Анализ хозяйственной деятельности Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 19:22, реферат

Описание работы

Италия - средиземноморская страна, располагающаяся на географической карте на Аппенинском полуострове, на котором находится большая часть Италии, со всех сторон окружен теплым Средиземным морем. Мягкий климат и великолепные пляжи, обилие курортов, виноград и оливки — вот что делает Италию южным приморским раем. Но Средиземное море — это еще и удобные морские пути, которые связывают Италию с Западной Европой, Северной Африкой и странами Восточного Средиземноморья. Италия находится в центре Южной Европы, на перекрестке средиземноморских путей, поэтому еще в древности многие города Аппенинского полуострова процветали, занимаясь международной торговлей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1.
1.1. Общая экономико–географическая характеристика.………………..…..5
1.2. Государственно – политическое устройство……………………………..7
1.3. Краткая историко-экономическая характеристика ……………………..8
Глава 2. Общая экономическая характеристика……………………………...12
2.1. Краткая макроэкономическая характеристика…………………………..12
2.2. Структура хозяйственного потенциала………………………………….15
2.1.1. Промышленность…….........……………………………………..15
2.1.2. Сельское хозяйство…………………………………………….......18
2.1.3. Транспорт………..………………………………………………....19
Глава 3. Внешняя торговля Италии…………………………………………..20
Глава 4. Двусторонние экономические отношения Италии и России……...24
4.1 Товарооборот……………………………………………………………….24
4.2 Инвестиционное сотрудничество………………………………………….25
4.3 Российские инвестиции в Италию………………………………………….28
Заключение……….………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

2.2.3. Транспорт

     В связи с вытянутостью страны с  севера на юг её сеть железных и автомобильных дорог развилась преимущественно в меридиональном направлении. Широтных коммуникаций, за исключением Паданской равнины, недостаточно. Многие автомобильные и железные дороги Италии проложены на крутых склонах гор и поэтому имеют много мостов, тоннелей и пр., что удорожает их эксплуатацию. В международных автомобильных и железнодорожных перевозках особенно большую роль играют дороги, проложенные в Альпах.

      В Италии исключительно велика роль автомобильного транспорта: на него приходится 3/4 всех сухопутных перевозок грузов.

      В 1924 году в Италии была построена  первая в мире автострада  (Милан - Варесе). Огромное значение имеет основная транспортная ось страны - автострада Солнца, лучшая из итальянских дорог, соединяющая Турин с Миланом, Флоренцией, Римом, Неаполем и идущая далее на крайний Юг, к городу Реджо-ди-Калабрия.

      Железные  дороги уступают по значению автомобильным.

      Очень важную роль как во внутренних, так  и во внешних перевозках страны играет морской транспорт. Это объясняется положением Италии на средиземноморском водном пути, большой протяженностью береговой линии, наличием островов в составе страны.

      Морским транспортом перевозится 90% импортируемых  в страну товаров и 60 - 65% - экспортируемых. Значительная часть внутренних перевозок также осуществляется морским транспортом.

      Более половины всего тоннажа итальянского морского флота приходится на нефтеналивные  суда, что связано с мощной нефтеперерабатывающей  промышленностью.

      В грузообороте итальянских портов преобладает нефть и другое минеральное сырьё. Самый крупный итальянский порт Генуя один из важнейших во всём Средиземноморье. Генуя служит воротами во внешний мир для всего индустриального Северо - Запада Италии, а также для Швейцарии. Это один из ведущих контейнерных портов Средиземного моря.  Главный соперник и конкурент Генуи на Андриатике - Триест, второй в Италии по грузообороту и один из важнейших нефтяных портов Европы.

        Кроме того, это главный в Европе  пункт по перевалке кофе. Через  Триест Северо - Восточная Италия связывается с другими странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Африки и Восточной Азии. Он выполняет также роль главного порта на Средиземноморье для дунайских стран, в первую очередь для Австрии. Триест является преимущественно транзитным портом в отличие от Венеции, играющей непосредственную роль в экономике Северо-Восточной Италии.

      Один  из крупнейших пассажирских портов страны - Неаполь является главным центром  каботажных связей Апеннинского полуострова  с Сицилией, Сардинией и другими островами.

      Полуостровную Италию связывают с её островами, а также с некоторыми югославскими и греческими портами морские  паромы. Особенно наряжена паромная линия, соединяющая Сицилию с Апеннинским  полуостровом.

      Речной  транспорт в Италии развит слабо из-за отсутствия крупных рек.

      Развитие  нефтеперерабатывающей и нефтехимической  промышленности стимулировано в  Италии распространение трубопроводного  транспорта. Наиболее густая сеть трубопроводов  на Севере. Некоторые из них имеют  международное значение, например, грузопровод, по которому поставляется природный газ из России на Север Италии.

      Довольно  быстро развивается гражданская  авиация Италии. Авиационные линии  поддерживают связь крупнейших городов  Италии с многими городами Европы, а также других континентов. Крупнейшие аэропорты страны - Леонардо да Винчи близ Рима, Мальпенса, Линате около Милана и др. служат важными центрами международной сети авиалинии. 
 
 

      Глава 3. Внешняя торговля Италии

      В наши дни весь ход воспроизводственного процесса в Италии вплетен в систему интернационального разделения труда и производственной кооперации. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

      Среди многочисленных интеграционных группировок  можно выделить в Европе ЕС, которая  до 1 ноября 1993 г. называлась Европейские  сообщества, так как она появилась  после слияния в 1967 г. органов  трех ранее самостоятельных региональных организаций:

  • Европейского объединения угля и стали – ЕОУС;
  • Европейского экономического сообщества - ЕЭС;
  • Европейского сообщества по атомной энергии – Евратом.

      После вступления в силу Маастрихтских  соглашений, официальное название этой группировки – Европейский союз. Италия – член Европейского союза.

      Отношение экспорта и импорта к ВВП Италии составляет соответственно 26-28 и 27-29%. Доля импортных товаров, поступающих  в дальнейшую переработку, превосходит 70% всего объема зарубежных поставок. Италия располагает и значительным экспортным потенциалом. За рубеж вывозится от 40 до 80% всей продукции различных отраслей машиностроения.

      Ведущее место во внешней торговле Италии занимают готовые промышленные изделия, их доля в импорте составляет устойчиво 67%, а в экспорте – 97%. При этом как в промышленном импорте, так и в промышленном экспорте  Италии около 1/3 приходится на товары с высокой степенью переработки. Поэтому потеря итальянскими производителями своих позиций на мировом рынке высокотехнологической продукции является в общем негативным фактом. Доля такой продукции в экспорте Италии составляет всего около 20%. У Италии наблюдается крупный дефицит в торговле электронным оборудованием, станками и т. п. Оплата «нефтяных счетов» поглощает ресурсы, равные 8% ВВП. Все это дает несбалансированность внешней торговли.

      Ведущими  торговыми партнерами Италии являются страны ЕС. На их долю приходится около 44% импорта и 48% экспорта Италии. Основными  контрагентами внешней торговли Италии выступают ФРГ (16% импорта и 18% экспорта), Франция (14 и 15%), США (7 и 5%), Великобритания (4 и 7%).

      Внешнеэкономические связи имеют жизненно важное значение для экономики Италии. Большая  зависимость от внешней торговли определяется с одной стороны, тем, что основные отрасли итальянской  промышленности используют главным  образом привозное сырье, топливо  и полуфабрикаты, а с другой - относительной узостью внутреннего рынка, которая обусловливает необходимость сбыта за рубежом значительной части национального продукта.

      Укрепление  экономического потенциала Италии неразрывно связано с углублением ее участия  в международном разделении труда, с растущей специализацией отдельных отраслей промышленности, позволяющей повысить эффективность производства и создать более благоприятные условия для накопления капитала. Это ставит ее перед необходимостью все более ориентировать свою экономику на зарубежные источники покрытия потребностей и на внешние рынки сбыта.

      Италия  относится к числу наиболее бедных полезными ископаемыми государств. К тому же сельскохозяйственное производство не поспевает за ростом потребления  населением продуктов питания и изменениями в его структуре. По имеющимся подсчетам, среди крупнейших капиталистических стран Италия в наибольшей степени (больше Японии) зависит от импорта топлива, промышленного и сельскохозяйственного сырья. Так, несмотря на относительно низкий уровень потребления энергии на душу населения, Италия занимает первое место в ЕС по роли импорта в покрытии внутренних потребностей в топливе. За счет внешних источников удовлетворяется 83% потребления первичных энергоносителей в стране, в том числе нефти - 95%, твердого топлива – 93%, природного газа - 69%, электроэнергии - 42%.

      В отличие от других членов Сообщества, в энергетическом балансе Италии очень большую роль играет жидкое топливо, резкое удорожание которого после 1973 года поставило страну в тяжелое положение. В общем, потреблении первичного топлива в Италии, доля отдельных его видов составляет: нефть - 56%, природный газ - 25%, твердое топливо - 8%, электроэнергия - 11%. За счет импорта покрывается 100% потребления оловянной и никелевой руд, почти 100% - медной, железной, 90% - свинцовой руды и бокситов, 60% - цинковой руды, 80% - металлолома. Довольно велика зависимость Италии от ввоза сельскохозяйственного сырья, продовольствия и лесоматериалов. В частности, за счет импорта она покрывает 100% потребности в хлопке, около 89% - в шерсти, почти 45% - в древесине.

      Особенность сельского хозяйства Италии состоит  в преобладании ориентации его на производство продукции растениеводства, в основном так называемой продукции  “средиземноморского типа”, и относительно медленном наращивании производства многих видов продукции животноводства. В результате страна вынуждена закупать на внешнем рынке в значительном объеме многие виды сельскохозяйственных и продовольственных товаров, главным образом продукцию животноводства и корма.

      Растут  потребности Италии в импорте  продукции обрабатывающей промышленности. С 1995 по 2005 гг. доля импорта в общем потреблении продукции обрабатывающей промышленности в постоянных ценах увеличилась с 14 до 25%, в том числе химикатов с 20 до 31%, продукции общего машиностроения с 16 до 36%, электротехнического и электронного оборудования с 22 до 36%, конторских машин и оборудования для автоматической обработки данных с 58 до 66%, автомобилей и запасных частей с 36 до 53%, продукции кожевенной и обувной промышленности с 6 до 24%, пищевой с 12 до 17%, изделий из резины и пластмасс с 8 до 19%.

      Очень велика зависимость Италии от импорта  иностранной технологии (лицензии, патенты). Внешняя торговля страны по этим статьям характеризуется хронически отрицательным сальдо. Главными партнерами Италии по торговле технологиями являются промышленно развитые страны. На их долю приходится основная часть платежей и примерно половина поступлений. Крупнейшими партнерами Италии в области торговли технологиями являются США, Франция, Швейцария и Германия. Италия, однако, имеет положительное сальдо в торговле ноу-хау с развивающимися странами и странами Восточной Европы.

      Долговременный  характер дефицита платежного баланса  Италии и присоединение Италии к европейской валютной системе вызвало постоянное использование валютных резервов для поддержания курса лиры.

      Величина  прямых заграничных капиталовложений итальянских монополий оценивается  примерно в 3 млрд. долл. Доля Италии в  общем объеме соответствующих инвестиций стран экспортеров капитала, членов ЕС, равнялась лишь 2,7%. По этому показателю Италия уступает, например, такой малой стране, как Бельгия. При этом доля Италии имеет тенденцию к снижению. В классификации крупнейших 422 ТНК, подготовленной комиссией ООН, пять итальянских компаний.

      По  официальным данным, доля прямых инвестиций равняется 31% общего объема заграничных  капиталовложений итальянских экспортеров  капитала. Географически основным полем  деятельности итальянских ТНК являются развитые капиталистические страны (60% прямых вложений), однако сохраняют свое значение и инвестиции в развивающихся странах (40% прямых вложений). В целом экономическое значение вывоза капитала для Италии существенно меньше, чем для большинства главных капиталистических стран.

      В свою очередь Италия является объектом экспансии капитала ведущих стран  мира. Прямые иностранные капиталовложения составляют 76% всего импортного капитала в Италии, портфельные – 24%. Около 40% всех прямых вложений в настоящее  время приходится на Швейцарию, остальные распределяются между США (19%), ЕС (33%) и другими странами. Иностранный капитал занимает в экономике Италии весьма значительные позиции. Под его контролем находится около 1/10 всего акционерного капитала Италии, предприятия иностранных ТНК дают до ¼ оборота промышленности страны и обеспечивают занятость примерно 1/6 части рабочей силы индустрии. Общий объем зарубежных прямых инвестиций в промышленность Италии в два раза превысил аналогичный показатель для итальянских вложений за границей. 
 

Глава 4. Двусторонние экономические отношения РФ и Итальянской Республики 

4.1. Товарооборот

      Италия  является одним из основных торгово-экономических  партнеров России, занимая в товарообороте 4 место в мире после Германии, Нидерландов и Китая. По сравнению с предыдущем годом  товарооборот между нашими странами в 2007 г. вырос на 17,0% и составил 36 млрд. долл., при этом российский экспорт возрос на 9,7% до 27,5 млрд. долл., а импорт - на 49,0% до 8,5 млрд. долл. за первые 7 месяцев 2008 г. товарооборот составил 30,6 млрд. долл. (+64,0% к аналогичному периоду 2007 г.), экспорт – 24,4 млрд. долл. (+70,1%), импорт – 6,2 млрд. долл. США (+44,0%).

        По данным ФТС, основные показатели товарооборота между Россией и  Италией за 2003-2007 гг. характеризуются устойчивым ростом: 
 

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности Италии