственности семьи.

     В Италии также есть значительная теневая  экономика, которая составляет целых 15 % ВВП.

     Тем не менее, реальный ВВП по ППС Италии упал на 4.8 % в 2009 по отношению к предыдущему году, в то время как уровень безработицы увеличился до 11,5%.

     Итальянское правительство изо всех сил пыталось ограничить правительственные расходы, но чрезвычайно высокий государственный  долг Италии остается выше 115 % ВВП, дефицит  бюджета превысил 5 % в 2009, поскольку затраты на обслуживания долга страны повысились. 

ВНП - 1 135 937 миллионов долларов (сфера услуг - 65,8 %, промышленность 31,6 %, сельское хозяйство 2,6 %)

ВНП на душу населения - 19710 $

Рост  национального продукта - 1,3 % в год

Инфляция-1,7% в год 
Работоспособного населения 23 193 000 человек (61 % занят в сфере услуг, 32 % в промышленности, 7 % в сельском хозяйстве)

Уровень безработицы около 11,5 %

Государственные доходные статьи - 530 000 миллионов долларов

Государственные расходные статьи - 522 000 миллионов долларов 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВП по ППС (по паритету покупательной способности):

Место страны в мире: 11 

$1,76 триллиона  (оценка 2009)

$1,848 триллиона  (оценка 2008)

$1,867 триллиона  (оценка 2007) 
 

Диаграмма №1. ВВП по ППС (по паритету покупательной способности)

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности Италии