Депрессивные регионы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:54, реферат

Описание работы

Впервые в истории Российской федерации проблема неоднородности экономического развития и особого отставания некоторых регионов обеспокоила правительство в 1992 г, однако комплексный подход, который помог бы данным территориям усилить собственную экономику, не разработан по сей день, поэтому вопрос дальнейшего их развития стоит особенно остро.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.
1.1. Депрессивные регионы России. Основные понятия 4
1.2. Методические подходы к выделению депрессивных регионов России 4
1.3. Общие причины возникновения депрессивных регионов России 5
ГЛАВА 2.
2.1. Особенности депрессивных регионов России. 6
2.2. Историческое формирование депрессивных регионов России 7
2.3. Примеры проблем депрессивных регионов России 9
2.4. Финансирование депрессивных регионов России 10
ЗАКЛЮЧНЕИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа содержит 1 файл

Депрессивные регионы России готовая работа.docx

— 47.29 Кб (Скачать)

     Подобное  решение даст куда более заметные результаты, чем предложенная правительством стратегия превращения востока страны в туристический и рекреационный центр. На примере развития Германии явно, что данный способ не является панацеей, а создание туристических центров требует больших капиталовложений, не обещая разрешения проблемы.

2.4 Финансирование депрессивных регионов

 

     Финансовая  поддержка проблемных районов России является сложной и конфликтной  не только из-за нечеткости определения, какие именно регионы страны могут называться депрессивными, но и из-за сложившейся исторически низкой бюджетной обеспеченности удаленных от центра районов: после осуществления приватизации и "федерализации" практически все основные фонды перестали быть объектами федеральной собственности.

     В результате этих преобразований многие регионы оказались в тяжелом  положении. Компенсировать их потери за десятилетия командного перераспределения  национального дохода оказалось  возможным только на основе финансовой поддержки из федерального бюджета. Аналогичная картина наблюдается  и в вопросах функционирования органов  местного самоуправления.

     В настоящее время можно выделить четыре основные формы осуществления  финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации.

  • Поддержка осуществляется в процессе межбюджетных отношений (Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, дотации, субвенции регионам и др.).
  • Средства для решения конкретных социальных проблем выделяются по линии различных министерств и ведомств.
  • Расходы, необходимые для осуществления финансовой поддержки, учитываются в ходе исполнения различных федеральных программ. (Особенно это характерно для программ, направленных на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации).
  • Средства передаются регионам из федерального бюджета на возвратной основе, т.е. на финансовую поддержку.

     Следует отметить, что при осуществлении  различных форм финансовой поддержки  практически полностью отсутствует  их координация. В результате нередко  из федерального бюджета по различным  направлениям перечисляются средства на решение одной и той же социальной проблемы.

     Таким образом, бюджетная потребность  региона по содержанию одного и того же субъекта бюджетного обслуживания, которая объективно не может быть покрыта собственными бюджетными доходами, в ряде случаев четыре и более  раз компенсируется из федерального бюджета. Примеры четырехкратной компенсации  отдельных объектов можно привести более чем по тридцати субъектам  Российской Федерации. Двукратная компенсация  по отдельным объектам осуществляется практически во всех субъектах РФ, включая регионы-доноры. Более того, не скоординированы расходы федерального бюджета даже в рамках тех средств, которые зачисляются из него напрямую в бюджеты субъектов Российской Федерации.

     В сложившихся условиях необходимо упорядочить  систему финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации, обеспечить координацию  всех ее направлений и снизить  неэффективные расходы федерального бюджета. При таком подходе регион с неразвитой социальной инфраструктурой неизбежно получит меньшую поддержку по текущим и большую - по капитальным расходам, и - наоборот. Следовательно, указанные фонды должны существовать независимо друг от друга и распределяться на основе разных методик.

     Таким образом, ликвидация многоканальности нескоординированных форм финансовой поддержки существенно снизит расходы  федерального бюджета. Будут созданы  дополнительные стимулы для субъектов федерации как с высокой бюджетной обеспеченностью, так и с низкой бюджетной обеспеченностью для развития собственной налоговой базы и привлечения дополнительных источников развития их социальной сферы. Благодаря ужесточению контроля со стороны федерального бюджета за эффективностью использования выделяемой финансовой поддержки может возрасти эффективность контроля федерального уровня за проведением реформ в регионах, особенно с низкой бюджетной обеспеченностью. Из-за ликвидации возможности получения излишней финансовой поддержки будут созданы стимулы к сокращению неэффективных расходов.

     Таким образом, упорядочение системы финансовой поддержки субъектов Российской Федерации также позволит достигнуть значительных положительных результатов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

     Таким образом, проблема развития депрессивных регионов сегодня актуальна не только для России, но и для мира в  целом.

     Недостаточная изученность данного вопроса  в совокупности с некомпетентной региональной политики может не только затруднять решение этой задачи, но и усугублять ситуацию, вводя регионы в еще больший кризис.

     Решение проблемы депрессивных регионов Российской Федерации является сложной многоплановой задачей, включающей в себя тщательно продуманные реформы в региональных политике и финансировании, пересмотр перспектив развития проблемных регионов. Однако стабилизация ситуации депрессивных регионов окажет заметное воздействие на экономику страны в целом.

     Основными инструментами государственной поддержки депрессивных регионов могут стать: льготные кредиты из централизованных источников или компенсация части процентной ставки по кредитам коммерческих банков при реализации эффективных проектов и программ; введение поощрительных выплат предприятиям за создание новых рабочих мест; использование повышенных ставок амортизационных отчислений по активной части основных фондов; страхование за счет федеральных источников коммерческих рисков при осуществлении инвестиционных проектов и др.

     Кроме того, эти регионы должны иметь  возможность активно защищаться от неэффективной экспансии, т. е. такой экспансии, при которой ресурсы региона используются неэффективно с точки зрения интересов населения. Такая ситуация возможна, когда представление о ценности конкретных ресурсов различается в глазах самого региона, осуществляющего экспансию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дугарова, Г. Б. «Депрессивные территории: возможные пути оздоровления». ЭКО 2003 г. 
  2. Маркова Н., Беденков А. «Социально-экономическое положение регионов России (обзор)». –Вопросы экономики, 2005, №3
  3. Штульберг Б. М. “О депрессивных территориях в Российской Федерации”. Пути выхода из кризиса”, (материалы к парламентским слушаниям). М., СОПС, 2005.
  4. "Регион",  социально-экономический журнал

Информация о работе Депрессивные регионы России