География морского транспорта России. Его значение в обслуживании внешней торговли и ме

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

В недавнем прошлом основой единства транспортной системы считалась общественная форма собственности на транспортные ресурсы. В связи с проведением рыночных реформ, акционированием и приватизацией части транспортных средств понятие единства подвергается серьёзному испытанию. При этом упор делается на то, что не единство, а конкуренция, в том числе и между видами транспорта, является двигателем рынка.

Содержание

Введение. (стр.3-4)
ГЛАВА 1. Место транспортной системы в воспроизводственном
процессе страны.
Классификация транспортной системы России.
Место в ней морского транспорта. (стр.4-16)
География морского транспорта Российской Федерации.
Факторы её определяющие. (стр.16-19)
ГЛАВА 2. Характеристика современного состояния морского
транспорта.
Материально-техническая база морского транспорта.
Особенности её формирования. (стр.19-30)
Экономическая оценка деятельности морского транспорта
за 1993-1998 годы. (стр.30-35)
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития морского транспорта.
Современные проблемы морского транспорта. (стр.35)
Перспективы развития морского транспорта. (стр.36-39)
Заключение. (стр.39-40)
Список литературы. (стр.41)

Работа содержит 1 файл

География морского транспорта России.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Отдельную группу составляют лесовозы – пакетовозы, перевозящие, кроме круглого леса, пакеты труб, проката и т.п. Палубы таких судов максимально открыты, что позволяет грузить и разгружать пакеты весом 15 – 25 т и выше. Со второй половины 60-х годов началось массовое применение в перевозках тяжеловесных контейнеров в 20, 30, 40 и более тонн. В 1966 году была открыта первая массовая линия по перевозке контейнеров из Европы в США.. В настоящее время действуют сотни внутренних и внешних контейнерных линий. В России на Дальневосточном, Северном, Балтийском и Черноморском бассейнах широко эксплуатируются контейнеры массой брутто 20 т. Контейнеровозы имеют грузоподъемность от 200 до 2000 контейнеров. Паротурбинные установки до 80 тыс. л. с. позволяют им развивать скорость до 26 узлов (36 км/ч.). Ячеистый корпус облегчает грузовые работы и снимает необходимость крепежа контейнеров в трюмах. В Южной Корее в1985 г. были построены 12 контейнеровозов  вместимостью 4456 контейнеров с укладкой семи ярусов в трюме и пяти ярусов на палубе. Регистровая валовая емкость этих контейнеровозов – 42 тыс. рег. т., мощность дизелей – 28 тыс. л. с. Эти высокомеханизированные суда позволяют сократить численность технической команды (включая капитана) до 15 человек.

В последние десятилетия  во многих странах стали создавать суда новой конструкции, с бескрановой или горизонтальной системой загрузки, получившие наименование «ро-ро», или «ролкеры». Эти многопалубные суда могут перевозить до 2000 автомобилей, прицепов, полуприцепов, тракторов. Корпус ролкеров имеет открывающиеся боковые проемы лацпорты, через которые самоходные колесные машины въезжают на палубы. Большинство ро-ро загружаются и разгружаются через кормовые ворота, которые отбрасываются на причал, образуя наклонные аппарели. Оригинальную  конструкцию представляют собой лихтеровозы. Лихтеры – небольшие самоходные или несамоходные баржи – спускаются краном с борта лихтеровоза, стоящего на открытом рейде, и доставляются на разгрузку-погрузку к пристани. Груженая лихтер-баржа подводится буксиром или своим ходом к лихтеровозу и подается на палубу судовым краном. Лихтеровозы эффективны при отсутствии достаточно мощных портов, а также при смешанных перевозках «река-море».

Крупнейшие отечественные  лихтеровозы принимают на борт 26 лихтеров по 1100-1300 т., которые доставляют по Дунаю в Измаил, а также к устьям рек Индии, Вьетнама, Пакистана. Затем по рекам лихтеры следуют вглубь этих стран. После разгрузки в речных портах и загрузки местными грузами лихтеры спускаются по рекам в базовый порт и грузятся на лихтеровоз. Лихтеровозы могут перевозить колесные машины, длинномеры, тяжелые контейнеры и др. грузы.

Особую категорию судов  представляют паромы , используемые для перевозки железнодорожного подвижного состава. В СССР работало несколько морских паромных переправ: Керченская – через Керченский пролив, между Баку и Красноводском(с 50-х годов). Применяемый здесь паром берет 30-35 вагонов. С 1974 г. в сложных климатических условиях работает переправа через Татарский пролив между портами Ванино и Холмск (Сахалин). Сахалинскую переправу обслуживает паром водоизмещением 7290 т. с двумя винтами и рулями на корме и на носу. Его длина 126,9 м , ширина 20,6 м. На вагонной полке длиной 105 м уложены 4 рельсовых пути, на которых размещаются 30 вагонов. Дизели мощностью 15600 л.с. сообщают парому скорость 18 узлов    (34 км \ ч.).

Уникальной является международная переправа Ильичёвск (Украина) – Варна (Болгария). На этой линии эксплуатируются паромы вместимостью 108 четырехосных вагонов, которые размещаются  на трех палубах. Вагоны накатываются на главную (среднюю) палубу через кормовой лацпорт, затем с помощью двухъярусных лифтов поднимаются на верхнюю или опускаются на нижнюю палубы.

Эти паромы имеют длину 184,5 м, ширину 26 м, осадку 7,4 м. Два дизеля по 8800 л.с. сообщают судам скорость 18,6 узла (34,4 км / ч.). Паром оборудован гидравлическим успокоителем качки и мощным подруливающим устройством.

В настоящее время  паромные переправы работают во многих странах, в частности на Балтике, между Скандинавскими странами и  Великобританией и на других маршрутах.

Помимо железнодорожных  действуют автомобильные паромы, перевозящие автомобили и пассажиров. Эти суда снабжены носовыми, бортовыми  и кормовыми лацпортами, автомобили на палубы подаются кранами или подъемниками. Такие паромы используются для связи между Швецией, Финляндией, Германией, Францией, Великобританией, Данией и в других странах. Это высокоскоростные суда, развивающие скорость до 30 узлов      (35,6 км / ч.).

Суда - рефрижераторы обладают  относительно небольшой грузоподъемностью .Они имеют термоизоляционные грузовые помещения, холодильное оборудование, позволяющее обеспечивать охлаждение до –25°C. Ведется широкое строительство газовозов - танкеров для перевозки сжиженного газа. Основная проблема  газовозов – герметизация танков (емкостей) и их термоизоляция, так как перевозка газов производится при температуре – 163°С и под высоким давлением. Газовозы перевозят сжиженный газ из Алжира в Европу. Такие суда эксплуатируются в России, Японии. Новые газовозы имеют емкость танков до 125 тыс.м3. Потери не превышают 0,25% газа в сутки.

Важным недостатком  специализированных судов является их приспособленность к перевозке  узкого круга грузов, что ведет  к большим порожним пробегам. Это  вызвало разработку судов, способных  перевозить несколько  разнотипных грузов. Например, созданы так называемые балктанкеры. В их корпусе есть емкости для нефти и для навалочных грузов. В России первым нефтерудовозом стал «Маршал Буденный» грузоподъемностью 105 тыс. т. В Японии построен крупнейший балктанкер грузоподъемностью 276тыс. т.(длина – 340 м, ширина – 55 м, осадка – 21,4 м, паротурбинная установка – 34 тыс. л.с., скорость – 15,5 узла). Балктанкеры работают в одном направлении на перевозке руды,  угля,  в обратном – нефти и нефтепродуктов.

Все больше создается  контейнеровозов, способных перевозить автомобили; лесовозов, могущих перевозить длинномеры; лихтеровозов, перевозящих контейнеры, и т.п. Так создается класс многоцелевых судов. В 1984 году вступил в строй Дальневосточного флота  крупный двухвинтовый лихтеровоз отечественной постройки «Алексей Косыгин». Его параметры: длина – 262,8 м, ширина – 32,2 м, осадка – 11,6 м, дедвейт – 40880 т., мощность энергетической установки – 24,7 МВт (33600 л.с.), скорость – 18,4 узла. Судно способно принять в трюмы 48 лихтеров по 370 т. и на верхнюю палубу  и люки – 34 таких же лихтера. В роли контейнеровоза судно может взять на борт 1467 двадцати тонных контейнеров. Теплоход может быть также использован для перевозки труб больших диаметров и зерна насыпью. Он приспособлен для работы в ледовых условиях.

 Для Арктики созданы  многоцелевые суда, пригодные к  работе в северных условиях  без ледоколов, при температуре  –50°С и толщине льдов до 1 м. Это головное судно в серии «Норильск», однотипные «Тикси», «Игарка» и др. Они могут эксплуатироваться без захода в порты. Колесная техника, контейнеры, штучные грузы, зерно, уголь и др. грузы разгружаются специальной платформой на воздушной подушке грузоподъемностью 40 т., постоянно находящейся на борту.

Проектные и конструкторские  работы по созданию скоростных морских судов ведутся во многих странах. Проект бесшумного сверхскоростного судна с использованием свойства сверхпроводимости утвердила японская ассоциация содействия судостроению. Экспериментальный аппарат «Ямато-1» планировалось отправить в первое плавание в 1990 г. Принципиально новая силовая установка представляет собой два двигателя, установленные в днище судна водоизмещением 150 т. Морская вода забирается из-за борта и с силой выталкивается. Используется мощное магнитное поле, образуемое сильными электромагнитами, созданными с применением материалов, в которых при температуре –269°С практически пропадает сопротивление электротоку. Это резко снижает энергоемкость и повышает мощность двигателей. Охлаждение обеспечивается жидким гелием. Как предполагают авторы проекта, суда со сверхпроводимыми электромагнитными установками смогут достигать до 100 узлов (185 км / ч). При этом  они будут двигаться практически бесшумно.

 

2.2. Экономическая оценка деятельности морского транспорта за 1993-1998 г.г.

Распределение перевозок  между видами транспорта отражает место  и роль каждого из них в экономике  страны. Основными количественными  показателями, характеризующими это распределение, являются объём перевозок грузов (в тоннах) и грузооборот (в тонно-километрах), выполняемые тем или иным видом транспорта. Наиболее обобщающим из этих двух натуральных показателей является грузооборот, учитывающий не только объём перевезённых грузов, но и дальность их перевозок. На грузооборот всех видов транспорта большое влияние оказывают размещение производительных сил, освоение природных богатств в новых районах, развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства и товарооборота в стране.

 

Таблица 1.

    Грузооборот  по видам транспорта общего пользования

                             (млрд. тонно-километров).  [ 9 ]

 

 

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

транспорт-всего

4157,6

3566,5

3532,6

3370,1

3255,5

3147,0

3315,3

железнодорожный

1608

1195

1214

1131

1100

1020

1205

автомобильный

53

36

31

26

25

21

22

трубопроводный

2019

1936

1899

1913

1844

1888

1904

морской

373

311

297

227

209

150

121

внутренний водный

103

87

90

71

75

66

61

воздушный

1,6

1,5

1,6

2,1

2,5

2,0

2,3


 

За прошедшие 100 лет  грузооборот всех видов транспорта в России увеличился более чем в 60 раз. Последовавшие затем распад СССР в 1991г. и экономический кризис отрицательно повлияли на объёмы перевозок грузов всех видов транспорта, в том числе и морского, а изменение хозяйственных связей оказало определённое влияние и на распределение грузовых перевозок между видами транспорта в России.

  При всей важности  морского транспорта для экономики  страны доля его в объёме  перевозок грузов составляет  всего 0,5%, а в грузообороте 9,8%. Общий объём грузов морским транспортом России в 1998г. составил              36 млн. т (см. табл. 2), а грузооборот 150 млрд. т × км (см. табл. 1).

 

Таблица 2.

Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования

                                       (млн. тонн).  [ 9 ]

 

 

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

транспорт-всего

5089,9

3851,7

3457,6

2850,8

2570,8

2348,6

2427,7

железнодорожный

1348

1058

1028

911

887

835

947

автомобильный

2570

1767

1441

1002

748

593

556

трубопроводный

873

801

783

783

786

790

802

морской

83

70

65

54

49

36

31

внутренний водный

215

155

140

100

100

94

91

воздушный

0,9

0,7

0,6

0,8

0,8

0,6

0,7


 

Наибольшая доля в  объёме перевозок (две трети) и грузообороте морского транспорта (более 90%) приходится на международные сообщения. В 1994г. общий объём международных морских перевозок России составил 50 млн. т, из которых 40млн. т перевезено на российских судах. Импорт составил 30% общего объёма перевозок, а экспорт 70%.

Пассажирский транспорт  имеет большое социальное значение, поскольку удовлетворяет одну из важнейших человеческих потребностей - потребность в перемещении. Выполняемые пассажирские перевозки наиболее ярко характеризуют тот или иной вид транспорта, так как пассажиры исходя из своих соображений по-разному оценивают его достоинства и недостатки. На рынке пассажирских перевозок более сильная конкуренция между видами транспорта, чем при грузовых перевозках.

 

Таблица 3.      

       Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования

                                        (млн. чел.).  [ 9 ]

 

 

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

транспорт-всего

48114

46283

45214

45360

45822

45152

45343

железнодорожный

2324

2062

1833

1663

1600

1471

1338

автобусный

24124

23438

22817

23185

23665

23103

22883

таксомоторный

139

98

66

43

33

24

20

трамвайный

8125

7644

7654

7527

7495

7506

7818

троллейбусный

9102

8751

8634

8721

8849

8860

9077

метрополитены

4212

4224

4150

4173

4128

4146

4162

морской

6

4

3

2

1,5

1,3

0,9

внутренний водный

40

28

25

18

24

18

22

воздушный

42

34

32

28

26

23

22


   

 

Если в предыдущие годы объём пассажирских перевозок в нашей стране постоянно возрастал, то в последнее десятилетие в связи с экономическим кризисом и ухудшением материального положения населения он упал на всех видах транспорта. Произошли определённые изменения и в распределении объёмов перевозок пассажиров и пассажирооборота между видами транспорта.

Информация о работе География морского транспорта России. Его значение в обслуживании внешней торговли и ме