География транспортного машиностроения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение географии транспортного машиностроения России. Ставятся такие задачи как определение структуры транспортного машиностроения, выявление основных факторов, влияющих на отраслевую и территориальную организацию транспортного машиностроения, определение основных центров и их значимости в экономике страны, а также изучение проблем и основных направлений развития транспортного машиностроения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Общая характеристика транспортного
машиностроения России…………………………………………………..
1.1.Определение и структура транспортного машиностроения……….
1.2. Основные факторы, влияющие на отраслевую и территориальную организацию транспортного машиностроения…….
1.3.Значение транспортного машиностроения в экономике России…..
Глава 2. Экономико-географическая характеристика транспортного машиностроения…………………………………………………………..
2.1. Транспортное машиностроение России…………………………..
2.2. Территориальная и отраслевая организация транспортного машиностроения. Основные центры……………………………………..
2.3. Основные проблемы транспортного машиностроения России…..
Глава 3. Перспективные направления развития транспортного машиностроения России…………………………………………………..
3.1.Государственная политика в области транспортного машиностроения…………………………………………………………….
3.2. Перспективы развития транспортного машиностроения России.…
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     ГОУ ВПО САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

     КАФЕДРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИРОДНЫХ  РЕСУРСОВ 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     по  экономической географии России

     по  теме: «География транспортного машиностроения России» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Самара 2011

     Содержание

  Стр.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика транспортного

 машиностроения  России…………………………………………………..

 
4
1.1.Определение  и структура транспортного машиностроения………. 4
1.2. Основные факторы, влияющие на отраслевую и территориальную организацию транспортного машиностроения…….  
7
1.3.Значение  транспортного машиностроения в  экономике России….. 12
Глава 2. Экономико-географическая характеристика транспортного машиностроения…………………………………………………………..  
15
2.1.   Транспортное машиностроение России………………………….. 15
2.2. Территориальная  и отраслевая организация транспортного         машиностроения. Основные центры……………………………………..  
19
2.3. Основные  проблемы транспортного машиностроения  России….. 22
Глава 3. Перспективные направления развития транспортного машиностроения России…………………………………………………..  
26
3.1.Государственная  политика в области транспортного  машиностроения…………………………………………………………….  
26
3.2. Перспективы  развития транспортного машиностроения  России.… 29
Заключение………………………………………………………………….. 33
Список  использованной литературы……………………………………. 35
Приложение  
 
 
 
 
 

     Введение.

     Транспортное  машиностроение является одной из важнейших отраслей машиностроительного комплекса.

     В последние десять лет транспортное машиностроение России демонстрирует прочное развитие. Производство в некоторых секторах возросло по сравнению с 2000 годом в 8-11 раз. Оживление на внутреннем рынке и постепенный возврат на традиционные внешние рынки позволили предприятиям увеличить объемы выпускаемой продукции, сформировать финансовые источники и реализовать начальные этапы программ реструктуризации и технического перевооружения, освоить несколько новых современных видов продукции.

     Целью данной курсовой работы является изучение географии транспортного машиностроения России. Ставятся такие задачи как определение структуры транспортного машиностроения, выявление основных факторов, влияющих на отраслевую и территориальную организацию транспортного машиностроения, определение основных центров и их значимости в экономике страны, а также изучение проблем и основных направлений развития транспортного машиностроения.

     Курсовая  работа состоит из трех глав, разделенных  на подпункты, введения, заключения и  приложения. При написании курсовой работы использована учебная литература, периодика, источники статистических данных.

     Особо значимо транспортное машиностроение в сфере обеспечения государственной целостности, обороноспособности и экономической независимости страны. Поэтому данная работа особенно актуальна в современном обществе. 
 

     Глава 1. Общая характеристика транспортного машиностроения России.

1.1. Определение и  структура транспортного  машиностроения.

     Машиностроение  — это крупнейшая отрасль, которая  включает металлообработку и производство оборудования и машин для всех отраслей народного хозяйства. Российское машиностроение существует более 200 лет,  отличается  сложной структурой и включает много самостоятельных подотраслей и отраслей. Машиностроение можно подразделить на группы отраслей: тяжелое, среднее, общее, точное, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования1.

     Одной из составляющих общего машиностроения является транспортное машиностроение. На сегодняшний день эта отрасль  динамично развивается и  создает предпосылки для роста экономического потенциала страны. Согласно мировой классификации к транспортному машиностроению относится производство железнодорожных составов, судов, самолетов, автомобилей,  и других транспортных средств.

     Большая советская энциклопедия определяет транспортное машиностроение как группу отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта.

     «Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года» относит к транспортному машиностроению производство подвижного состава для сети железных дорог, организаций трамвайного движения и метрополитенов, оказание сервисных услуг.

     Таким образом, транспортное машиностроение (ТМ) можно определить как отрасль, входящую в группу отраслей общего машиностроения и включающих в себя железнодорожное, авиационное, судостроение, ракетно-космическую промышленность, но без автомобилестроения.2

     К транспортной отрасли относятся  предприятия различных форм собственности, которые выпускают продукцию, имеющую  непосредственное отношение к транспортным средствам. Во всем мире на предприятиях транспортного машиностроения работает около 10% от общего количества рабочих. Транспортное машиностроение развито в России, США, Японии, Великобритании, в Германии.

     О пропорциях и взаимосвязях отраслей, в распределении общественного труда между отраслями и производствами, об их роли в промышленном производстве позволяет судить отраслевая структура. Которая отражает степень общественного разделения труда, дифференциации и специализации отраслей. Прогрессивность отраслевой структуры транспортного машиностроения характеризуется такими количественными соотношениями отдельных отраслей и производств, при которых обеспечивается наиболее эффективное использование достижений научно – технического прогресса, форм и методов организации производства, материальных и трудовых ресурсов.

     Наличие большого количества отраслей и производств  ведет к изменению и совершенствованию  отраслевой структуры ТМ.

     В структуру транспортного машиностроения входит:

    • авиастроение;
    • судостроение:
      • речное;
      • морское;
    • железнодорожное:
      • вагонное;
      • локомотивостроение;
    • ракетно-космическую промышленность.

     Также в структуру транспортного машиностроения входят услуги по ремонту, обслуживанию, обновлению подвижного состава, организация работы метрополитенов и трамвайного движения, оказание комплексных сервисных услуг.

     Необходимо  оговорить, что в состав продукции  предприятий транспортного машиностроения входят и виды продукции, не имеющие  непосредственного отношения к  транспорту. Например, судостроительные заводы часто производят паровые котлы и другое оборудование для стационарных силовых установок.  То же относится в некоторой степени к локомотивостроительным заводам, производящим дизельные двигатели, мощные тракторы, а также предприятиям других отраслей транспортного машиностроения.

     С другой стороны, некоторые предметы транспортного оборудования иногда производятся предприятиями, которые  относят в статистике к другим отраслям (например, аэронавигационная  аппаратура для самолетов, автопокрышки).

     Наряду с подвижным составом, транспортное машиностроение изготовляет запасные части.

     В настоящее время в отрасли  работает около 500 предприятий и  организаций различных форм собственности. На предприятиях отрасли работает около 200 тысяч человек. В транспортном машиностроении в основном закончен процесс консолидации и концентрации активов. Семь крупных компаний производят 80% продукции отрасли.3

     Число предприятий транспортного машиностроения постоянно увеличивается за счет создания новых производств, комплектующих для него, а также предприятий по ремонту. Например, вновь созданный Уральский завод железнодорожного машиностроения, г. Верхняя Пышма Свердловской области, на котором в текущем году планируется начать производство магистральных грузовых электровозов постоянного тока с проектным объемом выпуска 120 - 140 локомотивов в год, а Вагоностроительная компания Мордовии планирует введение новых мощностей по производству грузовых вагонов.

     В условиях глобального мирового рынка  процесс консолидации активов в  транспортном машиностроении продолжается, так как только крупные компании, производящие весь спектр подвижного состава, способны на равных конкурировать с лидерами мирового транспортного машиностроения. Консолидация активов позволяет получить синергетический эффект от объединения научно-технического и производственного потенциала предприятий, эффективно загрузить производственные мощности, привлечь достаточный объем инвестиций. 

    1. Основные  факторы, влияющие на отраслевую и территориальную  организацию транспортного машиностроения.

     Структура транспортного машиностроения формируется  под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются:

    • научно – технический прогресс;
    • темпы развития отраслей народного хозяйства;
    • концентрация,  специализация, кооперирование и комбинирование;
    • рост материального благосостояния и культурного уровня народа;
    • сырьевые ресурсы страны;
    • место страны в системе международного разделения труда; 
    • укрепление позиций России на мировом рынке.

     В отраслевой структуре транспортного  машиностроения, как и всей промышленности в целом, отражается уровень индустриального развития страны и ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности отраслей народного хозяйства.

     Несомненно, что основным фактором, определяющим структуру ТМ и ее изменения, является научно – технический прогресс, уровень развития науки и техники в стране. Научно – технический прогресс находит свое выражение в создании новой и совершенствовании действующей техники и технологии; росте механизации и автоматизации производства; создании и использовании новых видов сырья, топлива, энергии и материалов; освоении новой и совершенствовании ранее выпускаемой продукции, повышении ее качества; росте квалификационного и образовательного уровня занятых в народном хозяйстве, изменении отраслевой структуры производства.

     Это способствует возникновению новых  специализированных отраслей машиностроения, совершенствованию и увеличению объемов производства уже имеющихся  отраслей, углублению их специализации  и кооперирования. Внедрение в народном хозяйстве достижений научно – технического прогресса изменяет прежние представления о составе отраслей, об их рациональных сочетаниях и взаимосвязях.

     Ускорение научно-технического прогресса способствует экономии материальных ресурсов, что, в свою очередь, оказывает воздействие на отраслевую структуру транспортного машиностроения. Освоение ресурсосберегающей техники и технологии обеспечивает опережающие темпы роста ресурсопотребляющих отраслей.

     Большое влияние на изменение отраслевой структуры ТМ оказывают темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих продукцию транспортного машиностроения. Чем выше темпы развития той или иной отрасли народного хозяйства, тем больше ее потребность в машиностроительной продукции и тем выше темпы роста отрасли машиностроения, производящей эту продукцию.

Информация о работе География транспортного машиностроения России