География транспортного машиностроения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение географии транспортного машиностроения России. Ставятся такие задачи как определение структуры транспортного машиностроения, выявление основных факторов, влияющих на отраслевую и территориальную организацию транспортного машиностроения, определение основных центров и их значимости в экономике страны, а также изучение проблем и основных направлений развития транспортного машиностроения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Общая характеристика транспортного
машиностроения России…………………………………………………..
1.1.Определение и структура транспортного машиностроения……….
1.2. Основные факторы, влияющие на отраслевую и территориальную организацию транспортного машиностроения…….
1.3.Значение транспортного машиностроения в экономике России…..
Глава 2. Экономико-географическая характеристика транспортного машиностроения…………………………………………………………..
2.1. Транспортное машиностроение России…………………………..
2.2. Территориальная и отраслевая организация транспортного машиностроения. Основные центры……………………………………..
2.3. Основные проблемы транспортного машиностроения России…..
Глава 3. Перспективные направления развития транспортного машиностроения России…………………………………………………..
3.1.Государственная политика в области транспортного машиностроения…………………………………………………………….
3.2. Перспективы развития транспортного машиностроения России.…
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     Развитие  специализации и кооперирования производства приводит к разделению существующих отраслей и к образованию новых отраслей, специализирующихся не только на изготовлении отдельных видов продукции и ее частей, но и на осуществлении определенных стадий технологического процесса.

     Массовое  внедрение в производство научных  достижений, широкое распространение  современной высокопроизводительной техники влекут за собой усиление концентрации производства и углубление его специализации не только в рамках национальных хозяйств, но и в пределах целой группы сотрудничающих стран. Экономическая интеграция, объединяя силы стран - участниц и углубляя разделение труда между ними, способствует прогрессивным сдвигам в отраслевой структуре их хозяйств, вытекающим из требований научно – технического прогресса.

     Также к факторам, оказывающим влияние на размещение предприятий транспортного машиностроения, можно отнести: наукоёмкость, металлоёмкость, трудоёмкость, близость потребителя.

       Наукоёмкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

     Металлоёмкость. Отрасли транспортного машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, железнодорожного, судостроительного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья.

     Трудоёмкость. С точки зрения трудоёмкости транспортное машиностроение характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно - технические кадры. Например, чрезвычайно трудоёмкой  можно назвать авиационную промышленность (Самара, Казань).

     Близость  потребителя. Продукцию некоторых  отраслей транспортного машиностроения, таких как: судостроение, авиастроение, - очень трудно транспортировать , поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

     Значительное  влияние на отраслевую структуру  транспортного машиностроения оказывает рост материального благосостояния и культурного уровня народа. Под влиянием этих факторов образуются новые производства по изготовлению предметов культурно – бытового назначения.

     В таблице 1 представлена территориальная специализация транспортного машиностроения Российской Федерации.

     Таблица 1

     Территориальная специализация транспортного машиностроения Российской Федерации

    Федеральные округа Специализация ТМ
    Центральный авиакосмическая промышленность,

     железнодорожное

    Приволжский авиакосмическая промышленность,

    речное  судостроение

    Уральский авиакосмическая промышленность,

     железнодорожное

       
     
    Северо-Западный морское судостроение, судоремонт
    Южный морское судостроение, судоремонт
    Сибирский авиакосмическая промышленность,

    железнодорожное машиностроение

    Дальневосточный морское судостроение,

    судоремонт,

    авиационная промышленность

 

     Из  таблицы 1 видно, что морское судостроение распространено в Северо-Западном, Южном и Дальневосточном федеральных округах. Его размещение отражает такие особенности отрасли, как специализацию и связанное с ней внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование, обеспеченность трудовыми ресурсами. Также оно обусловлено близостью к морям, а, следовательно, к потребителю продукции морского судостроения. Размещение речного судостроения в Приволжском федеральном округе отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны.

     Размещение  железнодорожного машиностроения в  Центральном, Уральском и Сибирском федеральных округах связано с наличием в этих районах металлов, а также древесного сырья, трудовых ресурсов. Развитие крупномасштабного транспортного машиностроения (железнодорожного, авиастроения) обусловлено центральным положением района и наличием в нем густой сети путей сообщения.4

      Авиастроение  и ракетно-космическое строение распространено в районах с наибольшей обеспеченностью металлами, квалифицированными трудовыми ресурсами. Это Центральный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

     Таким образом, размещение предприятий транспортного машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку. 

    1. Значение  транспортного машиностроения в экономике России.

     Транспортное  машиностроение имеет огромное значение в экономике и социальной сфере Российской Федерации. Оно производит предметы потребления, в основном, длительного пользования.

     Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт  магистральными грузовыми, пассажирскими  и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т.д. Магистральные тепловозы производятся на одном из старейших машиностроительных заводов – Коломенском, маневровые промышленные тепловозы – в основном, в Центральном районе (Брянск, Калуга, Людиново, Муром) и на Урале. Грузовое вагоностроение сконцентрировано в Западной Сибири (Новоалтайск), в Восточной Сибири (Абакан). Пассажирские вагоны производят Тверской, Демиховский и Санкт-Петербургский заводы. Путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др. машины изготовляются пока в недостаточном количестве и ассортименте, их производство сосредоточено в городах европейской части России – в Калуге, Туле, Вятке, Саратове, Энгельсе, Армавире, Тихорецке.

     В авиационной промышленности кооперируются  предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани и Улан-Уде производят вертолеты.

       Большинство предприятий судостроительной отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, а заканчивается на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек или в защищенных от моря гаванях.

     Транспортное  машиностроение представляет собой комплекс отраслей, изготавливающих средства производства, транспорта, а также предметы потребления и оборонную продукцию. Машиностроение, частью которого является транспортное, - это ведущая базовая отрасль экономики и ее главный системообразующий элемент, определяющий состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка.

     Доля  в российском ВВП каждой из отдельных  машиностроительных отраслей — около 1%. Исключение — автопром, доля в  ВВП которого составляет 1,8%, а также  транспортное машиностроение (1,2%).5

     Средняя рентабельность продаж предприятий  транспортного машиностроения в 2009 году составила 5,6%.6

     Общий отраслевой объем инвестиций в 2009 году составил 3,3 млрд. рублей, что по сравнению с 2008 годом больше на 57%, однако этого явно не достаточно для реализации технологического и инновационного "прорыва" в транспортном машиностроении.

     Доля  инвестиций в НИОКР по отношению  к выручке составила всего  лишь 0,25%.

     Таким образом, транспортное машиностроение является важной отраслью экономики, которая обеспечивает другие сферы деятельности средствами труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Экономико-географическая характеристика транспортного  машиностроения.

2.1.  Транспортное машиностроение России.

     Основными подотраслями транспортного машиностроения являются железнодорожное, авиационное, ракетно-космическое и судостроение.

     Железнодорожное машиностроение – это производство и реконструкция подвижного состава (тепловозы, электровозы, различные виды вагонов, платформ, локомотивы). Эта подотрасль транспортного машиностроения очень металлоёмкая и трудоёмкая. Основными поставщиками сырья выступают металлургический, химический комплексы, текстильная и лесная промышленность.

     Российские  предприятия железнодорожного машиностроения: Тверской вагоностроительный завод, Уралвагонзавод, Вагоностроительная компания Мордовии, Вагонмаш, Калининградский вагоностроительный завод, Торжокский вагоностроительный завод. Этими предприятиями в 2009 году было произведено 35 секций магистральных тепловозов, 232 магистральных электровозов, 1399  магистральных пассажирских вагонов, 23,4 тыс. магистральных грузовых вагонов.7

     Ряд российских вагоностроительных предприятий ведут активное сотрудничество в совместном производстве и разработке оборудования для железнодорожной отрасли с рядом зарубежных компаний, среди которых Alstom, Siemens, Starfire Engineering&Technologies, Nippon Sharyo Ltd, American Railcar Industries и Amsted Rail.

     Судостроение – это подотрасль транспортного машиностроения, производящая речной и морской транспорт. В качестве сырья оно, в основном, использует продукцию металлургического и лесного комплексов.

     В России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного  и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники.

     По  другим оценкам, в России насчитывается  около 4000 предприятий и организаций, которые в той или иной степени  обеспечивают производство продукции  и услуг в области создания техники для изучения континентального шельфа, а также хозяйственной и военной деятельности на внутренних морях и в международных водах.

     В соответствии с указом президента РФ, подписанным в марте 2007 года, создана  Объединённая судостроительная корпорация, основным полем деятельности которой рассматривается развитие гражданского судостроения. Объединённая судостроительная корпорация консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия.

     В 1995—2005 годах на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов. К 2007 году этот показатель повысился до 6 %, в 2008 году составил 8 %. В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей.8

     Объем производства в российском судостроении за 11 месяцев 2009 года увеличился на 50 %. В 2010 год российское судостроение вошло с ростом в 62 % .

     Авиационная промышленность – это отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники. Данная отрасль является потребителем продукции металлургического и  химического комплексов.

Информация о работе География транспортного машиностроения России